От первого лица

Владимир Путин: «Международную политику надо избавить от двойных стандартов и вранья»

Об этом и многом другом президент России заявил во время традиционной прямой линии с народом

Традиционная, уже двенадцатая по счету прямая линия главы государства с народом состоялась на минувшей неделе. На этот раз она прошла в новом формате: президент Владимир Путин говорил не столько о каждодневных рутинных проблемах, сколько о вопросах глобальных, имеющих общемировое значение, а порой даже философских. И это неудивительно: уже почти полгода с первых полос всех мировых СМИ не сходит Украина, и Россия является активным участником происходящих событий. Вернув в свой состав Крым, наша страна стала совсем другой, и во время общения Путина с народом это проявилось еще отчетливее. Приводим самые интересные выдержки из состоявшейся прямой линии.

О юго-востоке Украины
- Очень важно сегодня вместе подумать на тему о том, как выходить из ситуации, предложить людям вот этот настоящий - не показной, а настоящий диалог. Ведь сегодняшние киевские руководители приезжают на восток, но с кем они там встречаются? Они встречаются со своими назначенцами. Так для этого не надо в Донбасс ехать, для этого достаточно вызвать их в Киев и провести там совещание. С людьми надо разговаривать и с их реальными представителями, с теми, кому люди доверяют… Только в ходе диалога, в ходе демократических процедур, а не с использованием вооруженных сил, танков и авиации можно навести порядок в стране.

О «руке Москвы»
- Чушь это все! Нет на востоке Украины никаких российских подразделений, нет специальных служб, нет инструкторов. Это все местные граждане. И самым лучшим доказательством этому является то, что люди, что называется, в прямом смысле слова сняли маски. И своим западным партнерам я сказал: «Им некуда уходить, они никуда не уйдут, они хозяева этой земли, и нужно разговаривать с ними».

О возможном вводе войск
- Надо прямо сказать: все-таки национальный, этнический состав Крыма отличается от юго-востока Украины… Мы точно знаем, что мы должны сделать все, чтобы помочь этим людям защитить свои права и самостоятельно определить свою судьбу. Вот за это мы и будем бороться. Я напоминаю, что Совет Федерации предоставил президенту право использовать вооруженные силы на Украине. Очень надеюсь на то, что мне не придется воспользоваться этим правом и что политико-дипломатическими средствами нам удастся решить все острые, если не сказать острейшие, проблемы.

О развитии Крыма
- Крым - это туризм и отдых, но не только, в Крыму очень хороший промышленный, сельскохозяйственный потенциал, и мы будем это развивать. В чем он заключается? Есть жизнеспособные предприятия, они требуют дополнительной модернизации и докапитализации, и, конечно, мы будем это делать. Я уже упоминал о судостроении и судоремонте, но есть и другие промышленные кластеры, если не кластеры, то предприятия весьма перспективные, есть очень перспективная инфраструктура, в том числе портовая инфраструктура и так далее, есть сельское хозяйство… И сфера услуг, все-таки про это тоже забывать нельзя, всегда Крым славился, и о нем говорили не только как о базе Черноморского российского военного флота, но и как о всероссийской и всесоюзной здравнице. Мы будем развивать, конечно, и это.

Об оппозиционных мастерах культуры
- Вы знаете, я, честно говоря, не чувствую какого-то особого изменения ситуации, какого-то особого накала даже в связи с событиями в Крыму и Севастополе. Да, есть борьба мотивов, борьба точек зрения, но им же никто не мешает высказывать, за это же не хватают, не сажают, не упекают в лагеря, как это было в 1937 году. Люди, которые высказывают свою точку зрения, они, слава богу, живы, здоровы, занимаются своей профессиональной деятельностью. Но то, что они встречают отпор, то, что они встречают другую позицию и неприятие их собственной позиции, - вы знаете, у нас часть интеллигенции не привыкла просто к этому. Некоторые люди считают: то, что они говорят, - это истина в последней инстанции и по-другому быть не может, и когда они что-то видят в ответ и слышат в ответ, это вызывает такую бурную эмоциональную реакцию.

О расширении НАТО
- Мы сами всех задушим! Что вы так боитесь? Страха у нас нет: ни у меня нет, ни у кого не должно быть. Но мы должны исходить из реалий… Кстати говоря, и наше решение по Крыму в том числе было связано отчасти и с этим. Конечно, прежде всего и главным образом это поддержка крымчан. Но и соображение такого порядка, что если мы ничего не сделаем, то в какое-то время, руководствуясь теми же самыми принципами, втащат в НАТО Украину и скажут: «Вас это не касается» - и натовские корабли окажутся в городе русской военно-морской славы - в Севастополе.

О связях с Европой
- Особенности России, они кардинальным, глубинным образом не отличаются от европейских ценностей. Мы все - люди одной цивилизации. Да, мы все разные, у нас есть свои особенности, но глубинные ценности одинаковые. И мне кажется, нужно, безусловно, стремиться к тому, чтобы нам создавать Европу от Лиссабона до Владивостока. Если мы это сделаем, у нас есть шанс в будущем мире занять достойное место. Если мы пойдем по другому пути, если мы будем разделять Европу и европейские народы, будем заниматься сепаратизмом в широком смысле этого слова, то мы все будем малозначимыми, неинтересными игроками и никакого влияния на мировое развитие и даже на свое собственное оказать не сможем.

Об отношениях с США
- Доверие действительно в значительной степени утрачено. Но почему это происходит? Мы считаем, что здесь нет нашей вины. Почему? Потому что вот эти подходы, как мы говорим, с двойными стандартами, они нас разочаровывают всегда. Что получается? Что действовать так, как действуют Соединенные Штаты в Югославии, в Ираке, в Афганистане, в Ливии, - Соединенным Штатам можно, а защищать свои интересы России не дозволено… Для того чтобы доверие поднять, нужно учитывать интересы друг друга, говорить на одном языке, избавить международную политику от двойных стандартов и вранья, больше уделить внимания и придать большее значение международному праву, а не той политике силы, о которой здесь уже мы говорили.

О русской душе
- Мне кажется, что русский человек, или, сказать пошире, человек русского мира, прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало. И поэтому русский человек, человек русского мира, обращен больше не в себя, любимого… Конечно, мы менее прагматичны, менее расчетливы, чем представители других народов, но зато мы пошире душой. Может быть, в этом отражается и величие нашей страны, ее необозримые размеры. Мы пощедрее душой.

Подготовила
Юлия ФРОЛОВА

 

Комментарии экспертов

Дмитрий ГАВРА, политолог (Санкт-Петербург):
«Аудитория Путина стала гораздо шире»
- Состоявшаяся на минувшей неделе прямая линия отличалась тем, что имела заметно большую аудиторию, чем ранее. До этого она была нацелена прежде всего на регионы, страну в целом - то есть граждан России. Среди аудитории нынешней прямой линии были и лидеры государств, и мировое сообщество, и украинские избиратели с запада и востока, и киевская элита, которая захватила власть. Кроме того, в тот же день в Женеве прошли четырехсторонние переговоры России, США, Европы и Украины. Поэтому неудивительно, что прямая линия по большей части оказалась посвящена Украине и именно на ней Путин сделал ряд принципиально важных заявлений.
Важной аудиторией также была та часть нашего общества, которую мы привыкли называть интеллигенцией, и прежде всего речь об интеллигенции либеральной. Ей были даны соответствующие сигналы - и в первую очередь сказано об отсутствии планов ужесточения внутренней политики. Я бы добавил еще одно: задачей этой прямой линии было снять страхи, успокоить людей, которые боятся, что их жизнь ухудшится после присоединения Крыма.
Позиция Путина по ситуации на Украине достаточно принципиальная. Мы впервые услышали из уст президента - раньше он это слово не произносил - понятие «Малороссия». И это принципиально важно. Большинство называют этот регион юго-востоком Украины. Кроме того, Путин аккуратно, но жестко обозначил возможность военного участия России в урегулировании ситуации, добавив, что очень надеется, что данное ему Советом Федерации право не будет использовано. Таким образом, он дал важный сигнал горячим головам в Киеве и тем зарубежным советникам, которые киевскими марионетками управляют. Президент еще раз посоветовал Киеву: не нужно вести войну против людей с помощью бронетехники и военных самолетов. Также Путин обозначил те условия, при которых мы можем признать выборы 25 мая на Украине. Таким образом, признание или непризнание результатов этих выборов - тот козырь, который находится в кармане у России.

