Неприступная родина

«Гоголя бы даже не допустили до экзамена по русскому языку!»

Эксперты критикуют новый закон об упрощенном порядке получения российского гражданства

В апреле Госдума приняла новый закон, который предусматривает упрощенный порядок получения российского гражданства для носителей русского языка. Депутаты надеются, что это придаст ускорение процессу возвращения в Россию русскоязычного населения, оставшегося после развала СССР за границами нашей страны. Сейчас для многих соотечественников путь получения российского гражданства крайне труден. Люди часто жалуются, что их ставят в один ряд с не знающими русского языка гастарбайтерами, что они постоянно сталкиваются с бюрократическими препятствиями, а процесс получения заветного российского паспорта затягивается на долгие годы. Новый закон облегчает процедуру для носителей русского языка, однако эксперты отмечают в нем и ряд серьезных недостатков.

Языковой барьер
Хорошо, что наши власти хотя бы четко определились с тем, кого они считают соотечественниками. Ведь не секрет, что долгие годы это понятие было весьма расплывчатым, а работа с сооте­чественниками за рубежом велась достаточно вяло. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Украинский кризис заставил российские власти сделать более внятной работу по выстраиванию отношений с соотечественниками и определить курс на объединение и собирание русских людей. Главным критерием определения «своих» стало знание русского языка.
В законе сказано, что специальные региональные комиссии должны будут решать, является ли претендент на гражданство «носителем русского языка». То есть «лицом, владеющим русским языком и повсе­дневно использующим его в семейно-бытовой и культурной сферах». Комиссии будут формироваться на базе отделений ФМС, однако помимо чиновников в них обещают включить специалистов-филологов и независимых наблюдателей из общественности. Пожалуй, именно от работы этих региональных комиссий будет зависеть успех или провал нового закона. Сейчас многие боятся, что российское гражданство по упрощенной схеме смогут получить среднеазиатские гастарбайтеры, которые уже проживают в России и знают язык на самом минимальном уровне. Однако, если комиссии будут работать честно и добросовестно, они не признают такого мигранта «носителем русского языка».
- Вы же понимаете, что проверить, владеет человек языком или нет, можно за пять минут, это решается уже на этапе элементарного собеседования, - говорит Александра Докучаева, заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ. - Носитель русского языка как минимум не должен путать род и падеж. Не может человек, для которого русский язык является родным, говорить на уровне «моя начальник» или «один булочка». Главное, чтобы проверяющая комиссия не стала коррупционным органом и не продавала свои справки.
К сожалению, есть большие сомнения, что все комиссии будут неподкупными. Регионов в стране много, ситуация в них разная, а пристально следить за работой нескольких десятков комиссий затруднительно. Это первый тонкий момент в новом законе.

Разделили по происхождению
Второй касается происхождения претендента на гражданство. Это тоже вызвало у специалистов множество споров. По новому закону к упрощенному получению гражданства допускаются лица (либо их родственники по прямой восходящей линии), которые «постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации»! Говоря по-простому, за бортом останутся те русские, чьи семьи уже давно живут не на территории нынешней России.
- Это значит, что русские люди, которые издавна живут в украинской части Новороссии, в Малороссии, на Полтавщине, в Харьковщине (да хоть на хуторе близ Диканьки!), даже допущены не будут до языковой комиссии! - отмечает Александра Докучаева. - Таким образом, Николай Васильевич Гоголь, который родился в Малороссии, по новому закону не смог бы пройти процедуру упрощенного получения российского гражданства. Его бы не допустили до собеседования по русскому языку, будь у него под мышкой хоть пять томов «Мертвых душ»! Корни просто у него не те. Это серьезная, принципиальная ошибка - впервые в постсоветский период на законодательном уровне разделили русский мир. Одним мы даем возможность вернуться в Россию, а другим - нет. А как же те русские, которые проживают на территории Украины или, допус­тим, Северного Казахстана? Да не только северного - в Алма-Ату (тогда - город Верный) еще в середине XIX века пришли казаки. Там до сих пор живут их русскоязычные потомки.
Впрочем, даже те зарубежные соотечественники, чьи предки еще недавно жили на территории современной России (дедушки и бабушки, например), могут не попасть под действие нового закона. Ведь надо еще суметь найти документы, подтверждающие факты проживания и родства. А как известно, история у нашей страны сложная, многие документы и архивы были попросту утрачены.

