Переломный момент

В Донбасс пришел мир. Пусть пока и худой

Сохранить режим прекращения огня может оказаться сложнее, чем объявить о нем

Главное событие минувшей недели - на юго-востоке Украины наконец-то объявлено перемирие. Киевским властям и Донецкой и Луганской народным республикам в ходе непростых переговоров в Минске все-таки удалось договориться о прекращении огня. Сколько продлится перемирие и насколько оно будет прочным - пока неясно. Ясно только то, что на Украине обязательно найдутся желающие с этим миром покончить и продолжить воевать.

Сам факт того, что Порошенко все же согласился на переговоры с людьми, которых еще недавно безапелляционно называл «террористами» и которым отказывал в праве предъявлять хоть какие-то требования, - уже большая победа. Пусть со стороны Киева с главами народных республик договаривался не нынешний, а бывший президент Леонид Кучма, тем не менее встреча контактной группы в Минске дала довольно впечатляющие результаты - с 19 часов минувшей пятницы официальный Киев прекратил обстреливать Донбасс. Приказ об этом лично отдал Порошенко.
Его неожиданное миролюбие вряд ли можно объяснить исключительно проснувшимися в нем человеческими качествами. К моменту переговоров в Минске воины Донбасса фактически положили украинскую армию на лопатки: освобождая один населенный пункт за другим, ополченцы были готовы взять штурмом Мариуполь, а дальше - идти на Киев. Не исключено, что еще немного - и киевской хунте пришлось бы капитулировать перед более мощным и боеспособным противником. Поэтому, как ни старался Порошенко сохранить хорошую мину при плохой игре, преимущество на этих переговорах было явно не на его стороне.
В Минске были достигнуты договоренности о международном мониторинге за соблюдением перемирия, об обмене пленными, создании гуманитарных коридоров, а также о доставке гуманитарной помощи. Фактически в основу принятого протокола лег «мирный план Путина», который наш президент озвучил несколькими днями ранее.
И все же аналитики высказывают справедливые опасения, что достигнутое перемирие может так и не перерасти в прочный мир. Почему? Проблема в том, что власть Порошенко на Украине довольно слаба - большую роль там играют олигархические кланы. А многие из них как раз таки заинтересованы в продолжении войны. Например, олигарх Коломойский очень рассчитывал прибрать к рукам донбасские активы олигарха Ахметова - пока безрезультатно.
Наконец, само украинское общество, одурманенное пропагандистской машиной Киева, пока, судя по всему, также не готово принять мир. В псевдопатриотическом угаре оно готово бороться с «российскими оккупантами» и украинскими «сепаратистами» до конца. Пусть даже большинство таких «укропатриотов» и принадлежит к «диванным войскам». Объяснить своим согражданам, почему вчерашние «террористы» в камуфляже вдруг превратились в уважаемых людей в черных костюмах, Порошенко будет крайне непросто. Остается надеяться, что какой бы трудной ни была дорога к миру, для украинского общества она окажется предпочтительнее, чем тропа войны.

Ольга РЯБИНИНА

12.10.2015