Наследие
Часы расскажут об эпохах
В музее Петродворцового часового завода представлены экспонаты, ставшие символами своего времени
Часы, в которых Андрей Миронов снимался в фильме «Бриллиантовая рука», знаменитый циферблат эпохи перестройки с «0» вместо «12», часы с олимпийским Мишкой, сделанные в 1980 году, часы с суперпопулярными в 70 - 80-х годах корпусами «телевизор» и «Чебурашка» - это лишь немногие экспонаты недавно возрожденного музея Петродворцового часового завода. Музей здесь существовал еще в советское время, однако закрылся после перестройки, когда завод переживал трудные времена. В те годы от мощного промышленного гиганта, выпускавшего знаменитые часы «Ракета», осталось лишь несколько цехов и с полсотни сотрудников. Однако сейчас предприятие возрождается, а музей Петродворцового часового завода снова открыл двери для посетителей.

Путь длиной почти в три столетия
Что символично, музей возобновил свою работу 12 апреля - в День космонавтики. Ведь с этим днем связана одна из самых славных страниц истории Петродворцового завода. Именно после 12 апреля 1961 года, в честь первого полета человека в космос, завод стал производить часы «Ракета», прославившие его на весь Советский Союз. Неудивительно, что большинство экспонатов музея - это самые разные вариации часов на базе механизма «Ракета». Но не только.
Начинается осмотр экспозиции с россыпи полудрагоценных и отделочных камней и копий указов Петра I. Завод-то был основан еще в XVIII веке и является одним из старейших в стране. Однако далеко не сразу здесь стали производить часы. Сначала на этом месте была Петергофская гранильная фабрика. Вот перед нами - копия соответствующего указа Петра I (оригинал хранится в госархивах), а также кирпич из здания гранильной фабрики и фотографии типичных изделий, которые изготавливались на предприятии. К слову, именно здесь обрабатывали мраморные блоки, плиты и колонны для таких знаменитых петербургских сооружений, как Исаакиевский и Казанский соборы, Зимний дворец и т. д. А уже в XX веке на фабрике изготовили облицовочные плиты для Мавзолея Ленина и первые звезды для Московского Кремля.
И все же, несмотря на мастерство петергофских камнерезов и гранильщиков, которые проявили себя в изготовлении предметов облицовки и украшений, после революции профиль фабрики изменили. На ее базе в 30-х годах большевики создали Первый государственный завод точных технических камней (ТТК-1). И вплоть до Великой Отечественной войны завод под Ленинградом был единственным в Советском Союзе, где изготавливали точные технические и часовые камни.
Часовые династии
В начале войны ТТК-1, как и многие ленинградские предприятия, эвакуировали на Урал. Однако часть заводчан все равно осталась в Петергофе и продолжала работать в некоторых цехах. Завод тогда сильно разбомбили, многие корпуса были разрушены до основания. На стене музея - список тех, кто работал в годы войны. Этих самоотверженных героев здесь знают поименно и относятся к их памяти с большим уважением.
Однако не только трудовые, но и боевые подвиги за плечами заводчан. Ведь многие из них ушли добровольцами на фронт. Вот фронтовой «треугольник» от работника И. Н. Травина. Письмо было отправлено в декабре 1943 года, в нем солдат очень просит своих родных писать ему весточки почаще. Даже на передовой он больше волнуется не за себя, а за свою семью.
Помимо писем, почтовых карточек и фотографий здесь есть и скорбные похоронки. Вот извещение за 12 мая 1942 года о погибшем заводчанине Анатолии Полякове. Его передали матери солдата, которая тоже работала на заводе. В документе всего несколько сухих строк: «Ваш сын, краснофлотец Поляков Анатолий Геннадьевич, погиб во время подрыва корабля на мине 25 ноября 1941 года. Похоронен в море».
- Все эти документы и свидетельства нам приносили сами сотрудники завода, - рассказывает экскурсовод музея, менеджер Петродворцового часового завода Анастасия Яковлева. - Конечно, не только документы, но и огромное количество часов, выставленных в музее, у нас тоже от них. На нашем заводе очень многие работали целыми семьями, складывались свои династии. Поэтому отношение к музею и в целом к истории завода очень трепетное. Для многих завод стал неотъемлемой частью их жизни.
Анастасия Яковлева и сама пришла сюда работать не просто так - на предприятии трудились ее дед и отец.
- Я с детства постоянно слышала о часах «Ракета» и о заводе, поэтому пришла сюда, можно сказать, как к себе домой. И сейчас рада содействовать возрождению музея, - говорит она.
Взлет «Ракеты»
Наконец мы переходим к основной экспозиции, где выставлено огромное количество самых разнообразных часов. Наручные, настольные, автомобильные и карманные, механические, электрические и кварцевые, простые и специализированные (для полярников, военных, подводников, космонавтов и т. д.), выполненные из обычных металлов, драгоценных металлов, силикона, резины, дерева и даже камня, ходовые модели и эксклюзивные часы, выпущенные ограниченной партией, - в общем, от часового обилия рябит в глазах.