Посредник не нужен!
Еще один серьезный минус - могут возникнуть проблемы при отказе от прежнего гражданства. Конечно, и раньше при подаче документов на получение гражданства России требовалось отказаться от гражданства другой страны. Однако по новому закону процедура отказа существенно усложнилась. По словам Александры Докучаевой, появились новые, совершенно необоснованные бюрократические препоны.
- Раньше достаточно было направить в полномочный орган своей страны заявление об отказе от гражданства и предоставить в российские органы справку (квитанцию на заказное письмо, заверенную у нотариуса), что такое заявление действительно направлено. Но по новому закону Россия требует, чтобы иностранное государство подтвердило получение этого заявления. А что делать соотечественнику, если его бывшая страна не захочет выдать такую справку или, может быть, в ее системе делопроизводства вообще таких справок не предусмотрено?! К слову, та же Украина, скорее всего, подобные справки выдавать не будет. Получается, что Россия в вопросах предоставления своего гражданства делает посредником иностранное государство. Такого вообще нигде нет! В той же Америке достаточно произнести присягу, что ты любишь и уважаешь США. Если там тебя сочтут достойным американского гражданства, то им будет наплевать на справки другого государства.
И все же для всех остальных, не названных выше категорий процедура получения российского гражданства действительно станет намного легче. Хотя бы по той причине, что заявителю не нужно будет получать разрешение на временное проживание (РВП). Сейчас многие кандидаты в россияне застревают именно на этой процедуре, поскольку установлены квоты на выдачу РВП. Квоты, рассчитанные на год, бывает, исчерпываются уже в январе, поэтому многие соотечественники, переехавшие в Россию, надолго остаются в подвешенном состоянии. Без определенного статуса, без уверенности в завтрашнем дне, без возможности найти нормальную работу. Теперь все проще. И тем не менее процесс получения российского гражданства все равно остается долгим. В целом он может занять около года.

Грядет исход русских из стран СНГ?
В странах СНГ с осторожностью и пока еще с робкой надеждой восприняли сообщение о новом законе. Так, Татьяна Мельникова, председатель Совета российских соотечественников Таджикистана, уверена, что многие русские захотят воспользоваться открывшейся возможностью.
- Исход русскоязычного населения из Таджикистана есть и сейчас, а если получение российского гражданства не надо будет ждать пять лет, то это только подстегнет людей, - считает Татьяна. - Однако должна сказать, что в Таджикистане на данный момент осталось совсем немного русских. По данным последней переписи, это меньше 1 процента населения страны, то есть примерно 38 тысяч человек. А в целом русскоязычных всего около 48 тысяч человек на всю страну. Очень многие уехали еще в 90-е годы, когда здесь бушевала гражданская война. Все последние годы люди тоже уезжали, но, конечно, не так массово. Нельзя сказать, что сейчас в Таджикистане сильно ущемляют права русскоязычного населения. У нас нормальная обстановка: наши дети могут получать в школах образование на русском языке, а потом могут учиться в российских вузах - в Душанбе есть филиалы российских университетов. Однако большую роль играют бытовые условия. Конечно, в Таджикистане они хуже, чем в России. Например, во многих районах нет газа, а электричество дают по лимиту. Без ограничений живет только столица страны, в других же районах Таджикистана дают свет по два часа утром и по два часа вечером…
Сама Татьяна Евгеньевна переезжать не собирается, хотя почти все ее родственники, кроме сестры, живут в России. Но в Душанбе Мельникова прожила всю жизнь. Семью в Таджикистан привез ее дедушка, работавший гидромелиоратором. Ее отец в 13 лет, когда началась Великая Отечественная война, стал токарем на военном заводе. У станка он так всю жизнь и проработал - до 70 лет. Сама Татьяна Евгеньевна получила техническое образование, но сейчас работать ей приходится в медицинской сфере, поскольку почти все промышленные предприятия Таджикистана закрылись.

Кто становится переселенцем?
Мельникова очень рада, что Россия начала проявлять больше внимания к соотечественникам, желающим переехать на историческую родину. Ведь до этого люди, как правило, уезжали в неизвестность. Правда, последние лет пять действует специальная программа содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Но с этой программой тоже не все так радужно.
Она, по сути, направлена на то, чтобы обеспечить трудовыми резервами те регионы России, где ощущается серьезная нехватка рабочих рук. Из этой главной задачи вытекают все остальные условия - это и список регионов, участвующих в программе, и требования к кандидатам. Нужны люди трудоспособного возраста (не пенсионеры, не инвалиды), русскоговорящие, с высшим или средним специальным образованием, родившиеся в СССР или в ближнем зарубежье. Все это достаточно несправедливо по отношению к тем соотечественникам, которые в силу возраста не подходят под требования, хотя с экономической точки зрения, конечно, оправданно. Все-таки Россия старается переселить экономически активное население, а не пожилых людей, забота о которых в виде пенсионных выплат ляжет грузом на бюджет.
- А у нас среди русскоязычного населения в основном остаются люди старшего поколения, которые в принципе российским регионам не нужны, - рассказывает Татьяна Мельникова. - Их принимают только в качестве членов семьи трудоспособных переселенцев. В этом плане у одиноких стариков вообще нет никаких шансов. А ведь среди них много ветеранов Великой Отечественной войны, которые чувствуют себя ущемленными. При этом в последние годы интерес к программе переселения растет, из Таджикистана люди чаще всего уезжают в Калининградскую, Тамбовскую, Липецкую и Свердловскую области. Должна, однако, отметить, что российские регионы, принимающие у себя переселенцев, в первую очередь учитывают именно степень трудоспособности. Даже фактор русскоязычности их волнует в меньшей степени. Так, большая часть выезжающих на постоянное жительство в Россию - это представители титульной нации Таджикистана, а не русские. Этнических таджиков среди подающих документы в рамках программы переселения - примерно 65 - 70 процентов. Другое дело, что многие из них росли в русскоязычной среде, поэтому могут пройти проверку на знание языка. С этой точки зрения намного больше претензий возникает к членам их семей - женам и детям, которые зачастую по-русски не говорят или говорят очень плохо.

