Смотри в оба!

Качество, которое мы выбираем

Крупные торговые сети в очередной раз заключили соглашение с Центром контроля качества о добровольной экспертизе своей продукции. Как это сотрудничество меняет ситуацию на продовольственном рынке?

Разговоры о низком качестве продуктов питания уже набили оскомину. Кажется, что напичканные «химией» сосиски, растительная сметана и консервы с немясным содержимым никогда не исчезнут с полок магазинов. Однако вот в Смольном верят, что справиться с проблемой поможет… всего-навсего один документ - соглашение между торговыми сетями и Центром контроля качества.

Мы доверяем, нас проверяют
В последнее воскресенье июля в Центре контроля качества товаров, работ и у­слуг отмечали День работника торговли. К этому празднику как раз и было приурочено подписание очередного соглашения «О проверке качества и безопасности товаров (услуг)» между несколькими крупными торговыми предприятиями и вышеназванным центром. Документ был разработан Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли. Его задачей является повышение качества товаров и услуг. Согласно условиям соглашения эксперты лаборатории «Петербург-Экспертиза», входящей в состав ЦКК, по жалобам потребителей выезжают на предприятия торговли и беспрепятственно отбирают образцы из подозрительной партии на исследование. Лабораторные испытания оплачиваются из бюджета города.
Работает эта схема так. К примеру, не понравилась гражданину докторская колбаса. Он может принести ее упаковку в ЦКК и написать жалобу. Если магазин, где был приобретен продукт, значится в списке организаций, заключивших с цент­ром договор, то специа­листы лаборатории займутся «расследованием». Если нет - покупателю останется жаловаться в Роспотребнадзор или общественную организацию. Есть еще одно обстоятельство, которое не позволяет экспертам проверить обоснованность претензии, - если той самой партии в магазине не оказалось, к примеру, она уже была распродана.
Как отметил во время церемонии врио директора Центра контроля качества Виктор Шеховцов, подписывая соглашение, предприниматели доказывают свою социальную ответственность перед покупателями. Надо отметить, что подобные договоры существуют между Центром контроля качества и многими торговыми сетями с 2009 года и дают конкретные результаты.
- Ежегодно мы принимаем около четырех тысяч претензий. 20 процентов из них - это жалобы на пищевую продукцию. Обоснованность жалоб подтверждалась в 60 процентах случаев, - рассказывает начальник отдела контроля качества продукции и услуг ЦКК Лариса Шаповалова. - Больше всего претензий - к мясной, молочной и рыбной продукции. Из мясной группы это в основном колбасы, мясные полуфабрикаты и мясные консервы. В них эксперты обнаруживали изолированный соевый белок и загустители, которые не должны находиться в составе продуктов, изготовленных по ГОСТу. В твороге, сметане и сгущенном молоке часто встречается такое нарушение, как замена молочных жиров растительными. Рыбная продукция не соответствует стандартам качества по органолептическим показателям - вкусу, запаху, цвету и консистенции.

