День  знаний

Первый класс - как первая любовь!

Известные петербуржцы вспоминают своих учителей и одноклассников и размышляют о том, что изменилось с течением времени

Вот и наступил прекрасный для школьников и их родителей день - 1 сентября. Учебный год вступает в свои права. Как его встречали раньше, как будут отмечать сегодня и что изменилось в российской школе с годами? Об этом рассказали «Смене» известные петербуржцы, которые сидели за партами в совершенно разные эпохи развития нашей страны.



«Пойду учиться в третий раз!»
Татьяна БУЛАНОВА, певица:
- Фактически я училась в школе два раза: сначала сама, а потом со старшим сыном Сашей, который получил аттестат зрелости несколько лет назад. Теперь мне предстоит «третья» школа: 1 сентября мой младший, Никита, впервые войдет в класс.
Разница между процессом обучения моим и старшего сына ощущалась зримо. Если для меня прогулять или опоздать на урок считалось из ряда вон выходящим, то Саша относился к этому чрезвычайно легко. Я тогда поняла, что все проблемы учебы кроются в лени, отсутствии самодисциплины. Надеюсь, с Никитой все получится иначе. Он уже два года ходит на футбольные занятия, привык к ранним подъемам, к нагрузкам, к слову «надо». Это очень важные навыки для того, чтобы в школе все получалось.

«На уроках пробуждалась жажда открытий»
Виктор БОЯРСКИЙ, директор Музея Арктики и Антарктики:
- Хотя с тех пор, когда я был школьником, лет прошло изрядно, больше четырех десятков, помню все, как будто это происходило только вчера. Главное чувство в то время, поглощавшее меня, - стремление всегда быть в школе. Потому что она являлась самым притягательным местом на свете. Признаюсь, не только из-за учебы (хотя процесс был увлекательнейший!), а из-за огромного количества друзей, раскрепощенного и доброго общения и какой-то прямо-таки духоподъемной атмосферы.
Эту атмосферу создавали наши учителя. Вот, например, учитель химии Леонид Демьянович привил мне любовь не только к предмету, но и к систематизации знаний. Учитель математики подавал задачки так, что мы их разгадывали, как детективные головоломки. На многих других уроках в нас пробуждали жажду открытий, познания нового. Причем, как правило, мы ломали голову над решениями сообща, дружно, делились мыслями и находили ответы вместе.
Сегодня, судя по тому, как учится моя одиннадцатилетняя внучка, многие плюсы советской школы утеряны. Отношения между детьми отнюдь не распахнутые: школьники стали сдержанными в эмоциях, даже скрытными. Они не общаются так, как общались мы. Да и среди учителей реже можно найти таких, какие бывали, - увлеченных и обладающих богатым жизненным опытом. Мне кажется, утрачена та атмосфера, когда к учителю относились как к духовному наставнику. Мне очень повезло - я учился у настоящих подвижников. Именно за это я от всей души благодарен школе, где учился.

«Классная руководительница не сломала мне крылья»
Станислав ПЬЕХА, певец:
- Признаюсь, среди учащихся 156-й школы на Греческом проспекте я был так себе, не выдающийся. Хотя мне всегда было в радость каждое Первое сентября видеть всех, кого не видел три месяца летних каникул. Это самый лучший, самый приятный день в учебном году. Можно поделиться с друзьями множеством историй, отметить дебют еще одного учебного года - не подумайте ни о чем плохом… Это был выдающийся день! Дальше начиналась рутина…
Кому я бесконечно благодарен, так это классной руководительнице Жанне Бунятовне. Не устроил ее мой невыдающийся облик кое-какого ученика, и она, понимающая, прощающая, умнейшая женщина, обладающая по школьным параметрам почти безграничной властью над плоховатым учеником, очень тонко, по-доброму, без административных истерик придала мне правильный вектор развития. Она не сломала мне крылья. Она вдохнула в меня надежду. Спасибо ей!

«Практикантка заставила возненавидеть звонок»
Борис АВЕРИН, профессор филологического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета:
- Со школьных времен врезался мне в память один случай. К нам пришла практикантка из Института Герцена преподавать географию. Надо признать, что этот предмет мы за предмет не считали, занимались своими делами и срывались с мест в первую секунду звонка. Так вот, эта практикантка принялась нам читать про эпоху великих географических открытий. И как читать! Когда раздался звонок, мы этот звук просто возненавидели. Ранее желанный, в этот раз он вызвал у нас неприязнь.
Вот такие учителя должны быть в школе. Они есть. Несколько лет назад, когда я зашел на урок к своему сыну в школу, лично в этом убедился. На уроке французского я даже, увлекшись, освоил некоторые грамматические формы. Но, положа руку на сердце, таких учителей мало. Их должно быть гораздо больше.
Объясню, что этому мешает. В нашей педагогике - две трагедии. Первая - зарплата учителей. Мои выпускники со всем желанием готовы трудиться в школе, но им предлагают 8 тысяч в месяц. Вторая трагедия - бюрократизм, невиданный бюрократизм. Прежде чем сказать одно живое слово, учитель должен заполнить ворох бумаг. Ежедневно, день за днем. Некогда работать - сплошная отчетность. Работа оценивается по этим бумагам, а отнюдь не по тому, с какими чувствами воспринимают ученики звонок с урока. По этим двум причинам школа теряет лучших выпускников Университета, чьим призванием является педагогика…