Трудности прописки
Впрочем, даже русских переселенцев на исторической и духовной родине не спешат встречать с распростертыми объятиями. Борьба с бюрократией, обивание чиновничьих порогов - все это на себе прочувствовала Галина Евгеньевна Кокина, когда переехала из Казахстана в Псковскую область. В Казахстане, в городе Есиль, женщина возглавляла филиал Республиканского славянского движения «Лад», которое занимается защитой прав русскоязычного населения и развитием славянских культур в Казахстане. Галина Кокина тогда и подумать не могла, что по приезде в Россию ей опять придется отстаивать свои права!
Дело в том, что переселенцам сразу надо зарегистрироваться по месту проживания для подачи документов на получение российского гражданства. Однако постоянную прописку сделать очень сложно - разве что фиктивную, за деньги. Теоретически можно прописаться в съемной квартире, но почти никто из собственников жилья на это не соглашается. Более того, могут и выгнать за такое предложение, заподозрив, что ты чуть ли не покушаешься на их собственность! Соотечественникам приходится как-то изворачиваться: либо прописываться у знакомых, либо покупать прописку. В любом случае живут они все равно, как правило, по другим адресам.
Галина Кокина тоже прописалась у друзей, а сама стала жить неподалеку в съемном жилье. Женщина просто не хотела садиться на шею доб­рым людям, которые ютятся на небольшой площади с тремя детьми. Однако выяснилось, что переселенцу могут отказать в получении гражданства, если у него фиктивная регистрация - то есть если он проживает не там, где прописан. Тем более недавно миграционное законодательство ужесточилось - был принят закон о так называемых резиновых квартирах. Он, в частности, наказывает не только собственников, которые фиктивно регистрируют на своей жилой площади приезжих, но и иностранных граждан, которые не проживают по мес­ту регистрации.

Мучительное обретение родины
Конечно, к участникам программы добровольного переселения отношение особое. И зачастую органы ФМС сквозь пальцы смотрят на то, что соотечественники прописаны в одном месте, а проживают в другом. Некоторые регионы даже идут навстречу переселенцам и регистрируют их в пунктах временного размещения, чтобы люди могли по приезде в Россию хотя бы подать документы на гражданство. Однако в Псковской области такого нет.
- Мне сказали, что я дала о себе ложные сведения (проживаю не там, где прописана), и на этом основании мне отказали в предоставлении гражданства, - вспоминает Галина Кокина. - Конечно, сначала я просто не могла в это поверить! Ведь сами сотрудники ФМС при заполнении заявления требуют указывать, что адрес регистрации совпадает с фактическим адресом проживания. То есть я правду и не могла бы указать, потому что закон требует неправды!
После того как Галина Евгеньевна обратилась с жалобой к губернатору Псковской области, сотрудники ФМС пересмотрели свое решение. Но указали, что пока всего лишь аннулировали ее фиктивную регистрацию. И если Кокина предоставит другую, то ее документы на получение российского гражданства еще раз рассмотрят. При этом сотрудники ФМС отлично понимают, что новая регистрация, скорее всего, тоже будет фиктивной. Но в этот раз у Галины не будет еще одних добрых друзей, которые пропишут ее в своей квартире.
- А значит, меня толкают на то, чтобы я где-нибудь купила эту прописку. Еще и немалыми штрафами мне угрожают, если я вовремя не зарегистрируюсь! - возмущается переселенка. - Причем мою следующую регистрацию они могут также аннулировать, как и предыдущую. Ведь проживать я по тому адресу не смогу. Вот и скажите мне, в чем смысл этих издевательств?! Сотрудники ФМС ставят меня в очень тяжелое положение. Они сняли меня с учета, требуют, чтобы я нашла, где зарегистрироваться, угрожают штрафами и возможным выдворением, если я не зарегистрируюсь вовремя. При этом я уже отказалась от гражданства Казахстана, возвращаться мне некуда, российского гражданства у меня нет, и сейчас мне очень сложно устроиться на нормальную работу. Конечно, я разочарована! Ехала сюда с новыми надеждами. В Казахстане мы с дочкой не видим своего будущего. Ситуация в стране сравнительно спокойная, но там остается все меньше русских людей. Раньше на севере Казахстана в основном проживало русскоязычное население, а на юге преобладало коренное. Но сейчас руководящие посты даже на севере Казахстана уже заняли южане. А они очень неприязненно относятся к тому, что мы разговариваем на русском языке в общественных местах и используем его в работе. В общем, я связывала свои надежды с Россией. Я ведь сама русская, родилась в России, здесь похоронен мой отец, здесь живет моя дочь, здесь исконно по рождению моя родина. Я хочу жить и работать в России. И мне очень неприятно, что вместо помощи я получила удар в спину.

Юлия ЛИ

12.10.2015