Политборьба

С элементами трагикомедии и фарса

Президентская кампания на Украине только началась, но уже напоминает балаган

Грызня за власть на Украине переходит в новую стадию: киевская хунта спешит хотя бы отчасти легализоваться и готовится к досрочным президентским выборам, намеченным на 25 мая. Провести выборы нужно как можно быстрее. Ведь чем дальше, тем менее популярны будут национал-революционеры у стремительно беднеющего народа, который вскоре ощутит на себе все прелести новых поборов, выросших тарифов и безработицы. О своих президентских амбициях заявили больше 20 человек: от Тимошенко и Тягнибока до Рабиновича и Дарта Вейдера!

Вот уж подобралась компания!
Состав участников в борьбе за президентское кресло получился пестрым, но доминируют в нем все же промайдановские представители. От «Батькивщины» выдвинули Юлию Тимошенко, которая в своих предвыборных речах действует по принципу: чем больше ругать Россию, тем лучше. Ее риторика стала более радикальной. Причем Тимошенко даже признала подлинность выложенной в Интернете а­удиозаписи ее телефонного разговора с Нестором Шуфричем, где она говорит, что готова «мочить этих кацапов вместе с их руководителем» и сделает все, чтобы «от России не осталось и выжженного поля».
От «Свободы» предсказуемо выдвинули Олега Тягнибока, при этом одна из сторонниц торжественно и публично снабдила его оберегом от пули и злого слова. Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош тоже пойдет на выборы, но как самовыдвиженец. А вот главный проамериканский кандидат - лидер партии «Удар» Виталий Кличко - уступил дорогу другому проамериканскому кандидату, Петру Порошенко - олигарху, одному из спонсоров Майдана, внефракционному депутату Верховной рады, «шоколадному королю» (так его называют, потому что Порошенко владеет кондитерским концерном «Рошен»).
Партия регионов в качестве своего кандидата выбрала бывшего губернатора Харьковской области Михаила Добкина, который, к слову, находится под домашним арестом в рамках уголовного дела за «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, совершенное представителем власти». Как в таких условиях ему проводить предвыборную кампанию - большой вопрос.
Из других желающих поучаствовать в предвыборной гонке стоит отметить еще двух «регионалов» - Сергея Тигипко и Олега Царева, коммуниста Петра Симоненко, председателя Украинской народной партии националиста Александра Клименко, экс-заместителя генпрокурора Рената Кузьмина, экс-председателя Службы внешней разведки Украины Николая Маламужа, бывшего главного врача Майдана Ольгу Богомолец, экс-министра соцполитики Наталью Королевскую. В этой дружной компании также оказался президент Всеукраинского еврейского конгресса Вадим Рабинович (присутствие такой фамилии среди кандидатов уже вызвало у бандеровцев дикую злобу) и замглавы Интернет-партии Украины Дарт Алексеевич Вейдер, пообещавший построить «Звезду смерти» для защиты страны. И ведь этот шутник даже нашел где-то денежный залог для ЦИКа в размере примерно 228 тысяч долларов, который необходимо уплатить при регистрации кандидатов в президенты Украины!

Юго-восток без лидера
Такое разнообразие и обилие желающих засветиться в президентской гонке у экспертов удивления не вызывает.
- Украинское законодательство позволяет стать кандидатом в президенты, по сути, кому угодно, - отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. - Поэтому часто среди кандидатов встречаются маргиналы, а также те выдвиженцы, которые скорее накручивают свой рейтинг известности, чем реально участвуют в выборах. Либо они оттягивают у кого-то из кандидатов некоторое количество голосов. Такие особенности стали уже традиционными для украинских выборов.
А вот значительно больше Владимира Жарихина беспокоит, что среди представленных кандидатов нет ни одного серьезного лидера, который мог бы объединить избирателей всего юго-востока Украины, выступить в качестве единого кандидата от этих регионов.
- Многие и хотели бы такими стать, например тот же Добкин или Тигипко. Другое дело, в какой мере юго-восток Украины им поверит, - продолжает эксперт. - И тот и другой себя уже немного «замазали» компромиссами с нынешней киевской властью. И я боюсь, что без явного лидера значительная часть электората на юго-востоке Украины уклонится от участия в выборах, а значит, итоги голосования отра­зят мнение в основном Центральной и Западной Украины, где активность избирателей обещает быть высокой. Поэтому главная борьба может развернуться между такими кандидатами, как Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. При этом власти в Киеве стараются сделать все, чтобы дезорганизовать юго-восток Украины. Люди там сейчас пытаются бороться, но им очень сложно по многим причинам. Долгое время позицию юго-востока старалась выражать Партия регионов, при этом она достаточно агрессивно подавляла всех конкурентов. А сейчас эта партия находится в тяжелейшем кризисе. К тому же идут задержания любых пророссийски настроенных народных активистов, которые в отличие от депутатов Партии регионов не имеют депутатской неприкосновенности, поэтому их легче арестовать. Простых же людей, выступающих за федерализацию Украины и за упрочение связей с Россией, а не с Евросоюзом, сильно давят экономически. Люди нам жалуются, что на предприятиях работников запугивают и обещают уволить за участие в пророссийских акциях.

Устранение бывших союзников
Из кандидатов в президенты стоит особо заострить внимание на Дмитрии Яроше и его «Правом секторе». Судя по всему, западные кукловоды решили зачистить часть своих прежних радикальных союзников, которые отказались сдавать оружие и вступать в специально созданную для них Национальную гвардию. На плечах боевиков и националистов бывшая оппозиция въехала в Верховную раду и в правительство, радикалы им были нужны для захвата власти. А теперь они мешают. Становиться подконтрольной структурой участники «Правого сектора» не хотят, кроме того, некоторые совсем уж неадекватные представители боевиков, типа Александра Музычко, дискредитируют новую коалицию. Поэтому западным ставленникам, судя по всему, дано добро на устранение проблемы. Дескать, возмущаться особо никто не будет. Музычко стал первой жертвой - его застрелили на прошлой неделе.
Более того, после попытки захвата Верховной рады, которую «Правый сектор» предпринял после гибели Музычко, верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон заявила: «Я решительно осуждаю активистов «Правого сектора», которые окружили здание Верховной рады Украины. Такое запугивание парламента противоречит демократическим принципам и верховенству права». Потрясающий цинизм! Напомним, когда при свержении Януковича майдановцы захватывали здание Рады и запугивали парламент, избивая его депутатов, Эштон считала это допустимым.
И все же «Правый сектор» не следует окончательно сбрасывать со счетов, уверен Михаил Ремизов, политолог, президент Института национальной стратегии, председатель президиума экспертного совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.
- Конечно, представители «Правого сектора» недовольны уровнем и качеством своего присутствия в новой власти, - говорит политолог. - Они претендовали на то, чтобы сформировать некий силовой костяк в ведомствах типа СБУ. Тогда как новое правительство стремится этого избежать, потому что в этом случае они отдадут себя в руки «Правого сектора» практически полностью. Причем для представителей боевиков «Правого сектора» не обязательно занимать позиции высших должностных лиц в этих ведомствах, важно сформировать среднее звено. В ситуации кризиса именно среднее звено силовиков многое решает, когда чаша весов колеблется. Однако бывшие союзники использовали и обманули «Правый сектор». И все же у радикалов есть шанс отыг­раться позже. То, что они сейчас только обозначили возможность силовых протестов и не стали их раскручивать дальше, как мне кажется, связано с намерением Дмитрия Яроша пройти путь легализации, принять участие в президентских выборах, заявить о себе как о политической силе, которая способна навести порядок в стране. Пусть сейчас его поддерживает мало избирателей, однако в будущем ситуация на Украине будет усугубляться. На фоне разваливающегося общества и анархии набор обещаний, традиционный для фашистских партий, может быть достаточно притягательным для немалой части населения. И это тоже надо понимать. Факт состоит в том, что фашизм исторически побеждал в ослабленных странах.

Наименее раздражающий
Тем не менее, как показывают данные соцопроса, проведенного на Украине в середине марта, сейчас Дмитрий Ярош плетется в хвосте предвыборной гонки. За него в качестве президента страны проголосовало бы всего 0,9 процента опрошенных. За ветерана политической борьбы Юлию Тимошенко отдают свои голоса 8,2 процента, а вот безусловным лидером стал олигарх Петр Порошенко, который, по данным соцопроса, набрал почти 25 процентов голосов. Конечно, данный соцопрос, проведенный прозападной организацией, нельзя считать полностью корректным и беспристрастным. Однако есть доля правды в том, что у Порошенко на данный момент достаточно высокий рейтинг. Почему же олигарх стал вдруг столь популярным? Как ни странно, потому, что все это время придерживался сравнительно сдержанной позиции.
- Опросы отражают, что и у лидеров Майдана, и у Юлии Тимошенко очень высокий антирейтинг, - поясняет политолог Михаил Ремизов. - Петр Порошенко тоже не вызывает энтузиазма, но его преимущество в том, что он пытается себя позиционировать как кандидат более компромиссный и приемлемый для юго-востока Украины. Люди могут выбрать его как «меньшее из зол». Надо помнить, что юго-восточное население по-прежнему составляет количественное большинство Украины. И не случайно кандидаты от юго-востока на выборах традиционно побеждали. Просто сейчас сильного кандидата от этих регионов нет, поэтому фору сможет иметь тот политик Майдана, который будет выглядеть в глазах жителей юго-востока более приемлемым. Результаты соцопросов всего лишь показывают картину отсутствия лидера, вызывающего доверие у юго-востока. Тот же бывший глава Харьковской области Михаил Добкин, на мой взгляд, комедийный персонаж, а Олег Царев не имеет достаточного веса. В этой ситуации Порошенко, которого считают одним из спонсоров Майдана, пусть и не устраивает юго-восток Украины, но может оказаться наименее раздражающим.

Юлия ЛИ

12.10.2015