Тяжело в учении… 

Робот, я тебя вылечу!

Медсестры со всей России приезжают в Петербург овладевать профессиональными навыками с помощью пациентов-фантомов

«Ах, какая у нее легкая рука!» - говорят про медсестру, способную правильно сделать укол, умело взять кровь из вены да и вообще облегчить страдания больного. И дело тут вовсе не в весе конечности, а в наличии нужных умений и навыков. Да вот только получить их представителям среднего медицинского персонала не так-то просто: разумеется, пациенты выступать в качестве подопытных кроликов не желают! Зато в нашем городе вот уже четыре года работает симуляционная лаборатория с очень-очень человекоподобными роботами-фантомами, на которых можно отработать практические все манипуляции. Более того, попасть в эту лабораторию будет полезно и простому петербуржцу, не имеющему отношения к медицинской профессии. Ведь здесь он может научиться оказанию первой помощи!

 

Практика, где ты?
Симуляционная лаборатория Центра последипломного образования работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием Федерального медико-биологического агентства России великолепно оснащена и работает круглый год с большой нагрузкой. В год через нее проходит 1000 представителей среднего медицинского персонала, относящегося к учреждениям ФМБА, - это государственный заказ. И еще порядка 1500 слушателей обучаются на коммерческой основе, приезжая в Петербург из разных, зачастую самых дальних, уголков России. А все потому, что профессия медсестры активно меняется!
Вводятся новые медицинские технологии, тяжелая медицинская техника, здравоохранение индустриализируется. В связи с этим врач, увы, все меньше и меньше видит пациента - ведь даже операции сегодня могут выполняться с помощью эндовидеохирургического оборудования, иначе говоря, усилиями сложнейшей техники. И функция непосредственного взаимодействия, общения с больным постепенно переходит именно к медицинским сестрам.
- Не всегда в условиях базовой подготовки студенты-медики имеют доступ к практике в необходимом объеме, - отмечает Ирина Сергеевна Бахтина, директор Центра последипломного образования. - А ведь для того, чтобы получить навык, необходимо самостоятельно выполнить ту или иную операцию (например, инъекцию) хотя бы пять раз! Я по образованию кардиолог, и 35 лет назад, когда училась в медицинском институте, сестринская практика была интегрирована в программу подготовки врачей. Я помню свою первую инъекцию! Можно сказать, мне повезло: я выполняла студенческую научную работу по изучению активности ряда ферментов крови у животных. Мне приходилось забирать кровь у кролика из краевой вены уха: нужно было «уговорить» животное, набрать целую пробирку материала, обеспечить сохранность вены, поскольку забор проводился неоднократно… И это была отличная тренировка. Но, как это ни прискорбно, большинству других студентов приходилось добирать подобную практику уже в условиях профессиональной деятельности. Это неправильно. А в наше время, когда мы все больше говорим о защите прав пациентов, о вопросах биомедицинской этики, и вовсе невозможно.

Пусть умрет не человек
Но как же тренировать студентов и врачей? Выручают тренажеры-симуляторы - как части тела для отработки манипуляций (например, конечности, снабженные сосудистой сетью, мягкие ткани или тренажеры, воспроизводящие раневую поверхность), так и полностью роботизированные фантомы, которые позволяют получить обратную связь. Такой искусственный человек через компьютерную программу управляется преподавателем и может отвечать на вопросы, дышать, кашлять, стонать, у него могут быть хрипы в легких, кровотечение, он может реагировать изменением сердечного ритма на введенные медикаменты… Он может даже умереть!
- Лучше пусть «умрет» наш воображаемый пациент в симуляционной лаборатории, чем реальный человек, - справедливо замечает Бахтина.
Некоторые фантомы имеют имена собственные - например, Поперхнувшийся Чарли помогает отработать движение, дающее возможность выжить человеку, который, как нетрудно догадаться, подавился. Тут есть младенцы, мужчины и женщины и бесполые торсы, отдельные части тела и даже кровавые раны.
Конечно, такие фантомы-роботы - весьма дорогие «игрушки», в которые играют взрослые профессионалы. Каждый из них стоит от 350 тысяч до 12 миллионов рублей!
- Деньги - это не главное, - говорит директор центра. - Можно закупить дорогостоящее оборудование, но оно будет простаивать или использоваться лишь частично - например, только для отработки технического навыка. О вопросах правильного общения, безопасного перемещения пациента и самих медицинских работников легко забыть. А они чрезвычайно важны! Поэтому мы гордимся нашими методиками, позволяющими полностью отработать сценарий обязанностей медицинской сестры.

