Ветераны и власть

«Доживем как-нибудь так…»

Люди, приближавшие день Великой Победы, по-прежнему обитают в коммуналках и в аварийном жилье

Балтийская медиа-группа уже несколько лет внимательно следит за тем, как в нашем городе исполняется президентский указ, в соответствии с которым каждый ветеран Великой Отечественной войны должен был быть обеспечен достойным жильем. Год назад телеканал 100ТВ провел акцию «Сообщи о блокаднике в коммуналке», благодаря которой смогли выбраться из трущоб многие пожилые люди. А в редакции газеты «Вечерний Петербург» активно работает горячая линия «36 квадратных метров», оказывающая содействие ветеранам в решении многочисленных вопросов, связанных с получением долгожданных квартир. Увы, этих вопросов и проблем остается еще очень и очень много…

Они бывают и бомжами
Результаты работы горячей линии «Вечерки» в 2013 году таковы: положенное жилье получили 45 ветеранов и блокадников (из них 11 до этого жили в коммуналках, а трое и вовсе находились на положении бомжей, потеряв свою жилплощадь в том числе и в результате мошеннических действий различных негодяев). В настоящий момент помощь в получении жилья требуется - и оказывается! - 279 участникам великих событий. Много ли это для города-миллионника? Да, это огромная и очень печальная цифра! Не нужно напоминать, что победители постепенно уходят. Кроме того, есть и сухая статистика: например, в 2012 году квартиры в Петербурге были предоставлены 275 ветеранам. Вполне соотносимо с количеством тех, кто еще только обивает пороги административных кабинетов, не правда ли?
Напомним самое главное: в соответствии с действующим указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» абсолютно все нуждающиеся в этом пожилые герои должны быть обеспечены отдельными квартирами.

Квартира есть, но в нее не пускают
В прошлом году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко поддержал этот указ, если можно так выразиться, дополнительными мерами - отменил ограничение в 15 квадратных метров для ветеранов, проживающих в коммунальных квартирах. Ранее, если общая жилплощадь участника Великой Отечественной или блокадника в коммунальной квартире превышала эту цифру, на городскую очередь его не ставили. Даже если он жил в самой жуткой, «нехорошей» коммуналке! Теперь метраж для ветеранов, живущих в коммунальных квартирах в Петербурге, значения не имеет - это предусмотрено мартовской поправкой в региональный закон «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан».
Да вот только некоторые городские бюрократы до сих пор делают вид, что ни о каких поправках не слышали. Более того, создается впечатление, что и указ президентский им неведом. То, как в Петербурге обращаются с ветеранами, посмевшими претендовать на новое жилье, наводит на мысли о том, что у нас в городе развелось слишком много царьков районного масштаба!
- Чиновники искусственно создают условия, при которых получение квартиры, обещанной президентом, становится неосуществимым, - уверена Татьяна Смирнова, юрисконсульт горячей линии «36 квадратных метров». - Даже когда сама квартира уже есть - стоит, ждет того ветерана, которому она выделена. При этом, естественно, человек из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий исключается и ситуация просто застопоривается.

Справка за справкой
«Разве такое вообще возможно?» - спросите вы. Оказывается, очень даже возможно. Яркий пример - история Людмилы Васильевны Петровой, блокадницы, ветерана труда, международного арбитра по шахматам.
Она проживает в коммунальной квартире, имея право собственности на 1/2 часть этого жилья. Вторую половину занимает соседка, человек посторонний. Требования, предъявляемые чиновничьими инстанциями к блокаднице, странны и неправомерны: они желают, чтобы в свидетельстве о праве собственности Петровой была указана не 1/2 квартиры, а непосредственно комната. Более того, удивительные требования множатся и становятся все более абсурдными: от Петровой требуют еще и перераспределения долей в квартире. То есть она каким-то образом должна повлиять на соседку, купившую комнату рядом за свои кровные, чтобы та отдала часть своей 1/2 доли в праве собственности на квартиру блокаднице. Но ведь ветераны войны и блокадники, проживающие в коммуналках, согласно указу президента и обещанию губернатора, должны получить новое жилье вне зависимости от метража! При чем тут вся эта мышиная возня на коммунальной жилплощади? У Людмилы Васильевны нет ответа, а чиновники его давать не желают.

Ошибочка вышла!
Не менее удивительна ис­тория Владимира Васильевича Мос­ковцева, блокадника, много лет стоявшего в очереди на жилье. Квартиру ему дали - и сразу трехкомнатную! Потом («извините, ошибочка вышла») отобрали ее, предоставили однокомнатную. А затем отняли и ее - по причине излишка метража. Естественно, предварительно сняв заслуженного человека с очереди.
Московцев обратился в независимую экспертизу по причине аварийности своих «излишков»: половина старого дома, унаследованного им еще от родителей, признана непригодной для жилья. Никакого интереса ни у кого это не вызвало.
Ровно год назад, 24 января 2013 года, Владимир Васильевич выступил в эфире телеканала 100ТВ в рамках акции «Сообщи о блокаднике в коммуналке». Эта об­щегородская акция расшевелила и горожан, и чиновников, вызвала шквал звонков на горячую линию «36 квадратных метров» и многим действительно помогла. Многим - но не Мос­ковцеву. Тогда с его ситуацией пообещали (опять же в прямом эфире!) разобраться представители Жилищного комитета, но… за год как-то так и не нашли времени, чтобы поинтересоваться судьбой ветерана.
Впрочем, аварийное жилье - это беда очень и очень многих, особенно в Ленинградской области. Инвалид Великой Отечественной войны Алида Андреевна Федянина живет в Волосовском районе Ленобласти в старенькой избушке - иначе не скажешь! Тем не менее официальная экспертиза местной администрации признала ее годной для жилья. А независимые эксперты - негодной. Так и ходит Алида Андреевна по судам. В свои-то 102 года!

Чего вы ждете, бюрократы?
Вовлекая блокадников и ветеранов в пустые судебные тяжбы, затягивая время, отклоняя документы, требуя принести «еще и вот такую справку», чиновники из районных администраций добиваются… Страшно даже сказать вслух, чего они добиваются, точнее, чего дожидаются. Этих людей, отстоявших в боях с фашистами свободу и независимость нашей Родины, выживших в нечеловеческих условиях блокады, трудившихся в осажденном Ленинграде, с каждым годом становится все меньше. Логика циников проста: стоит помотать им нервы еще пару лет, и вопрос с квартирами отпадет сам собой… Как отмечает юрис­консульт Татьяна Смирнова, некоторые ветераны просто не находят сил на борьбу - и отступаются: «Не надо нам такой благодарности. Мы как-нибудь уж так доживем».
Фактически в Петербурге нет никакого надзора за вопиющей ситуацией с предоставлением (точнее, непредоставлением!) жилья ветеранам. Можно было бы думать, что это районные администрации так нехороши, творят что хотят на местах. Можно было бы! Если бы все документы - и скорбные жалобы стариков, и многочисленные запросы журналистов Балтийской медиа-группы - не направлялись непосредственно в Жилищный комитет, откуда их тут же спускают в районы. Таким образом, администрация города умывает руки и повлиять на ситуацию не пытается.

Выживай как хочешь
А бывает и так - жилье вроде бы предоставили. Пусть и не то, что обещал президент, а всего лишь социальную квартиру (у нас, в Петербурге, участникам Великой Отечественной войны выбирать не приходится).
Вот и Виктор Никитьевич Лучинкин, переехав в социальный дом на Сиреневом бульваре, 15, буквально с улицы (они с женой были беженцами из зоны грузино-абхазского конфликта), поначалу готов был благодарить городское начальство за оказанную милость. Дом этот, между прочим, открывался несколько лет назад с большой помпой, на «презентации» присутствовала сама Валентина Матвиенко, бывшая в тот момент губернатором. Тем не менее здание начало просто-напросто разваливаться - трещины в стенах расширились до таких размеров, что жильцов начал заливать дождь! Лучинкин боится, что на голову ему сложатся верхние этажи. Щели наспех замазаны штукатурами, а в ответ на обращение ветерана о предоставлении ему жилья в соответствии с указом президента судья сказал: «Есть социальная квартира? Там и живите!»
Из суда ветеран прямиком отправился в больницу, а затем, грустно взирая на стены с замазанными трещинами, - в свое социальное жилище. Между тем требование Лучинкина вполне правомерно - участники Великой Отечественной войны имеют право сдать социальную квартиру государству и получить ту самую, гарантированную главой государства…