Застали врасплох
Жалобы отрабатывают и фальсификат выявляют - это уже хорошо. Но исчезает ли он с прилавков магазинов? Возможно, четыре года - еще не срок, чтобы некачественного товара стало меньше. Председатель организации «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий пока не замечает улучшения ситуации.
- За последние годы уровень фальсифицированной и не отвечающей нормативным документам продукции не изменился - как был высоким, так и остается. Мы ежегодно фиксируем примерно 30 процентов фальсификата мясных и рыбных консервов. Доля некачественных молочных продуктов по некоторым позициям доходит до 80 процентов. Например, сгущенное молоко из города Гагарина Смоленской области, образцы которого регулярно бракуются экспертами, мы находим в супермаркетах Петербурга почти каждый год.
Зато показатели отчетов Роспотребнадзора о выявлении некачественных продуктов резко увеличились. И причина здесь не в повышении работоспособности надзорной инстанции, а в указании федерального ведомства усилить контроль за молочной продукцией, благодаря чему сотрудники надзорной службы Петербурга получили возможность проверять магазины без пре­дупреждения.
- Результаты плановых и внезапных проверок сильно отличаются друг от друга, - говорит заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Анна Нефедова. - Если в предыдущие годы неудовлетворительные пробы по безопасности пищевых продуктов составляли около 3 процентов, то за последние месяцы они достигли 23 процентов. Фальсифицированной молочной продукции мы тоже стали выявлять значительно больше - около 11 процентов от общего количества. Все это говорит о несостоятельности ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», который практически связал нам руки и в течение последних лет не давал реально контролировать качество продукции в магазинах.
Напомним, что в соответствии с ФЗ № 294, который был принят во времена президентства Медведева и фактически по его указанию (помните знаменитую фразу «Хватит кошмарить бизнес»?), органы надзора обязаны известить предприятие о плановых проверках заранее, разместив план проверок на своем сайте. У­знавая о предстоящем визите проверяющих, предприниматели снимали с полок просроченную и некачественную продукцию.
Кстати, это лишнее подтверждение общеизвестного факта: магазины знают, что продают. Но зачем же они тогда заключают соглашение?

«Помогите нам стать лучше!»
По мнению первого заместителя председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка СПб Александра Германа, именно соглашение позволяет бизнесменам не пускать фальсификат в магазин. Получив протокол испытаний в Центре контроля качества, торговая компания имеет возможность остановить целую партию товара.
- Если результаты испытаний негативные, а такие случаи бывают, то мы прекращаем сотрудничать с такими поставщиками, - подтвердил Владимир Головкин, региональный менеджер по качеству одной из крупнейших торговых сетей «Перекресток» Северо-Западного филиала X5 Retail Group. - Мы строим магазин будущего, создавая условия для наших покупателей и заботясь об их здоровье.
Впрочем, на вопрос, сколько за эти годы было отозвано партий и прекращено договоров с поставщиками, начальник управления по связям с общественностью того же «Перекрестка» Владимир Русанов ответил «Смене» уклончиво:
- Расторжение договоров - скорее исключение, нежели система. Такие случаи единичны и происходят, когда поставщик систематически срывает сроки поставок, поставляет некачественную продукцию и не реагирует на наши сигналы и претензии. В большинстве случаев мы стараемся совместно решать проблему, договариваться, давать партнерам возможность исправить ситуацию.
Кстати, в последних отчетах Роспотребнадзора «Перекресток» упоминается аж девять раз. В магазинах этой сети продавались сметана, сыры и мороженое, не соответствующие санитарным нормам. Между тем эта компания стала одной из четырнадцати организаций, которые были награждены благодарностями «За активное участие в реализации государственной политики в области защиты прав потребителей».

Фальсификат жил, жив и будет жить
Добровольное соглашение об экспертизе, безусловно, улучшает имидж торговой компании. Но и без этого благородного порыва закон обязывает предпринимателей следить за качеством своей продукции, организуя собственные лаборатории или заключая договоры со сторонними организациями. Можно предположить, что не у всех это получается.
Представитель торговой организации «Интерторг» (сеть магазинов «7Я»), впервые подписавшей соглашение о сотрудничестве, жалуется, что за нерадивыми производителями не уследить:
- К первой партии товаров претензий нет, и с сертификатом у них все в порядке, а потом они поставляют фальсификат. В итоге штрафуют нас, а производители уходят от ответственности и продают свой некачественный товар в других магазинах.
- Сегодня работает эффективный механизм борьбы с бракоделами, к которым применяются меры вплоть до закрытия, - парирует заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Анна Нефедова. - Количество санкций к производителям некачественных товаров увеличивается с каждым годом. Административным кодексом за нарушение технических регламентов предусмотрены уже более существенные штрафы, чем за нарушение прав потребителей, - от 100 тысяч рублей.

