Интересное кино!

Ключ без права передачи?

«Ленфильму» отказано в получении дохода от показа снятых на киностудии лент

Госфильмофонд России официально отказался передавать права на «золотую коллекцию» кинокартин в собственность киностудии «Ленфильм», где, собственно, они были созданы. Это известие вызвало возмущение у руководителей «Ленфильма», поскольку на доход от проката картин «Полосатый  рейс», «Золотая мина», «Ключ без права передачи» и десятков других предполагалось восстанавливать петербургскую кинофабрику.



Нынешний «Ленфильм» потихонечку встает с колен. Здесь отремонтированы многие цеха, заключены контракты на оказание услуг, а самое главное - уже снимаются фильмы. Сейчас в работе три проекта, и один из них - исторический детектив «Контрибуция» режиссера Сергея Снежкина («Смена» писала о нем недавно) - выглядит очень перспективным. Катастрофический упадок «Ленфильма» мог бы остаться в безвозвратном прошлом, однако на днях радужные надежды перечерк­нуло решение Госфильмофонда России: не отчислять «Ленфильму» ни копейки за показ лент киностудии.
Свою позицию чиновники и юристы Госфильмофонда обосновали на днях в чрезвычайно обстоятельном послании министру культуры России Владимиру Мединскому. Госфильмофонд, в частности, полагает, что открытое акционерное общество, коим является киностудия «Ленфильм», «не несет никакой ответственности перед народом или государством за материальное и нематериальное использование своих активов», а потому передача уникальной коллекции в частные руки «противоречит государственным интересам». Серь­езное возражение, если не знать, что акционером нынешнего «Ленфильма» является именно государство. Но юристы Госфильмофонда подозревают, что петербургская киностудия может когда-нибудь продать акции частным лицам. Тоже серь­езное возражение, если, опять же, не знать, что устав киностудии запрещает это делать без согласия того же государства.
По мнению директора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина, Госфильмофонд поступает несправедливо.
- Голливуд держится на крупнейших студиях-мейджорах, которым более 100 лет, - сказал Эдуард Пичугин. - Они могут финансировать крупные 200-миллионные блокбастеры именно потому, что у них есть доход в виде обеспечения от авторских прав. В случае с правами на коллекцию «Ленфильма» речь идет о сотнях миллионов рублей ежегодной выручки. Без этих денег студию невозможно возродить.
Мнение председателя совета директоров «Ленфильма» Федора Бондарчука пока не прозвучало. В настоящее время он готовит собственный грандиозный проект в тех самых голливудских студиях, о которых говорил Эдуард Пичугин. Столь же ненапористы и юристы «Ленфильма».
А тем временем Госфильмофонд продолжает получать выручку за «Гамлета», «Короля Лира», «Балтийское небо», «Зеленые цепочки», «Старшего сына», «Золотую мину», «Полосатый рейс», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Свадьбу в Малиновке», «Торпедоносцев», «Даму с собачкой», «Соломенную шляпку»… А всего этих картин - четыреста: великолепных, любимых, до сих пор собирающих миллионную аудиторию.
Выход «Ленфильму» предлагается один: пусть он снова станет  бюджетной организацией. Тогда возможна «дележка». Но именно в качестве бюджетной организации киностудия чуть не отдала богу душу и до сих пор никак не оправится. Кому выгодно загонять ее снова в катастрофическое состояние?

Людмила АНДРЕЕВА
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015