Медицинские заметки
Врачи и пациенты - кто кого?
Почему первые не любят вторых, а вторые не уважают первых
Все люди делятся на медиков и пациентов и не могут обойтись друг без друга - одни погибнут, другие останутся без работы. Мы объединены общей целью и ради ее исполнения должны дружить, однако враждуем. Почему врачи и пациенты стали ненавидеть друг друга и кто первый должен протянуть руку для заключения перемирия?
Идиот, а ведет себя как нормальный
Хамство со стороны как больных, так и врачей стало явлением обыденным. Общаясь в Интернете, врачи называют пациентов «быдлом», «сирыми и убогими» и «неврастеничными ипохондриками». Врач-блогер рекомендует коллегам сохранять спокойствие: «Если вам попался вежливый больной, считайте, что повезло: надо же - идиот, а ведет себя как нормальный!» При этом врачи угрожают работать на одну ставку, уйти из медицины и оставить нас наедине с болезнями.
Но страшнее всего, конечно, мордобой, доходящий иногда до убийств. Памятен случай, когда в Екатеринбурге убили врача-акушера, подкараулив его во дворе. И как хирург из Перми прямо в реанимации нанес больному смертельные удары в грудь. Можно долго разбирать причины, толкнувшие тех и других на месть, но суть остается одна - мы встали по разные стороны баррикады. Равнодушие и халатность врачей вызывают у больных недоверие и озлобленность. Их ненависть выражается в жалобах и судебных тяжбах. Появился даже термин «профессиональные пациенты». Это когда врача провоцируют на взятку, а потом подают на него в суд. Наиболее смекалистые пациенты на врачах умудряются «заработать». Недавно в суде разбирался случай, произошедший в одном из городских роддомов. Женщина подала на врача в суд за якобы оставленную в животе иголку после кесарева сечения. Доказательством являлся рентгеновский снимок, сделанный в коммерческой клинике, где женщину «прооперировали и вынули иглу». Несмотря на то что эксперты вынесли заключение о фальсификации снимка, судья открыто заявил, что будет на стороне истицы, и настаивал на мировом соглашении. Администрации роддома ничего не оставалось делать, как выплатить шантажистке компенсацию вреда. Сама она оценила ее в полмиллиона, но в результате стороны сошлись на сумме 100 тысяч рублей.
Почему врачи не любят пациентов?
Врачи не любят пациентов не только потому, что те хамят, грубят и шантажируют. Они недовольны тем, что больные не выполняют рекомендации и дают врачам «профессиональные» советы. Врачи «скорой помощи» и участковые терапевты не любят приезжать на дом к пациентам, потому что там бывает грязно. Среди пациентов встречаются пьяные и бомжи, которых вообще лечить противно - от них воняет и под одеждой ползают вши. Очень раздражает докторов, когда больной вызывает «скорую» померить давление. Врачи ненавидят пациентов, потому что какие-то отморозки нападают на медиков и издеваются над ними. И потому что за границей доктора по домам не ходят!
Недавно в Выборгском районе был случай. Женщина-врач «скорой помощи», одна, без фельдшера, выехала на «острый живот» и оказалась заложницей опасного пресмыкающегося. «Больной» решил испытать врача на храбрость и посадил за ее спиной гюрзу. К счастью, доктор не потеряла самообладания и покинула квартиру живая и невредимая, поседев от стресса.
Но главная претензия к пациентам - их желание лечиться бесплатно. «Ничего мы вам не должны!» - заявляют врачи. «Выезд врача на дом оценивается по тарифу в 200 рублей, а сантехник получает за визит 500 рублей, где логика? - вопрошает эскулап в своем блоге. - Ведь мы спасаем человеческие жизни!» Трудно не согласиться, но если ошибка сантехника закончится лопнувшей трубой, то халатность врача - дорогой на тот свет. И большой вопрос, что сначала повышать - зарплату или ответственность.
Пенсионеры для врачей - кость в горле, их не любят за то, что те «ходят и ходят» в поликлиники и не дают работать. Подразумевается, что старики должны уступить место молодым и здоровым, которых лечить легче. Или пенсионеры в принципе не могут болеть, а должны умирать, никого не беспокоя.
Врачи не любят пациентов за то, что их причислили к сфере обслуживания, хотя их миссия высока и благородна.
За что пациенты не уважают врачей
Больных возмущает, когда их плохо лечат. И когда их усиленно лечат - больным тоже не нравится. В коммерческих клиниках, где врачи уважают пациентов за то, что те платят, больные их все равно не любят, потому что теряют при этом много денег, не получая того, за чем пришли. Районный терапевт рассказала такую историю. К ней пришла больная с рюкзаком, набитым медицинскими документами. В течение полугода ее обследовали в частной клинике, но диагноз так и не поставили. У женщины оказался банальный гастрит.
Знакомый хирург поведал, что, устраиваясь на работу в частную клинику, врачи первым делом интересуются: «Как пациентов лечить - вылечивать или чтобы ходили?» При этом, как призналась начмед одной из бюджетных поликлиник, медицинское образование хромает и на работу брать некого - приходят или «незнайки», или пьющие, или «мотыльки», которых отовсюду гонят.
Пациенты не уважают врачей за то, что им приходится платить за медуслуги, обещанные Минздравом как бесплатные. Пожилая пациентка жалуется на доктора, который занимается откровенным вымогательством: «Хоть бы банку кофе принесла, знаем мы, какие у вас пенсии». Платное и бесплатное здравоохранение в госучреждениях так переплелись, что уже никто не разберется, за что мы платим. Врач направляет пациента в кассу, ссылаясь на нехватку специалистов, сломанную аппаратуру, отсутствие квоты и длинные очереди, требуя при этом подписать отказ от бесплатного лечения. Больничных пациентов возмущает, когда их помещают в коридоре на раскладушках, предлагая перевести в палату за деньги. Палата стоит пустая, но туда нельзя, она - коммерческая. Еще пациенты не любят врачей за то, что те возомнили себя богами и свысока смотрят на пациентов, не желающих это признавать.
