Интеграция

«Большая тройка», а будет - «Большая четверка»

Россия, Белоруссия и Казахстан объединились в Евразийский экономический союз. Скоро ждут Армению

Историческое событие произошло на минувшей неделе. 29 мая президенты России, Казахстана и Белоруссии встретились в Астане и подписали договор о создании Евразийского экономического союза. Он начнет действовать с 1 января 2015 года. Уже в июне к новому союзу должна присоединиться еще и Армения. ЕАЭС - это еще один этап на пути восстановления утраченных в страшные ельцинские времена связей между бывшими респуб­ликами СССР. Напомним, первым этапом стал Таможенный союз, снявший таможенные барьеры для товаров России, Казахстана и Белоруссии. К слову, это позволило почти в два раза увеличить объем взаимной торговли между странами-партнерами! А новый союз предполагает дополнить свободный товарооборот созданием единого рынка услуг, рабочей силы и капитала. Звучит амбициозно, но стоит учитывать, что введение новых правил будет растянуто во времени до 2025 года.

Главная работа впереди
Документ, подписанный в Астане, - многоаспектный, в нем 969 страниц. Помимо четырех основных свобод (перемещение товаров, у­слуг, рабочей силы и капитала) ЕАЭС также предполагает согласованную политику в области энергетики, промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Однако главная работа впереди - новый экономический союз только родился, а во что он вырастет, будет зависеть от дальнейших решений. Многие ключевые документы еще только предстоит разработать. И скорее всего, именно от той конкретики, которая будет в них заложена, во многом зависит успех или неудача ЕАЭС.
К слову, речь идет о таких важных документах, как, например, концепция общего рынка нефти и газа и план по ее реализации. Согласитесь, для российской экономики это крайне чувствительный момент, и действовать в этой сфере надо с особой осторожностью. Однако это опять-таки дело не самого ближайшего времени. Значительно быстрее дадут эффект меры по созданию единого пространства услуг на территории союза.
- Как вы знаете, у нас благодаря Таможенному союзу уже есть единый рынок товаров, а теперь будет и единый рынок услуг. Он начнет функционировать по нескольким десяткам секторов экономики уже с 2015 года, - рассказывает Андрей Слепнев, министр по торговле Евразийской экономической комиссии. - А это значит, что каждый оператор на всем пространстве ­ЕАЭС ­сможет работать как у себя дома, свободно предоставляя свои услуги без дополнительных учреждений и лицензий. Конечно, есть большое количество чувствительных секторов, таких как банковская сфера, страхование, в целом финансовый рынок, строительные услуги, транспорт, где для формирования полноценного единого рынка необходимо сближение регулирования, его унификация. По этим направлениям будут разработаны дорожные карты, и я надеюсь, что за 5 - 7 лет мы придем к формированию единого регулирования в этих секторах. Что касается общего рынка нефти и газа, то он должен заработать к 2025 году. Уже сейчас идет подготовка к налоговому маневру. Это создаст хорошие условия для экономических операторов как в части цены на энергоресурсы, так и в части доступа к инфраструктуре. В целом снятие барьеров должно способствовать экономическому росту всех стран - участниц ЕАЭС. Мы это хорошо видели на примере Таможенного союза. Снятие административных таможенных барьеров привело к взрывному росту взаимной торговли. Однако быстрый эффект от создания ТС мы, наверное, уже исчерпали. Так, по первому кварталу 2014 года произошло неожиданное падение взаимной торговли на 12,6 процента. С другой стороны, это во многом связано с макроэкономическими факторами. Но в любом случае у нас остается еще и положительный системный эффект. Например, возникло множество инвестпроектов, которые реализуются с ориентацией именно на общий рынок…

Встряска помогла
Если говорить об управлении, административные органы ЕАЭС разделили. Видимо, чтобы никого не обидеть. Так, штаб Евразийской комиссии будет в России, орган финансового контроля, межгосударственный аналог Центробанка, - в Казахстане, а судебная система - в Белоруссии. При этом речь о более серьезной интеграции пока не идет.
- Мы ушли от политизации договора. Новый союз - это чисто экономическое взаимодействие, - отметил на встрече в Астане заместитель министра иностранных дел Казахстана Самит Ордабаев. - Благодаря последовательной позиции Казахстана из договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль и т. д.
Тем не менее сложно недооценивать политическую значимость создания такого серьезного экономического союза, как ЕАЭС, на постсоветском пространстве. Как минимум это уже серьезно ограничит негативное действие возможных экономических санкций против России. Именно сейчас, в момент жесткого давления со стороны «западных парт­неров», важно показать, что Россию не удастся держать в экономической блокаде. При этом, если говорить о международном сотрудничестве, уже разрабатываются льготные режимы торговли ЕАЭС с Индией, Вьетнамом, Израилем и Китаем. Хотя последний, надо это признать, все же не очень рад происшедшему, так как это снижает влияние Китая в Среднеазиатском регионе.
Неудивительно, что политики Европы и Америки к новому экономическому союзу России, Казахстана и Белоруссии относятся с большим недовольством, пугая своих граждан возрождением СССР. А ведь по иронии судьбы политический кризис, связанный с Украиной и угрозой санкций, помог долгожданному рождению ЕАЭС. Договор о новом союзе готовили много лет. Спорить о пунктах соглашений могли и дальше, но противостояние с Западом дало дополнительный толчок к принятию важных решений.
- Встряска иногда здорово помогает, - признает Андрей Слепнев. - Еще одна хорошая иллюстрация по этому вопросу - газовое соглашение с Китаем. Его десять лет готовили, но, наверное, что-то должно было такое случиться, чтобы эту работу довели до конца.

Юлия ЛИ

12.10.2015