Валерий ОСТРОВСКИЙ, политолог (Санкт-Петербург):
«Президент призвал повысить уровень политической культуры»
- На состоявшейся прямой линии прозвучал призыв президента к широкой национальной консолидации. Ее, считает глава государства, надо провести на основе русской культуры, элементарной человеческой порядочности и непредвзятости. Это фактически призыв выработать новую политическую стилистику - чтобы в политике стало меньше оскорблений и злобы. Лично я обратил внимание на то, что наш президент, любитель острых словечек, на этот раз на протяжении всех четырех часов общения с народом не применял их. Наоборот, даже своих собеседников он призывал быть аккуратнее в выражениях, уважать чужое мнение и вести себя в рамках высокой политической культуры. Ранее такого не было.
Услышат ли главу государства участники политического процесса или продолжат поливать друг друга грязью - это уже вопрос личного выбора каждого. Лично я считаю прозвучавший посыл очень важным и своевременным, потому что в последнее время в людях стало больше озлобленности. Нормальное будущее мы можем себе обеспечить, лишь искоренив ее, сделав ставку на доброту, порядочность и высокую культуру.
Что касается ситуации на Украине, лично мне, как человеку с историческим образованием, очень важным кажется то, что Путин размышлял об истоках национализма украинцев, об украинской истории. Он призывал понять даже тех, кого мы называем бандеровцами. А поняв - содействовать национальному примирению на Украине. Сегодня в самой России наблюдается чрезвычайно высокая степень народной консолидации после Крыма. И в этой ситуации очень важно не нагнетать ситуацию.

Александр ДУГИН, политолог, философ, лидер Международного евразийского движения
(Москва):
«В России произошла патриотическая революция»
- Нынешняя «линия» фундаментально отличается от предыдущих. Я впервые увидел настоящего Путина - Путина, которого я всегда надеялся и всегда мечтал увидеть с 2000 года. В предшествующие годы было много споров, кто он, российский президент, - в какой степени патриот, в какой либерал. Теперь сомнений не осталось. Особенно если учитывать еще и последние события - присоединение Крыма, изменение тона и содержания политического вещания центральных каналов. Теперь стало окончательно понятно: в России произошла патриотическая революция, причем произошла она сверху. И что немаловажно - не путем подъема народа, а путем движения в сторону народа со стороны верхов.
В сфере международной политики - и это стало очевидно по результатам прямой линии - Россия вступила на путь утверждения многополярного мира. Это означает войну с американской гегемонией, неприятие диктата со стороны Запада. Мы будем действовать независимо от того, что хочет от нас Вашингтон. Путин рассказал, какие риски мы при этом несем, что мы можем потерять, что нам грозит. Он подробно остановился на теме санкций, теме цен на нефть и газ. И я уверен, это не его ситуативный ответ на украинский кризис, это новая стратегия развития.
Что касается Украины, то Америка, сверг­нув Януковича, не оставила нам никакого другого выбора - только воссоединение с Крымом и защита интересов Новороссии. Юго-восток Украины сам выберет свою судьбу. Однако гарантом этого являются российское вооружение и российская политика вкупе с экономикой. Данный выбор обеспечен всей российской мощью. Поэтому, как мне кажется, борьба юго-востока Украины за свою свободу и независимость в ближайшее время может вспыхнуть с новой силой.

Подготовила
Юлия ФРОЛОВА

12.10.2015