Честный разговор

Вероника Крашенинникова: «Россия за Крым не торгуется»

Известный российский политолог уверена, что у Запада нет серьезных рычагов давления на нашу страну

На минувшей неделе США и Евросоюз продолжили делать жесткие заявления в отношении России из-за ее политики по украинскому вопросу. Кроме того, страны «семерки» объявили о приостановке членства нашей страны в группе G8. Дошло до того, что некоторые горячие головы начали пугать Россию международной изоляцией! О том, как далеко готов зайти Запад в попытках надавить на нашу страну и каков должен быть ответ Москвы на угрозы Вашингтона и Брюсселя, мы побеседовали с известным российским политологом, генеральным директором Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероникой Крашенинниковой.

«Вашингтон боится эффекта домино»
- Вероника Юрьевна, вот уже несколько недель нашу страну обвиняют во всех смертных грехах: агрессии, имперских амбициях, нарушении принципов международного права. Почему, на ваш взгляд, Запад так болезненно воспринял возвращение Крыма в состав России?
- Для Запада воссоединение Крыма с Россией опасно по нескольким причинам. Во-первых, увеличение территории нашей страны за счет этого стратегического полуострова в Черном море дает нам серьезное военно-политическое преимущество. Во-вторых, воссоединение создает прецедент, которому могут последовать другие регионы, а в будущем, возможно, и другие государства. А США очень боятся эффекта домино - того, что Россия начнет притягивать к себе другие государства и это усилит интеграционные процессы на постсоветском пространстве. В Вашингтоне подобного развития событий, понятное дело, категорически не хотят.
- Там до сих пор присоединение Крыма к России называют исключительно «аннексией» и твердят о том, что наша страна навязывает Европе кардинальное изменение границ. А это, мол, наносит серьезный урон системе международного права…
- Что, конечно же, не так. Это просто одна из линий информационно-пропагандистской атаки, начатой против России. Самый главный факт в том, что 96 процентов жителей Крыма на референдуме проголосовали за воссоединение с Россией. Право на самоопределение народов закреплено в международных документах. К проведению референдума крымчан подтолкнул приход к власти в Киеве коалиции прозападных и западных агентов и представителей неонацистских организаций. Крымчане, безусловно, имели полное право отказаться от такого руководства в своей стране.

«Санкции ударят по самой Европе»
- Могут ли нанести России существенный урон уже примененные Западом санкции?
- Те резкие заявления и угрозы, которые мы слышим из Вашингтона и Брюсселя, ставят основной целью устрашение России. Как я уже сказала, в западных столицах больше всего боятся, что и другие регионы Украины попросятся в Россию. И вот такими санкциями-угрозами пытаются остановить этот процесс. Однако замораживание активов ряда российских чиновников и представителей элиты, а также запрет на их въезд в США и Европу, конечно же, достаточно смешные, малодейственные меры - тем более что и российское законодательство запрещает государственным служащим иметь счета за рубежом. И это, похоже, начинают понимать и в Вашингтоне. На минувшей неделе президент США Барак Обама был вынужден признать во время поездки по Европе, что не существует таких экономических санкций в отношении России, которые бы не ударили по американскому бизнесу. То есть действенных рычагов влияния на Россию у них нет.
- Значит ли это, что новых санкций не будет?
- Я уверена, что Вашингтон и европейские государства воздержатся от наложения дополнительных экономических санкций на Россию. И существенным сдерживающим фактором здесь является слабая экономика самой Европы. Мы видели, как европейские государства начали между собой торговаться. Франция говорила, что если от нее требуют что-то сделать - пусть и британцы тоже этим занимаются. А прибалты и вовсе попросили компенсацию у Брюсселя за те экономические сложности, которые у них могут возникнуть из-за прекращения отношений с Россией. Экономические санкции в современном мире ввести без вреда для себя очень сложно.
- А многое мы потеряли, перестав быть членом G8?
- В 1990-е годы вступление в «Большую восьмерку» для России было знаком зарубежного признания. Сегодня Россия гораздо меньше в этом признании нуждается и черпает уверенность в самой себе. Да и «Большая восьмерка» сегодня не та, что была в 1990-е: появились сильные государства, такие как Китай и Индия, а также влиятельные региональные организации, такие как БРИКС и ШОС. Я полагаю, что нам в любом случае, независимо от того, как будет развиваться ситуация на Украине, нужно более активно с ними сотрудничать.

«Крым для нас - принципиальный вопрос»
- То есть, лишившись Запада как экономического партнера, мы должны в первую очередь взглянуть на Восток?
- Да, это очень полезно. Отмечу при этом, что Запада как партнера мы также не лишились, - это ошибочное утверждение. Сейчас весь этот шум утихнет, и наше взаимодействие, и в первую очередь экономическое, вернется в прежнее русло. Мы помним, как разворачивались события после агрессии Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года. Сначала было много криков и стопроцентная уверенность в том, что это Россия инициировала атаку. Но постепенно истина проникала даже в западные СМИ. И международная общественность успокоилась. В итоге исполнительной власти в странах Запада также приходится вести более продуманную политику и делать меньше громких заявлений. Уже сейчас очевидно, что западная общественность не во всем согласна со своим истеблишментом - и в первую очередь с той яростной оценкой «российской угрозы», которая от него исходит. Чтобы это понять, достаточно почитать комментарии в американских центральных газетах. Большинство авторов опровергает те посылы, из которых исходят официальные власти.
- Международная изоляция, получается, нам не грозит?
- Это смешное утверждение - говорить о том, что Россия может стать международным изгоем. Нашими друзьями остается большинство государств в мире. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на результаты голосования по резолюции «Территориальная целостность Украины» в Генеральной Ассамблее ООН на минувшей неделе. Поддержать позицию Вашингтона отказались десятки государств. Ни о какой международной изоляции в данной ситуации не может быть и речи. Очевидно, что американская администрация предпринимает сейчас чрезвычайно активные усилия в информационном поле и оказывает давление на своих союзников в других государствах, подталкивая их к конфронтации с Россией, но явно безуспешно. Западу нужно понять, что Крым для России - это принципиальный вопрос. Мы за Крым не торгуемся и не идем на компромисс. Ведь на территории полуострова проживают русские граждане - те, для кого Степан Бандера не является героем. И мы должны их защитить. Кроме того, мы все делаем строго в рамках международного права и избирательного законодательства. Так что нет таких аргументов, которые могли бы изменить позицию России.

Светлана НОВИКОВА

12.10.2015