Особое мнение

«Беженцы с Украины - шанс для России»

Известный общественный деятель и ученый Юрий Крупнов уверен, что наша страна должна использовать возможность построить новую экономическую модель

Поток беженцев из зоны боевых действий в Донбассе не уменьшается. По данным ФМС, с начала конфликта на юго-востоке Украины в Россию прибыли более 730 тысяч человек. Многие из них рассчитывали в скором времени вернуться домой, но ситуация складывается так, что о возвращении не может быть и речи. А это значит, что предстоящими осенью и зимой ответственность за этих людей целиком и полностью ложится на нашу страну. Не станут ли сотни тысяч беженцев непосильным грузом для российской экономики? Как мы должны помогать этим людям? Наконец, в чем мы заинтересованы: чтобы они остались в России или все-таки поскорее вернулись на Украину? Эти непростые вопросы «Смена» задала известному политологу и общественному деятелю, председателю наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрию Крупнову.

«Нам грозит еще миллион беженцев»
- Юрий Васильевич, согласны ли вы с этой цифрой - 730 тысяч беженцев? Есть мнение, что это лишь вершина айсберга, - на самом деле количество прибывших в Россию украинцев на порядок больше…
- В любом случае эта цифра устойчиво идет к миллиону. Да, кто-то из этих людей пытается трудоустраиваться самостоятельно и не обращается за статусом беженца, кто-то, наоборот, находится в критической ситуации и нуждается в помощи. В любом случае цифра настолько внушительна, что на повестке дня стоит другой вопрос: если со стороны России не будут предприняты активные меры по поддержке Новороссии, фактически мы получим еще миллион, а то и больше беженцев - и это надо хорошо осознавать. Ситуация, в которой оказалась наша страна, абсолютно нестандартная, я бы сказал, она критическая. Соответственно, необходимы такие же неординарные антикризисные меры.
- А разве российское правительство уже сегодня не озабочено судьбой этих людей и не делает все возможное, чтобы им помочь? ФМС принимает их в Крыму и в Ростовской области, а оттуда распределяет почти по всем регионам России…
- Очевидно, что меры правительства здесь абсолютно запаздывают. У властей, как мне кажется, нет понимания масштаба проблемы. Уже близко не только 1 сентября, когда детям надо идти в школу, но и зима, которая в России всегда наступает не только рано, но еще и по традиции неожиданно. Чтобы эта неожиданность не случилась, надо обеспечить минимально достойные условия жизни для сотен тысяч людей. Поэтому с учетом развала инфраструктуры и систем жизнеобеспечения на юго-востоке Украины, где происходит геноцид русскоязычного населения и уже очевидна экономическая катастрофа, необходим единый стратегический антикризисный план как по беженцам, так и по самому юго-востоку Украины. Самое страшное, что у властей нет никаких отработанных моделей быстрого строительства жилья и создания новых рабочих мест. Это наше слабое место, но именно сейчас благодаря сложившейся ситуации мы могли бы начать менять экономическую модель развития страны. На беженцев, если хотите, надо смотреть как на сложный, трудный, но все же подарок судьбы для России… Это наш шанс на то, чтобы сломать свою паразитарную модель экономики и перейти к экономике созидания и развития.

«Ревности быть не может»
- Вы давно призываете всей мощью российской государственности поддержать законное право народа Новороссии на самоопределение. А как насчет беженцев - надо ли их уже сегодня интегрировать в российское общество?
- Такая постановка данного вопроса абстрактна. Беженцы - разные люди, кто-то будет возвращаться на Украину, а кто-то собирается остаться в России навсегда. Многие находятся в состоянии беспомощности, и к ним уже сегодня надо относиться как к иждивенцам. В конечном счете необходимо осуществлять массовую сортировку беженцев, способствовать их самоопределению или даже «доопределению» относительно личной жизненной стратегии. Это огромная работа, но она практически не проводится.
- Я думаю, это можно объяснить тем, что будущее Донбасса довольно туманно. Недаром часть россиян готова оказывать жителям юго-востока всяческую помощь и поддержку, а часть, наоборот, уже сегодня испытывает к ним настороженное отношение, побаиваясь того, что за их обустройство придется платить из собственного кармана…
- Можно сколько угодно ревновать и кричать, что, мол, понаехали тут… Беженцы - хотите вы этого или нет - все равно будут к нам прибывать, так как на юго-востоке Украины людей попросту убивают. Это ошибка государства, которое упускает сегодня шанс на формирование новой государственной идеологии - идеологии развития. От этого будет только ухудшаться социальное самочувствие россиян, под угрозой окажется стабильность… Да, многие люди мыслят так: как же, мы беженцам построим домики и дадим работу, а нам самим домики не строят, да и работа есть не у всех! Однако в этой ситуации нужно не беженцев во всем винить, надо спрашивать с властей: почему нам домики не строят? Ответ здесь такой: надо создавать качественно другую экономику! И использовать эту ситуацию для того, чтобы строить много хорошего, качественного и дешевого жилья, создавать сразу большое количество рабочих мест. Ситуация, сложившаяся сегодня на Украине, - это вызов всей нашей убогой экономической модели. Все последние годы мы жили за счет разграбления советской экономики и советского хозяйства. По сути, до сих пор мы имеем трофейную экономику, на которой кто-то наживается, но ничего нового при этом не создается.

«Нужна новая индустриализация страны»
- Есть еще одна интересная точка зрения: беженцы с Украины якобы смогут заменить дешевую рабочую силу из Узбекистана и Таджикистана. Вы, как специалист по демографии и миграционным проблемам, что думаете по этому поводу?
- Это глупая точка зрения, потому что она отражает нежелание и неспособность наших элит что-либо делать и как-то управлять. И мы слышим только мечтания Ивана-дурака: эти заменят таких-то, эти - других. Беженцы с Украины и выходцы из Средней Азии - это разные слои населения, у них разная квалификация и разная культура. Прибытие в Россию украинцев не даст большого экономического эффекта, если мы не создадим для них новую промышленность. Правительству стоит оставить детские фантастические настроения и начинать работать и показывать примеры эффективности. Такие примеры в истории есть. СССР после страшной войны, которая полстраны разрушила, за десять лет поднялся из руин. А у нас вместо этого определенные силы пытаются сейчас настраивать одну группу населения против другой, россиян против жителей Новороссии…
- Какие первоочередные меры по поддержке беженцев необходимы?
- Как я уже сказал, должен быть создан антикризисный штаб на федеральном уровне - как минимум чтобы вице-премьер им управлял. Также нужно проблемы беженцев и проблемы Новороссии рассматривать как единую систему. Это одна гуманитарная экономическая катастрофа. И начинать строить - находить модели (а они есть, и я готов о них подробно рассказывать!) массовой дешевой высококачественной застройки и модели массового создания новых рабочих мест через новую индустриализацию страны. О последней с утра до вечера говорят наши чиновники, но мало что делают в этом направлении.
- Если перелом в Новороссии не произойдет, что мы можем получить зимой?
- Ситуацию, при которой условно десять тысяч переселенцев окажутся в достаточно тяжелых условиях. Соответственно, их будут показывать на «Ютьюбе» с комментариями: вот она, Россия, никому не может помочь, ничего не может организовать и обустроить. А с учетом той катастрофы, которая уже произошла на юго-востоке Украины, это будет колоссальное поражение России. Ситуация простая: либо Россия может строить и созидать, либо, кроме торговли нефтью и газом, наша страна ничего не может. Донбасский кризис - это вызов всем нам.

Ольга РЯБИНИНА

12.10.2015