Но первыми экскурсанты видят часы «Звезда» и «Победа». Они выпускались не только на заводе в Петродворце, но и на других часовых предприятиях СССР. Эти модели стали делать в честь окончания Великой Отечественной войны, однако многие детали тогда все еще приходилось закупать за границей. В 50-х годах производство часов в Петергофе было налажено окончательно, и завод получил свое нынешнее название - Петродворцовый часовой завод. А после полета Юрия Гагарина в космос здесь начали делать собственный оригинальный часовой механизм, который стал выпускаться под маркой «Ракета».
- Ракетовский механизм среди советских часов считался самым простым и надежным, - отмечает Анастасия Яковлева.
При этом на базе механизма было разработано огромное количество модификаций. Вот, например, часы с циферблатом на 24 часа для полярников - стрелки движутся в два раза медленнее и за сутки проходят лишь один оборот. А вот - модель «Рекорд», которая получила свое название потому, что обладает очень тонким, плоским корпусом, толщина которого составляет всего лишь 2,7 мм. «Рекорд» считается самыми тонкими наручными механическими часами, созданными в СССР.
Редкие экспонаты
Следующие часы, рядом с которыми мы останавливаемся, выглядят потрепанно и классически просто. Однако они интересны не какой-то особой конструкцией, а тем, что в них Андрей Миронов снимался в фильме «Бриллиантовая рука». Помните знаменитый эпизод «детям - мороженое, бабе - цветы»? Часы видны крупным планом, когда герой Миронова, Геша, уговаривает Семен Семеныча Горбункова поехать с ним на рыбалку. А тем временем сын Горбункова стреляет в дядю мороженым из игрушечного пистолета.
А вот еще один редкий экспонат - электромеханические наручные часы. Мастера создали стрелочные часы, работающие от батарейки, однако широкого распространения и большого развития технология не получила. Очень быстро ее вытеснил появившийся чуть позже кварцевый механизм. Он оказался намного проще и дешевле в изготовлении.
Отдельный стенд посвящен теме Олимпиады-80. Завод к этому важному событию выпустил часы с особым дизайном - с легкоузнаваемым Мишкой и пятью олимпийскими кольцами.
Вообще, в разделе музея, посвященном 70-м и 80-м годам, представлено самое большое количество часов. Именно тогда «Ракета» была на пике популярности и могла похвастаться огромным модельным рядом. Среди экспонатов - много интересных, оригинальных дизайнерских решений. Например, модель «Коперник» с круглыми стрелками. Или часы с огромным круглым массивным корпусом, который в народе ласково называли «Чебурашка» и «Ушастик». Надо заметить, что в то время многим мужчинам нравились такие тяжелые и солидные часы. Или еще одна эксклюзивная дизайнерская находка - корпус «телевизор», считавшийся в свое время последним писком моды.
Завод, впрочем, производил не только часы для широкого использования, но и узкоспециализированную продукцию. Например, он, единственный в стране, делал часы для слепых. Нам показали такую модель. Внешне по ней и не скажешь, что она какая-то особенная. Однако у этих часов откидывается крышка корпуса, чтобы незрячий человек мог потрогать пальцами циферблат и стрелки. С помощью обозначений, нанесенных рельефно-точечным шрифтом, незрячий может на ощупь определить точное время.
С надеждой на будущее
Особый раздел музея касается перестройки и 90-х годов. Здесь представлены часы, которые делали в качестве сувениров. Например, часы со стрелками в виде серпа и молота на фоне красного циферблата или часы с надписью «Перестройка». А вот часы, которые в 90-х годах кто-то из сотрудников завода лично видоизменил. Вместо слова «Перестройка» он написал на циферблате «Безработица». Конечно, измененные часы не пошли в продажу - это был просто крик души человека, который увидел, как разрушают его страну и его родной завод. Как бывшее в советское время образцовым предприятие с несколькими тысячами сотрудников, имевшее не только огромные производственные мощности, но и собственную социальную, учебную и спортивную инфраструктуру, разграблено и влачит жалкое существование.
Но, пожалуй, центральное место на этом стенде занимают знаменитые перестроечные часы с цифрой «0» вместо «12». Их в 1985 году прославил Михаил Горбачев. На пресс-конференции в Италии журналисты спросили его, что значит перестройка для России. Горбачев тогда показал на свои часы «Ракета», на цифру «0» вместо «12», и ответил, что теперь Россия начинает жить с нуля. По иронии судьбы очень скоро страна стала полным нулем, надолго скатилась в нищету и разруху…
Напоследок нам показали современные модели «Ракеты». Ведь Петродворцовый часовой завод, вопреки всем испытаниям, смог выжить и сейчас выходит на новый уровень. Здесь очень надеются, что в музее появятся новые часовые механизмы и модели, о которых потом будут говорить как о легендарных. А пока в ближайшее время музей ждет модель часов, дизайн которых согласились разработать известные олимпийские спортсмены, супруги Алена Заварзина и Вик Вайлд, принесшие в копилку россиян на Олимпийских играх в Сочи бронзовую и две золотые медали.
- Алена и Вик несколько лет назад загорелись идеей последнего советского часового завода и решили нам помочь, - рассказывает Анастасия Яковлева. - Мы, конечно, очень рады таким новым лицам. Ведь хочется, чтобы у завода было не только славное прошлое, но и славное будущее.
Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА