Честный разговор

«Позицию Запада можно спокойно игнорировать»

Анатолий Вассерман уверен: экономические санкции нанесут Европе больший ущерб, чем России

Известный публицист, политический консультант и эрудит Анатолий Вассерман за происходящим на Украине следит с особым вниманием: ведь по паспорту он сам - гражданин Украины. Несмот­ря на то что давно живет в Москве, он не получает российское гражданство. Почему? Дело в том, что свою малую родину Украину Вассерман по сей день считает частью России, а украинский язык - всего лишь диалектом русского. Даже несмотря на то, что де-юре это уже давно два разных государства. В интервью «Смене» великий Онотоле, как его именуют пользователи Интернета, поделился своими прогнозами относительно дальнейшего развития событий на Украине, успокоил тех, кто боится санкций со стороны Запада, и объяснил, какие выгоды получит наша страна в результате вхождения Крыма в ее состав.

«Не оптом, а в розницу»
- Анатолий Александрович, результаты референдума в Крыму и Севастополе известны, полуостров уже вошел в состав России. Вы приветствуете такой вариант развития событий?
- Моя позиция заключается в том, что Украина - вполне очевидная часть России, а украинцы - неотъемлемая часть русского народа. И я неоднократно говорил, что рано или поздно произойдет воссоединение Украины с остальной Россией. Исключением станет, пожалуй, лишь Галичина - восточный склон Карпатских гор. Полтора века - еще с конца 1860?х - там проводился затяжной эксперимент по отработке технологий превращения русских в антирусских. К сожалению, следует признать, что эти технологии были доведены до серьезной степени совершенства, - галичане действительно перестали быть русскими. Поэтому в обозримом будущем при восстановлении целостности России придется Галичину на какое-то время предоставить ее собственной судьбе - пока не будет найдено адекватное средство излечения от антирусскости. А переход Крыма в состав Российской Федерации, на мой взгляд, следует рассматривать просто как перераспределение административных границ. Собственно, когда в 1954 году Крым передавался из состава РСФСР в состав УССР, это также воспринималось просто как перераспределение границ внутри единой страны - Советского Союза.
- На чем основан ваш прогноз о том, что Украина и Россия в будущем почти целиком воссоединятся?
- Никаких причин для отделения Украины от остальной России, кроме амбиций некоторых украинских и зарубежных политиков, я не вижу. Соответственно, чем раньше случится воссоединение, тем полезнее и для Украины, и для нашей страны. Мои выводы основаны на серьезном экономическом анализе: причины эти достаточно основательны, чтобы их одних хватило для принятия решения. Естественно, я отстаивал включение Украины в Россию, что называется, «оптом». Сейчас процесс пошел «в розницу». А «в розницу», как вы знаете, всегда все дороже… Но раз уж процесс пошел, его надо доводить до логического завершения.
- После Крыма внимание наблюдателей приковано к тому, что сейчас происходит на юго-востоке Украины. Как вы считаете, какой украинский регион следующим попросится в Россию?
- Я могу судить только по уличной активности. Сейчас похоже, что следующим будет Донбасс - Донецкая и Луганская области. Дальше очень надеюсь, что моим землякам-одесситам удастся выстроить боеспособную структуру, способную противостоять «Майдауну». К сожалению, сейчас первая волна одесского протеста, что называется, ушла в песок. И насколько я знаю, руководство протестной Одессы решило не устраивать ежедневные протестные акции, а собирать их пореже, зато мощнее. На последнем марше в поддержку референдума было около десяти тысяч человек - одна сотая населения города, что на самом деле неплохо. Ну и, кроме того, параллельно формируются боеспособные организации из добровольцев. Надеюсь, что это удастся, и тогда «войдет обратно походкою чеканной в красавицу Одессу ударный батальон». Но первыми будут Донецкая и Луганская области.

«Не аннексия, а добровольное присоединение!»
- Что ждет Россию в ближайшее время? Стоит ли нам бояться санкций со стороны Запада?
- Формальная сторона дела - это пересмотр административного состава РФ. Это уже делалось: напомню, что в 1993 году, когда была принята нынешняя Конституция, в составе РФ было 89 субъектов, а сейчас - 83. Так что с переходом Крыма в состав РФ их стало 85: Севастополь, как и в советское время, и в украинское, остался отдельным субъектом центрального подчинения. Но есть еще и содержательная сторона - это политические и экономические санкции. Первые заключаются в ограничениях на въезд российских чиновников. Такие санкции приведут лишь к тому, что западным политикам придется чаще ездить на переговоры в Россию и оставлять здесь свои деньги. А экономические санкции нанесут Западу гораздо больший ущерб, чем нам. Соответственно, если мы будем осознавать свою правоту, то все мелкие неприятности, которые они смогут нам причинить, можно спокойно игнорировать.
- На чем основано ваше мнение, что санкции нам особого ущерба не нанесут?
- Недавно я написал по этому поводу большую статью. Там я описываю, в силу каких именно экономических механизмов все санкции, которые может применить Запад, будут для нас в высшей степени полезны. Ведь они дадут нам возрождение внутреннего производства. Не вдаваясь в тонкости экономической теории, скажу, что в современных условиях замыкание технологических цепочек через границы влечет за собой не только политические, но и экономические риски. Именно эти рис­ки в конечном счете стали одной из причин нынешней второй Великой депрессии. Если мы начнем замыкать технологические цепочки у себя, нам будет гораздо легче выбраться из этой депрессии. А Западу, соответственно, труднее. Именно поэтому, я думаю, Запад не рискнет всерьез вводить против нас какие-то новые, крупные санкции, потому что он не хочет нашего усиления и не рискнет его стимулировать таким способом.
- Америка в отношении происходящего в Крыму применяет термин «аннексия» - насколько он правомерен?
- Термин «аннексия», в отличие от множества других, связанных с перераспределением границ, не несет в себе ничего предосудительного. Ведь аннексия - это присоединение территории с распространением на ее граждан всех прав и обязанностей, какими обладают остальные граждане присоединяющего государства. Надо сказать, что аннексий в истории было великое множество - многие государства, в том числе и европейские, строились в результате аннексий. Так что ничего обидного в этом, повторюсь, нет. Но все же здесь есть одна тонкость. Аннексия предполагает предварительный силовой захват территорий. Но в данном случае силовым захватом и не пахнет. Жители Крыма самостоятельно, без помощи Вооруженных сил РФ, обеспечили себе независимость от Украины и переход в РФ. Так что речь идет даже не об аннексии, а о добровольном присоединении…

«Восстановление нашей державы началось»
- Можно ли произошедшее в Крыму считать историческим событием и насколько оно изменило мировой порядок?
- Мировой порядок, на мой взгляд, после крымского референдума не изменился. Референдум был проведен на основе ранее принятых международных норм, включая решение Международного суда ООН. А оно гласит, что волеизъявление народа на части территории государства законно, независимо от центральной власти государства. Это решение, на мой взгляд, было принято Западом в свое время ради того, чтобы создать в Косово перевалочную базу афганского героина. Но тем не менее само по себе оно признано большей частью государств. И именно на основании этого решения все нынешние заявления о том, что крымский референдум нелегитимен, не стоят той бумаги, на которой они написаны. И все же я должен признать, что, хотя мировой порядок после референдума не изменился, изменился мировой вектор движения.
- Что вы имеете в виду?
- Около четверти века наша страна распадалась. Теперь начинается ее восстановление. И вот это изменение направления движения действительно скажется не только на нашей стране, но и на всем мире, поскольку четверть века так называемого однополярного мира показала, что этот мир катастрофически неустойчив. А лучшего способа обеспечить безопасность и спокойствие в мире, чем баланс интересов нескольких равновеликих держав, так и не удалось придумать. Соответственно, то, что началось восстановление нашей державы, обес­печит в скором будущем безопасность и спокойствие всему миру.
- Однако Киев не торопится признавать результаты крымского референдума…
- То, что украинские политики кричат, что на референдуме были сплошные фальсификации, вполне естественно. Добрая половина этих политиков сама вошла во власть в результате фальсификаций. И без них они вряд ли могут представить народное голосование. Но на самом деле фальсификаций на референдуме никаких не было - его результаты совпадают с социологическими опросами и прогнозами множества независимых друг от друга аналитиков.
- Но и Запад, в частности президент США Барак Обама, заявил, что не признает результаты народного волеизъявления в Крыму...
- Американцы сами продавили через Международный суд ООН решение, по которому волеизъявление части населения законно, независимо от позиции центральной власти. После этого, как я уже сказал, референдум в Крыму стал абсолютно законным. До тех пор, пока существует Косово, вообще никто не вправе оспаривать крымский референдум. Когда Косово демонтируют, тогда и посмотрим, какие еще есть у крымского референдума юридические основания.

