Национальное достояние

Он не выпускал кисть из рук до последнего вздоха

Сразу два юбилея отметили в «Пенатах» - 170-летие со дня рождения Репина и 115-летие самой усадьбы

На праздновании 170-ле­тия со дня рождения Репина и 115-летия репинских «Пенатов» 5 августа по традиции собрались потомки великого мастера, художники, искусствоведы и другие гости. На могиле отслужили панихиду, затем участники торжества прошли в дом, где в последние десятилетия жизни обитал художник, оставивший после себя не только гениальные полотна, но и красивые традиции.



Невольный эмигрант
Два гектара заболоченной земли, на которой стоял небольшой одноэтажный домик, Илья Ефимович Репин приобрел в 1899 году. В течение четырнадцати лет художник пристраивал новые комнаты, веранды и мастерские, сделал второй этаж, и получился необычный дом в стиле северного деревянного модерна с элементами древнерусской архитектуры. Здесь он прожил тридцать лет своей жизни.
Самым тяжелым периодом для художника стали годы невольной эмиграции, когда все жители поселка оказались на финской территории. Только в 1922 году Репин получает финское гражданство. В усадьбе художник живет вместе со своей женой Наталией Нордман. После ее смерти к нему приезжает старшая дочь Вера, а соседний дом занимает сын Юрий, унаследовавший талант и профессию отца.
В начале русско-финской войны дети покидают усадьбу, оставляя в доме множество вещей, которые были завещаны Академии художеств и составили основную коллекцию музея-усадьбы «Пенаты». Музей открывался дважды. Первый раз в 1940 году и просуществовал всего год. Во время войны усадьба была полностью разрушена. Только в 1962 году «Пенаты» были возрождены. Этот год и считается теперь годом рождения музея.



Похожи как две капли воды
За историю своего существования музей переживал трудные времена и периоды расцвета. В 60-е сюда выстраивались очереди, а в 90-х популярность усадьбы угасла - в стране бушевала перестройка. Сейчас хлынула новая волна интереса к дому и личности Репина - в «Пенаты» любят приезжать наши соотечественники и иностранцы.
В музее проводят экскурсии на шести европейских и трех восточных языках. Сотрудники занимаются научными исследованиями и имеют доступ к иностранным архивам, поэтому усадьба приобрела статус научного центра по изучению жизни и творчества Репина.
К юбилею живописца в каталоге выставки, представленной в Летней мастерской, были впервые воспроизведены неизвестные картины Васнецова, Серова, Поленова, Кустодиева из коллекции русской живописи, которая хранилась у Репина и была подарена им музею «Атенеум» в Хельсинки.
Гости, приезжающие почтить память великого мастера, помогают пополнять музей новыми экспонатами и открывать неизведанные страницы жизни и творчества художника. Частый гость усадьбы - праправнук художника Иван Дьяконофф, живущий во Франции. Внешне он очень напоминает своего знаменитого предка, но, к сожалению, не унаследовал его дара. Зато с трепетом хранит воспоминания родственников о жизни в этом доме.



Отдых и просветительство
Каждый уголок «Пенатов» несет отпечаток вкусов и привычек хозяина - площадь Гомера с эстрадой, на которой читались стихи и устраивались представления. Колодец с ключевой водой, площадка для крокета, в который с удовольствием играли домочадцы. Репин был неистощимым выдумщиком, создавая вокруг себя атмосферу творчества и образования.
- Будучи членом совета поселка Куоккала, Илья Ефимович часто помогал односельчанам и организовывал просветительскую работу в школе, - говорит бессменный директор усадьбы Татьяна Бородина. - Жители Куоккалы собирались в усадьбе Репина. Здесь звучала музыка, собравшиеся пели русские и украинские песни, пили чай с баранками. Эти традиции соблюдаются и сегодня. Мы принимаем участие в музыкальных фестивалях, организуем детские программы и мастер-классы, устраиваем пленэры для художников, восстановили крокет и участвуем в крокетном турнире.

Здесь кормят сеном
Илья Репин был противником всякого неравноправия и, когда приходил в гости, здоровался с прислугой за руку, чем очень удивлял хозяев. А у себя в усадьбе завел правила самообслуживания. В прихожей висел гонг. Гости должны были сами снимать с себя пальто и ударять в тамтам.
В доме собиралось до сорока человек. Обед проходил за большим круглым столом, выполненным по оригинальному проекту. Стол напоминает менажницу с вращающейся центральной частью, где стояли блюда. Правила самопомощи действовали и за обедом - гости сами накладывали себе еду, а использованную посуду складывали в выдвижные ящики.
В начале обеда выбирали председателя, кидая жребий. Главной обязанностью его было важничать и следить, чтобы гости не нарушали правила. Стоило кому-то передать хлеб или как-то услу­жить, как его штрафовали. Провинившийся отправлялся в угол комнаты и с трибуны выступал с идейной речью. Чаще других в углу звучал голос Чуковского.
На столе не было мясных блюд, поскольку Наталия Нордман увлекалась вегетарианством. Она собирала рецепты и даже выпустила книжку «Поваренная книга для голодающих». Вегетарианство тогда было в новинку, и многие стремились попасть на обед к Репину. Здесь подавались морковные котлеты, репа в вине, репинские пирожки, орехи с грушами. Хотя газеты того времени писали, что в усадьбе кормят сеном.
- Конечно, были и сенные отвары, - рассказывает Татьяна Бородина. - Заваривая кипятком травы, гости отмечали, что после такого чая становится веселее.