Дешевый сыр не бывает натуральным
Еще одним героем праздника, получившим официальную благодарность, стал один из универсамов сети «Сезон», товары из которого, по словам Всеволода Вишневецкого, периодически бракуют эксперты городских испытательных лабораторий.
- В сетевых магазинах часто встречаются молочные продукты низкого качества, - утверждает Вишневецкий. - Вообще же, на мой взгляд, торговым сетям выгодно сотрудничать с производителями фальсификата, потому что они больше зарабатывают на дешевом ассортименте.
Самым важным критерием отбора продукции, которая потом окажется на прилавке, для любой торговой сети является низкая цена. Это подтверждает президент Мясной ассоциации Дмитрий Поздняков:
- Из проведенных самими гипермаркетами исследований видно, что повышение стоимости товара даже на один рубль резко снижает к нему интерес покупателей. Чтобы продукт попал на полку магазина, производители вынуждены удешевлять его себестоимость. При нынешнем повышении цен на сырье, чтобы выдержать конкуренцию, им приходится использовать более дешевые заменители мяса - куриную шкурку, клетчатку, растительные волокна.
Себестоимость продуктов растет и по другим причинам. Поскольку торговые сети практически монополизировали продовольственный рынок, они диктуют условия производителям, заставляя их платить премии за продвижение продуктов и другие наценки, а проще говоря - цену «за вход» на прилавок.
- Навязанные маркетинговые услуги доходят до 40 процентов, поднимая конечную стоимость продукта почти вдвое, хотя Закон «О торговле» 2010 года ограничил ретробонусы до 10 процентов, - раскрывает секреты взаимоотношений с торговыми «монстрами» заместитель директора Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев.
Если поставщик отказывается платить, магазин не берет его товар. Поэтому изготовителей ставят перед выбором - качество или цена. В большинстве случаев цена выходит на первый план и страдает качество.
Мы это часто замечаем, когда покупаем понравившийся новый продукт во второй раз, а он уже потерял свой вкус и стал совершенно «несъедобным». Бывает, что новый товар вдруг исчезает с полок гипермаркетов. Очевидно, что в этом случае производитель не стал жертвовать качеством и не согласился на условия гипермаркета. В результате его продукцию выставили из магазина.
Получается, что недобросовестным предпринимателям дана зеленая улица, а тем, кто хочет выпускать качественную продукцию, чинят препоны.

Я сам обманываться рад
- Иногда производителям, не желающим выпускать низкопробные продукты, удается отстоять свои права, но это скорее исключение из правил, - убежден Георгий Житмарев. - Торговые предприятия не нуждаются в услугах Центра контроля качества. Им и без того известно, что в магазины поступает фальсификат, поскольку закупками занимаются профессионалы очень высокого уровня. Они отлично знают, из чего складывается себестоимость товара, и зачас­тую сами толкают производителей на изготовление продуктов низкого качества. А виноваты отчасти покупатели, предпочитающие дешевые продукты питания. Хотя, думаю, если бы потребители знали, что перед ними подделка, то не стали бы покупать ее. Обманывать покупателей выгодно, потому что они готовы поверить и действуют по принципу: если все берут, то и я возьму.
Подозревая, что в дешевой колбасе не может быть мяса, покупатель все равно будет ее брать, потому что на вид колбаса вроде бы ничего и даже ароматно пахнет. Хотя использование химических добавок позволяет придать продукту любой цвет и вкус независимо от его состава. Такими продуктами нельзя отравиться, но они, мягко говоря, не полезны. А главное, что продукт, на упаковке которого написано «сделано по ГОСТУ», на деле является низкосортной дешевкой.
По мнению Георгия Житмарева, без участия третьего лица в виде государственной контролирующей организации ситуацию на продовольственном рынке не изменить. Маркетинговые договоры нужно или запретить, или тщательно контролировать. И заниматься этим должна Федеральная антимонопольная служба.
Вероятно, такие кардинальные решения принимать гораздо труднее, чем выделять финансирование на «п­устые» проекты.

Нина БАШКИРОВА
и Святослава АКИМОВА

12.10.2015