Пациенты и их родственники не любят врачей за халатность и непрофессионализм. Число исков к врачам по поводу смерти и увечья пациентов год от года растет, и достаточно часто в судах Петербурга вина медиков доказывается.
- Последний случай - смерть младенца из-за несовместимых с жизнью родовых травм, возникших по вине врачей 18-го роддома Санкт-Петербурга, - рассказывает адвокат Александр Голованов. - Дело рассматривалось в начале 2014 года в Невском федеральном суде, маме присудили компенсацию морального вреда в 1,5 миллиона рублей. А в 2012 году Куйбышевский федеральный суд признал врачей роддома им. Снегирева виновными в тяжелом увечье, полученном ребенком, и оценил компенсацию вреда семье новорожденного в 5 миллионов рублей. Из-за халатности персонала малыш получил разрыв плечевого нерва и стал пожизненным инвалидом. Почти одновременно слушалось дело о такой же травме, вызванной неумелыми действиями врачей больницы № 38 им. Н. А. Семашко в Пушкине. Но судья Колпинского суда снизил сумму компенсации до 50 тысяч рублей, тогда как по аналогичному иску к этой больнице в Кировском суде другой пострадавшей семье присудили компенсацию 2,7 миллиона. В государственных учреждениях выплаты по искам ложатся на плечи государства, и очевидно, что суммы компенсаций судьи порой стараются занижать.
«Клянусь Аполллоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панацеей…»
На заре истории врачей не только уважали, но и даже боялись. В доэллинистическую эпоху врач был одновременно целителем и колдуном, не только возвращая жизнь, но и отнимая ее, насылая «порчу». В Средние века в доктора верили как в Бога - больным было непонятно его искусство. А когда люди стали грамотнее в плане медицины, врачей спустили с небес, хотя продолжали возносить на пьедестал и осыпать почестями. В храмах в их честь устанавливались стелы с перечислением заслуг. Но плохого лечения не прощали.
В Древней Греции за халатность, злоупотребления и неисполнение врачебного долга врачей подвергали суровому наказанию бесчестием - «адоксии». В результате доктор терял доверие общества, автоматически лишаясь практики и всех своих благ. За плохое ремесло медик эпохи Ренессанса Франсуа Рабле был посажен народом в мусорную кучу и вывалян в перьях.
Зарплата и у российских земских врачей была достойная, но труд - тяжелым. Доктор мчался за много верст, в любую погоду, чтобы спасти чужого ребенка, в то время как свой лежал в лихорадке. За некачественную работу врачебный земский устав грозил лишением места. Да и больные были не идеальными. Крестьянские избы не отличались чистотой, а пациенты - галантностью и смирением. При этом врачи спасали больных нередко ценой своего здоровья и жизни, о чем писали Чехов и Булгаков.
Недавно власти подумали, что неплохо бы пациентам доплачивать за услуги ОМС из собственного кармана. И врачи с новой силой ополчились на больных. «Пусть платят, - дружно подхватили они, - вот тогда будут нас ценить и уважать».
Между тем, как напоминает в своем исследовании «Быть здоровым или иметь здоровье?» завкафедрой медицинского факультета СПбГУ Леонид Чурилов, «земский врач и писатель В. В. Вересаев с горечью говорил о том, что рынок лишает отношения врача и пациента доверительности: каждый твой шаг осложняется рублем, звон его стоит непрерывно между тобой и страждущим человеком». Как раз доверие к врачу мы теряем со стремительной скоростью. И - еще из той же работы Чурилова: «Парацельс говорил, что взаимная вера больного и врача в успех, дух любви в клинике - это не просто условие взаимодействия доктора с пациентом, но и непосредственная целебная сила». На Западе противостояние врачей и пациентов привело к тому, что выигрывает от этой борьбы третья сторона - адвокаты. В результате пациенты подозревают врачей, а те защищаются, прибегая к гипердиагностике.
Сегодня в России пациенты не менее бесправны и ограничены в своих доходах, чем врачи. Может быть, когда обе стороны станут более обеспеченными, противостояние закончится? Пока же общество недоверчиво, не уверено в будущем и поэтому бывает агрессивным, а врачи ничем не выделяются из него. Когда недолеченные больные напоминают им о клятве Гиппократа, то в ответ слышат: «А где уважение и достойная зарплата? В клятве нет ни слова о бесплатном лечении!» Но главная мысль Гиппократа была не эта. Он создавал этические нормы в то время, когда гуманизма не было и в помине. На живых рабах проводили вивисекцию, а тяжелых больных оставляли умирать безо всякой помощи. Написав клятву, как этическую норму, великий целитель призывал жизнь человека рассматривать как высшую ценность. «Гиппократ требовал от врача быть гуманнее и снисходительнее общества, в котором он жил. Быть щедрее и жертвеннее своих пациентов», - пишет Чурилов.
Бедным пациентам и нищим врачам нечего делить, а враждовать бессмысленно. Мы оказались заложниками неэффективной системы здравоохранения, которых науськивают друг на друга ее организаторы. Они заявляют о возможностях, не предоставляя их, и обещают лечение, не исполняя своих обещаний. В этой борьбе мы теряем силы, здоровье, жизни, профессионализм и человеколюбие. И ничего не выигрываем.
Нина БАШКИРОВА
Рисунок Виктора БОГОРАДА