Друзья и годы
В кабинете, который был пристроен к дому последним, Репин проводил утренние и вечерние часы. Глядя на маленькие скульптуры своих друзей, которые он называл «великанами в малом виде», художник написал свои знаменитые воспоминания «Далекое близкое». Редактировавший книгу Корней Чуковский высоко оценил литературный дар старшего друга: «Если бы Репин не был художником, он стал бы великим писателем».
На столе до сих пор стоит ларец, в котором в усадьбу привезли письма с соболезнованиями, пришедшими изо всех уголков страны после варварской расправы над картиной Репина «Иван Грозный». Полотно в 1913 году порезал психически больной иконописец.
Художника всегда окружали друзья и ученики. Частыми гостями усадьбы были Толстой, Горький, Рубинштейн, Менделеев и, конечно, Чуковский. Дача писателя находилась поблизости. Только Чуковскому разрешалось бывать в мастерской, когда Репин работал. Корней Иванович в это время беседовал с моделью, чтобы лицо не застывало без движения. Репин любил писать «живые» лица.
Стены музея украшают собственные работы художника, полотна его учеников и картины чугуевских мастеров, у которых Репин брал первые уроки живописи. Помимо огромного количества картин Репин выполнил 13 скульптурных портретов своих друзей. В одной из комнат находится бюст хозяйки дома Наталии Нордман. Это была очень неординарная и образованная женщина - она переводила Репину новинки художественной литературы с шести иностранных языков.
От портрета Шаляпина осталась только его собака
Французы считали Репина единственным русским художником, для которого живопись существовала сама по себе, а не только для выражения каких-то идей.
- За границей, как правило, художники специализировались на своем направлении - портрете, батальных сценах, натюрмортах, - продолжает Татьяна Бородина. - Репин в этом смысле уникален: по разнообразию жанров и стилей, в которых он работал, его нельзя сравнить ни с кем.
До конца дней художник продолжал развиваться, одинаково ярко и выразительно проявляя свое мастерство в портретах, сюжетной живописи и натюрмортах. Однако у Репина были картины, которые ему никак не удавались. Над портретом Пушкина Илья Ефимович работал тридцать лет, так и не завершив его. А изображением Федора Шаляпина с любимым бульдогом Булькой художник был настолько недоволен, что оставил от него одну собаку, которую в конечном варианте держит в руках обнаженная натурщица. Об этой истории свидетельствует фотография, запечатлевшая первый сеанс работы художника над картиной.
В 1920 году Репин пишет один из своих последних автопортретов. Он работает над ним зимой в пальто и шапке - в доме не хватает дров и в мастерской очень холодно.

Распятая Россия
Репин был большим тружеником. В течение дня домашние слышали его быстрые шаги по мастерской. Художник делал мазок на холсте, потом отходил в дальний угол комнаты, оценивал свою работу и вновь возвращался к мольберту, возле которого на табурете лежала его знаменитая палитра. Она была создана Репиным в виде подвесной конструкции, которую можно было держать на поясе. В 1890-е годы у мастера отказала правая рука - сказалось длительное перенапряжение. И он стал рисовать левой.
Доктор рекомендовал ему второй выходной день, и Репина специально водили к Чуковскому. Писатель убирал все карандаши и перья, чтобы они не попались на глаза художнику, который рисовал всегда и везде. Но когда приходили курящие гости - Маяковский или Саша Черный, Илья Ефимович хватал чей-нибудь окурок, макал его в чернильницу и жирными линиями набрасывал рисунок.
В двадцатые годы художник создал цикл картин на религиозные сюжеты, кульминацией которого стала «Голгофа». Картина демонстрировалась за рубежом, а в России, как и все творчество художника этого периода, была неизвестна.
- Это первый случай в истории искусства, когда Голгофа изображена глазами воскресшего Христа, - поясняет Татьяна Бородина. - В ней отобразились переживания художника за послереволюционную Россию, которую Репин изобразил распятой.

Божественное начало
Долго и с особой страстью Репин писал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Здесь проявились сразу несколько направлений живописи - классический реализм, импрессионизм и элементы символизма. А самой последней работой стала картина «Гопак», изображающая танцующего казака. «Сил мало, хватаюсь за столы и за стулья, но очень хочется закончить - веселая получается картина», - признавался художник. Она написана в красных тонах с ярко выраженной экспрессией, как и все последние работы художника.
- В своих картинах Репин очень современен и всегда будет интересен зрителю как тонкий наблюдатель, глубокий психолог и очень сильный живописец, - отмечает Татьяна Бородина.
Свою любовь к живописи Репин называл «очень опасной любовью» и говорил, что именно в искусстве в человеке проявляется божественное начало. По воспоминаниям родственников, художник умирал, махая рукой, как будто все еще держал в ней кисть.

Нина БАШКИРОВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015