Клизму? Пожалуйста!
Здесь не любят говорить об отдельных частях тела - да, искусственная рука или нога позволяет отработать определенные манипуляции, но все-таки работа в симуляционной лаборатории предполагает комплексный подход. Обучение происходит так: задание выполняет, как и в жизни, один или максимум двое медицинских работников. Все их действия транслируются через видеокамеру в соседнюю аудиторию, где за ними следят остальные коллеги. Это позволяет максимально приблизить условия работы к «полевым», а также по­дробно разобрать все успехи и ошибки. Последние неизбежны, ведь со стороны робота-фантома, программируемого преподавателем, слушателей может ждать что угодно: приступ астмы, стоны, крики, повышение давления… На «коже» таких пациентов не остается никаких следов от предыдущих инъекций, а вместо крови у них - специальная розовая жидкость, позволяющая увидеть, вошла ли игла в вену, есть ли отток крови. Этому чуду медицинской техники вполне можно поставить клизму или промыть мочевой пузырь.
Конечно, медсестре с 20-летним стажем работы уже не нужно учиться выполнять инъекции. Таким специалистам будет интересно знакомство с новыми технологиями, которые стремительно меняются, - и освоить их можно все в той же симуляционной лаборатории.
- Когда я впервые изучала программу подготовки медицинских сестер в ряде западных стран, я отметила, что в ней очень большое внимание уделяется вопросам физики и математики, - вспоминает Ирина Сергеевна. - Казалось бы, зачем? Оказалось, что это связано, в частности, с внедрением в практику инфузоматов - приборов, которые обеспечивают дозированное введение лекарственных препаратов. Дозу необходимо рассчитывать индивидуально для каждого пациента, с учетом его массы тела, хронических заболеваний и других особенностей. И формулу такого расчета медсестра должна знать безукоризненно - вот для чего нужны математика и физика!

Лечение с ограблением
В обучении бывают задействованы не только сложные приборы и пациенты-роботы, но и живые люди - слушатели и преподаватели. В этом случае «лабораторная работа» медсестры превращается в настоящий спектакль, очень похожий на то, с чем ей придется столкнуться в реальной жизни. Например, нужно не только оказать первую помощь больному, но и суметь наладить эффективное общение как со своими коллегами, так и с пациентом и со значимыми для него лицами - родственниками, представителями страховой компании, представителями социальных служб и т. д.
Проигрывая разные сценарии в симуляционной лаборатории, медсестры будут готовы и в реальной жизни столкнуться, например, с девиантным (то есть асоциальным) поведением пациента или окружающих его людей. Да-да, в работе медиков случается всякое!
- Даже опытный медик может растеряться, не суметь эффективно работать в команде, - рассказывает преподаватель высшей категории Вера Николаевна Сомова, заведующая практическим обучением. - Например, мы моделировали такую ситуацию: из квартиры навстречу медицинской бригаде выскакивает грабитель, размахивая огромным ножом. У входа их ждет пострадавший с кровавой раной, а в дальней комнате лежит женщина без сознания. Иногда бывает так, что все сразу бросаются к раненому, забывая обо всем остальном, и женщина «умирает», не получив помощь вовремя. А ведь спасти ее могло одно простое движение - достаточно было повернуть ее набок, чтобы избежать западания языка.
Не стоит думать, что попасть в эту удивительную симуляционную лабораторию может только профессиональная медсестра. Вовсе нет - здесь ждут и простых граждан! В этом году начинают работу курсы по оказанию первой помощи для всех желающих.

Учитесь оказывать первую помощь! 
- Я уверена, что жертв среди пожарных, среди лиц, которые занимаются оперативной работой, было бы гораздо меньше, если бы они владели навыками оказания первой помощи, - говорит директор центра. - Да и среди представителей любых других профессий тоже! Я помню, как еще в 90-е годы к нам по обмену приехали две девушки-старшеклассницы из Швеции. Однажды они возвращались из театра вместе с моими дочками и сильно задержались - оказалось, что они обнаружили лежащего на асфальте человека. Наши гости заметили, что он не пьян, а впал в диабетическую кому, и смогли оказать ему первую помощь до приезда скорой. Еще тогда я утвердилась в мысли, что обучение оказанию первой помощи необходимо! Ведь наши люди не помогают не потому, что они бездушны. Они просто не знают, как это сделать, и боятся навредить!
Можно привести и такой пример: во всем мире на стенах исторических памятников можно обнаружить дефибрилляторы - устройства для запуска сердца. А в соседней Финляндии эти приборы можно обнаружить в любом крупном супермаркете - они висят там на всякий случай, как огнетушители. Но, даже имея под рукой такое устройство, чем сможем мы помочь умирающему человеку? Пара-тройка вспомнившихся киношных эпизодов не облегчит ситуации - дефибриллятором нужно уметь грамотно пользоваться! Этому в том числе и учат на курсах первой помощи: базовый курс интенсивного обучения длится 3 дня.
Впрочем, по словам Ирины Бахтиной, начинать такое обучение надо бы прямо со старшей группы детского сада - ведь никогда не знаешь, когда тебя или твоих близких может настигнуть несчастный случай! Вполне возможно, что эта здравая мысль будет реализована уже в ближайшее время: разработка программ первой помощи принята на уровне Министерства здравоохранения и проходит апробацию.

Софья ВЕЧТОМОВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015