Новое жилье не лучше старого
Нескучно живет и Ирина Владимировна Яворская - дочь полка, инвалид второй группы, награжденная орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». После войны отправилась с мужем, также прошедшим всю войну, туда, куда Родина послала служить, - в Среднюю Азию. В Узбекистане благодаря ей появились два музея, посвященные событиям военных лет. После развала СССР она вернулась в Россию, будучи человеком уже немолодым и не слишком здоровым, - Ирина Владимировна передвигается в инвалидной коляске, имеет эндопротез тазобедренного сустава.
Тем не менее Яворская до сих пор работает (!) секретарем в межрегиональном Комитете ветеранов войны. Вот только выходить из дома ей приходилось… на четвереньках. Иначе она не могла спуститься по старинной винтовой лестнице дома постройки середины XIX века. Выносить на улицу коляску весом 40 килограммов ей помогала дочь, с которой Яворская проживала совместно. После нескольких лет мытарств этой удивительной женщине предоставили - о чудо! - социальное жилье (не без участия журналистов Балтийской медиа-группы). Это могла бы быть история со счастливым концом, да вот только самостоятельно покинуть выстраданную квартиру (также в старом фонде) Ирина Владимировна не может - этаж высокий, а лифт расположен так, что добраться до него на коляске совершенно невозможно. Выходить из дома и возвращаться ей по-прежнему помогает дочь, теперь уже приезжающая к маме два раза в день специально ради этой эквилибристики. Вот такими добрыми делами могут похвастаться наши чинуши, ответственные за распределение льготного жилья!

«Благодарность» потомков
«Они что, нам мстят?» - такой вопрос периодически можно услышать от ветеранов, которые уже просто не знают, куда обратиться, чтобы их услышали. Управление по обращениям и жалобам Смольного, виртуозно составляющее отписки, отправляет их в районные администрации, где эти старики и так уже обили все пороги.
- Нет уважительного отношения к участникам войны, даже минимального, - с горечью говорит юрисконсульт горячей линии «36 квадратных метров» Татьяна Смирнова. - Нередки случаи, когда из одной инстанции приходит ответ, подтверждающий право постановки на учет, и тут же из другой, подчиненной первой, - отказ в такой постановке. Чиновники не дают себе труда даже прочитать попадающие к ним документы!
Может быть, и не стоило бы приводить все эти истории из жизни ветеранов. Само их существование работает на руку бюрократам, формируя в обществе циничные и ложные идеи: мол, раз есть прецедент, значит, неизвестно, на чьей стороне правда. А правда на самом деле - одна-единственная: ветеранов и блокадников город ОБЯЗАН обеспечить жильем вне зависимости от «роскошного» метража их прогнивших коммуналок! И уж конечно, лучшие люди нашей страны не должны обитать в старых, покосившихся строениях без воды и тепла, про которые любой здравомыслящий человек, даже не будучи экспертом, может сказать: «Так жить нельзя!»

Софья МИХАЙЛОВА

 

Хорошая новость

Георгий Полтавченко вручает ветеранам ордера на квартиры

Когда этот материал уже был готов к печати, стало известно, что губернатор Георгий Полтавченко вручил 26 ветеранам Великой Отечественной войны документы на новые квартиры.

«В канун очень торжественного и важного праздника - 70-летия со дня полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады - мы вручаем вам документы на новое жилье. Это хороший и добрый знак. Эта работа во исполнение указа президента будет продолжена и в этом году. Вы, ветераны и блокадники, заслуживаете не только поддержки и понимания со стороны близких и родных, но и администрации города», - сказал глава города.
Напомним, что с момента подписания президентского указа об обеспечении ветеранов отдельными квартирами прошло без малого шесть лет.

12.10.2015