Турне Обамы

Белозубая улыбка при плохой игре

США пытаются за чужой счет обеспечить неприятности России

Американский президент Барак Обама на прошлой неделе устроил большое международное турне. Основная цель - убедить своих союзников в Европе и на Ближнем Востоке в необходимости применения к России более жестких мер, если Кремль и дальше будет демонстрировать раздражающее упорство в отстаивании своих интересов. Однако союзники без особого энтузиазма восприняли пожелания США. Они понимают, что серьезные экономические санкции против России для них обойдутся дорого.

Не убедил
В Брюсселе Барак Обама прочитал пламенную речь, где превозносил западные ценности и обличал Россию как коварного агрессора, который, как логично вытекало из его речи, эти ценности попирает. Обама допускал некоторые исторические фактические ошибки, когда говорил о Косове, и давал не всегда достоверную информацию. Например, в который уже раз США обвинили Россию в концентрации войск у границ Украины. И в очередной раз наш МИД ответил, что ни одна западная инспекция, ни даже украинские наблюдатели не нашли нарушений. Зато Соединенные Штаты, не скрываясь, заявляют о наращивании натовской военной группировки у границ России.
И все же, несмотря на все усилия, с политической точки зрения Америке не удалось продавить решение об изоляции России. Во время голосования в Генассамблее ООН почти половина членов либо отказались голосовать за антироссийскую резолюцию, либо проголосовали против нее.
С экономической точки зрения результаты тоже не радуют. Евросоюз не настроен на жесткие экономические санкции против России - там понимают, что сейчас положение стран Европы слишком уязвимо, чтобы идти на такие меры. Попытки США переориентировать Европу на заокеанский газ пока тоже не выглядят убедительно. Доклад брюссельского аналитического центра «Брейгель» показывает, что при нынешнем уровне мировых цен на сжиженный газ для привлечения трансокеанских поставок газа в страны ЕС нужно, чтобы Европа была готова платить за этот газ в два раза больше, чем она сейчас платит России. Поэтому, осуждая Россию по украинскому вопросу, европейцы совершенно не готовы отказаться от нашего газа. Более того, они даже расширяют его потребление. Например, английская компания «Centrica» планирует этой осенью начать прямой импорт российского газа (раньше Великобритания получала голубое топ­ливо через другие страны Европы). При этом наши газовые позиции на мировом рынке укрепляются - скоро появится еще один крупный покупатель. В мае «Газпром» планирует заключить с Китаем долгосрочный контракт на поставку российского газа в Поднебесную на срок 30 лет.

Эта игра слишком дорого стоит
После Европы Барак Обама поехал на переговоры в Саудовскую Аравию. Говорили, что он хочет обсудить с королем Абдаллой ибн Абдель Азизом ситуацию вокруг Турции, совместные действия по оказанию помощи повстанцам в Сирии, а еще возможность снижения цен на нефть. Очевидно, что последнее больно ударит по экономике России и может стать главным рычагом давления на руководство нашей страны. Всем памятна ситуация середины 80-х годов, когда долговременное снижение цен на нефть стало катализатором развала Советского Союза.
Однако главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор факультета глобальных процессов МГУ, заведующий кафедрой современного Востока РГГУ Андрей Коротаев уверен, что в нынешних условиях Саудовская Аравия не пойдет на рискованную игру с понижением цен на нефть.
- Саудовская Аравия от цен на нефть зависит даже в большей степени, чем Россия, - отмечает он. - Доходы этой страны от нефти составляют заметно большую долю ВВП, чем в России. Поэтому Саудовская Аравия будет первой, кто пострадает от игры на понижение. Там еще хорошо помнят, в каком жутком положении королевство оказалось после последнего обвала цен на нефть, - тогда страна находилась на грани финансового краха. В 70 - 80-е годы Саудовская Аравия взяла на себя огромные социальные обязательства, а когда цены на нефть упали, королевство скатилось в долговую яму. Поэтому сейчас Саудовская Аравия не будет играть в игру на понижение, иначе за нее придется заплатить цену в сотни миллиардов долларов. А для страны с 30-миллионным населением это совершенно колоссальные потери.

Юлия ЛИ

12.10.2015