«В Одессу летом не поеду»
- Насколько вероятно начало на Украине военных действий?
- Военные действия со стороны вооруженных сил Украины технически невозможны просто потому, что эти силы абсолютно небоеспособны, и мы все об этом знаем. А вот Запад теоретически мог бы ввести свои войска на Украину. Правда, для этого нужно какое-то впечатляющее оправдание. Боюсь, именно его созданием и заняты сейчас киевские узурпаторы власти и их пособники в регионах. Из отрядов боевиков численностью в несколько тысяч человек они пытаются создать видимость вооруженных сил, подвести их к Перекопу и спровоцировать огонь со стороны Крыма. Удастся ли им это, предсказать трудно. Какой в этом случае будет реакция России, также сказать не могу. Знаю лишь, что эту картинку обязательно покажут по всем западным телеканалам. Что может Россия противопоставить этой угрозе? Я бы предполагал, что для защиты от ввода сил противника надо быть самим готовыми к применению силы. Но в любом случае здесь должны говорить или многозначительно молчать политики и военные, а не сторонние консультанты вроде меня.
- Насколько мне известно, вы сами каждое лето много времени проводите в Одессе - городе, где родились. В этом году ваш отдых, а также отдых тысяч россиян под угрозой?
- Лично я принял решение, что в этом году летом на Украину не поеду. Мои политические взгляды там хорошо известны, и в нынешних обстоятельствах мой приезд, мягко говоря, - дело рискованное. Но любые другие люди, не имеющие таких политических взглядов, как я, могут туда спокойно ехать. Пока организаторам переворота хватит противников и внутри страны - ведь они в общем-то составляют большую часть населения. Так что для рядовых граждан России приезд на Украину пока не слишком опасен.
- Вопрос, который волнует сейчас всех, в том числе и тех самых рядовых россиян: а чего больше принесет нам присоединение Крыма - убытков или выгод?
- Любое расширение единого экономического пространства идет на пользу хозяйству. Соответственно, и Российская Федерация получит экономические выгоды от вхождения Крыма в ее состав. Крым - место вполне доходное, причем во многих отношениях. Это один из регионов - доноров Украины. Там сейчас практически все русские регионы - доноры для Галичины и Киева. Именно из-за этого бухгалтерия украинских бюджетных взаимоотношений запутана так, чтобы создать противоположное впечатление и сделать вид, что как раз Галичина и Киев кормят русские регионы. Но выгоды будут не только финансовые. Дело также в том, что существенная часть экономического климата страны - стабильность. Долгосрочные экономические проекты требуют прежде всего стабильности. Невозможно планировать сколько-нибудь важный проект, когда знаешь, что власть в любой момент может перемениться. Доказав всему миру, что она не готова мириться с последствиями государственного переворота на Украине, Российская Федерация покажет, что ее политический климат достаточно стабилен - какие бы сказки при этом мы ни слышали от наших «либеральнутых» деятелей…

«Траты Запада на Киев себя не окупят»
- Анатолий Александрович, каков ваш прогноз относительно будущего новой киевской власти? Долго она продержится?
- Мне бы очень хотелось надеяться на то, что переворот в Киеве - это ненадолго. Но, к сожалению, сейчас этих узурпаторов власти слишком серьезно поддерживают некоторые страны, все еще именующие себя развитыми. Полагаю, что у последних уйдет какое-то время на то, чтобы понять: понесенные ими траты на поддержание киевской власти себя не оправдали…
- На чем базируется ваша уверенность, что новая киевская власть, в частности Верховная рада Украины, не способна обеспечить управление страной?
- Все решения, принимаемые Верховным советом Украины, практически ничего не стоят. Правда, у Верховного совета есть боевики… Или, точнее, у боевиков есть Верховный совет, официально штампующий их желания. Но понятно, что руководить хозяйством таким способом нельзя. Поэтому совершенно независимо от того, останется ли хотя бы формально в составе Украины Донбасс, Новороссия и Слобожанщина, экономика Украины будет разваливаться с каждым днем все стремительнее. Собственно, уже сейчас захватчики власти в Киеве вынуждены были сообщить, что большую часть денег, поступающих из-за рубежа, направят на откорм боевиков, поскольку больше им опираться не на кого. Это значит, что очень скоро всем, кто еще не сопротивляется Верховному совету, будет попросту нечего есть. Восстановить экономику Украины можно только ликвидацией нынешних узурпаторов. Надо ли для этого их арестовать и судить или хватит отправки их несколькими самолетами в Вашингтон в подарок Обаме - это уже не принципиально. Важно только, что экономику Украины может восстановить лишь устранение всех следов и последствий нынешнего государственного переворота.
- Последний вопрос: возможен ли в России такой переворот, как произошел на Украине?
- Уже невозможен. Репортажи из Киева показали, что происходит при таком перевороте, достаточно убедительно. Любые призывы к чему-то подобному в России закончатся тем, что прохожие на улице объяснят призывающему, чего он заслуживает. Наконец, нам надо признать, что власть в России все-таки более повернута лицом к людям, чем на Украине.

Светлана НОВИКОВА

12.10.2015