«Я очень любила перемены»
Эмилия СПИВАК, актриса:
- Я воспринимала школу как возможность встретиться с друзьями, и самым прекрасным временем в ту пору были перемены: возможность поболтать, посмеяться, поделиться новостями. А сами уроки я, признаюсь честно, пережидала. Кроме, пожалуй, урока литературы. Я влюбилась в школе в литературу и осталась верна этому влечению до сих пор.
Что еще было доброго? Я испробовала все кружки и секции, какие тогда только было возможно испробовать в школе и в домах творчества юных. А возможно было неоглядно много. Занималась музыкой, танцами, спортом, рисованием… К сожалению, терпения моего не хватало ни на что, и буквально через пару месяцев я закруглялась с очередным начинанием. Но я смогла проверить себя всесторонне, понять свои склонности и таланты. Разве это не бесценно?

«Дочке преподает моя учительница физики»
Анастасия МЕЛЬНИКОВА, актриса, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
- Для меня самые светлые воспоминания о школе связаны прежде всего с педагогами. Мне повезло с первой учительницей, удивительной душевности женщиной - Галиной Георгиевной. Еще одна учительница с большой буквы - Тамара Михайловна. Так получилось, что сегодня она преподает физику моей дочери Машеньке.
Кстати, у Машеньки со школой несколько иные взаимоотношения. Она учится в необыкновенно сплоченном, дружном классе. Ученики, учителя и родители поддерживают теплые отношения, живут как бы одной семьей. Школьные подружки вообще жить друг без друга не могут. Мне безумно приятно, что такое сплочение привело к тому, что Машеньке стало интересно учиться. Она познает новое не из-под палки, а с увлечением. Низкий поклон талантливым педагогам!

«Компьютер испортил их?»
Владимир БУХИННИК, модельер, доцент кафедры дизайна 
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики:
- Частенько бываю на встречах с одноклассниками. Многие из них настолько ностальгируют по школе, что словно живут в том времени. У меня такого острого чувства нет. Мне просто было там хорошо. Это ощущение помню отчетливо. Вокруг были добрые люди, а передо мной расстилались безопасные во всех смыслах улицы.
В 1973 году, когда я пошел в первый класс, меня только два месяца поводил в школу дедушка, а затем я смело топал уже сам. Сейчас, по-моему, в школу водят до пятого-шестого класса - иначе опасно! Я чувствовал себя более защищенным, чем нынешние школьники. И потом, мы никогда не задумывались, кто в классе какой национальности. Не то что распрей, а даже мыслей таких в то время не возникало. Прекрасное было время!
Как преподаватель не могу сказать, что приходящие со школьной скамьи к нам в университет молодые люди кардинально отличаются от нас в том же возрасте. Нельзя сказать, что новое поколение - ужасное. Среди них также есть и добрые, и отзывчивые ребята. Они не злые, нет. Они стали намного рациональнее. Когда я учился в Театральном институте, у нас общение не кончалось после звонка. Мы, причем вместе с преподавателями, вечно устраивали посиделки, чаепития. Мы были интересны друг другу. Подобные мероприятия для нынешней молодежи - скучная обязаловка. Может, компьютер испортил их, как испортил москвичей у Булгакова квартирный вопрос? Он их объединяет, правда в каком-то другом мире, а не в этом.

«Ничто не проходит бесследно»
Билли НОВИК, фронтмен группы «Billy’s band»:
- Школьные годы в трех купчинских школах, где мне довелось учиться, отнюдь не казались мне чудесными. Они пришлись на конец восьмидесятых - начало девяностых. Результат общест­венных перемен оказался для многих печальным и даже трагичным: многие мои одноклассники, увы, уже покинули этот мир. Причина - наркотики и прочие «прелести»…
Когда я стал старше, мне одно время казалось, что такое жесткое начало - хорошая школа жизни, закалка, испытание, которое укрепляет. Сегодня я так не думаю. Хотя сразу после школы у меня наступило сплошное удовольствие - и в работе, и в учебе, и в творчестве; я купался в положительных эмоциях на этом контрасте, - время показало, что ничто не проходит бесследно. Те следы уродства, которые нанесены в детском возрасте, не пройдут, мне кажется, никогда.
Вообще, когда я получил аттестат зрелости, у меня было полное ощущение, что я получил освобождение от террора. Я был счастлив. И счастлив до сих пор, хотя и подранен...

«Подарок, данный Богом»
Константин ЛОПУШАНСКИЙ, кинорежиссер:
- Если говорить возвышенно, поэтически, романтически (а иначе о школьных годах говорить нельзя), то я считаю подарком, данным Богом и судьбой, свои детские и отроческие годы, связанные с учебой. Помните, у Андрея Тарковского в «Зеркале» герой говорит: «Все еще впереди»? Так вот та, прежняя школа давала именно это осознание: все еще впереди, к будущему надо подготовиться, надо не пропустить, успеть, осо­знать, выучить. Такое жадное восприятие жизни, знаний, отношений не повторяется потом никогда. Именно здесь корень той ностальгии по школьным годам, которой подвержены даже те, у кого этот период был неудачным, скучным, с массой проблем. Потому что впервые мы осознанно изучали многогранный неизведанный мир. А это - как первая любовь - незабываемо.

Записала Людмила АНДРЕЕВА
Рисунок Игоря КИЙКО

12.10.2015