Быстрее ветра

Не путайте яхтсменов с экипажем Абрамовича!

В Петербурге состоялась парусная регата «Кубок Большой Невы» на призы «Вечернего Петербурга»

В минувшие выходные в Петербурге стартовал чемпионат Санкт-Петербурга по яхтингу. Его главным событием стала состоявшаяся вчера регата «Кубок Большой Невы», посвященная памяти спортивного журналиста «Вечернего Петербурга» Валентина Семенова. Завершится же чемпионат, проходящий в красивейшем месте - в Маркизовой луже, - в следующие субботу и воскресенье.

Раритетная ваза
Первая регата «Кубок Большой Невы», организованная редакцией газеты «Вечерний Петербург», ныне входящей в Балтийскую медиа-группу, состоялась в далеком 1948 году. Дело было так. Более полувека назад в кабинет тогдашнего главного редактора «Вечерки» Владимира Соловьева зашел сотрудник спортивной редакции и напомнил, что наш портовый город просто создан для проведения соревнований яхтсменов. Об этой истории рассказал главный редактор «Вечернего Петербурга» Константин Миков:
- Первый раз приз был разыгран, когда яхтсмены присоединились к гребцам на академических лодках, байдарках и каноэ. Спортивный журналист «Вечерки» Валентин Семенов поддерживал проведение регаты, ставшей традиционной, в течение полувека. Ему помогали энтузиасты. И каждый раз организовывать соревнования было очень непросто. И мы рады, что сегодня нам помогают спонсоры и городские власти. Особенно почетно, что регата открывает чемпионат города по парусному спорту…
Президент Санкт-Петербургского парусного союза, вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта Сергей Алексеев напомнил, как престижно было в те годы выступать на лодках с эмблемой «Вечернего Петербурга». А кубок, за который борются участники регаты, был создан в 1947 году мастерами Ленинградского фарфорового завода и сейчас является раритетом. Организаторы регаты еще в прошлом году собирались сделать его копию, а сам кубок сохранить как исторический экспонат. Но выяснилось, что даже копия стоит более трех тысяч евро, поэтому идею пришлось отложить до лучших времен.
- Ваза эта - моя ровесница: мне тоже 66 лет исполнилось, - улыбается Сергей Алексеев. - Сам же я сорок лет гоняюсь на вечеркинской регате!
В этот раз, помимо кубка, «Вечерка» подготовила для призеров и участников дипломы и сувенирные тарелки, а Федерация парусного спорта - памятные сувениры и значки.

Кто быстрее всех?
Нынче поучаствовать в ярком празднике изъявили желание 70 экипажей спортсменов из питерских клубов «Балтиец», «Геркулес», «Речной яхт-клуб» и многих других. Любопытно, что самому молодому яхтсмену всего 15 лет!
В чемпионате представлены суда разного класса - от океанских крейсеров до парусных досок, в частности «Цетусы», «Драконы», «Четвертьтонники», «Спортботы», традиционные шестерки «Л?6» - яхты, которые строились в Петербурге в 60-е годы и до сих пор на плаву.
Организаторы решили выбрать самого быстроходного яхтсмена, что происходит впервые. Сделать это непросто, так как разные классы яхт имеют совершенно несопоставимые скоростные характеристики.
- Бывает, приходишь к финишу первым, а по результатам гандикапа лидером оказывается тот, кого еще и на горизонте не видно, - говорит Сергей Алексеев.

Чемпионы настоящие и будущие
На протяжении многих лет парусный спорт в Петербурге находился в упадке. Но сегодня возрождается. Подтверждение тому - награды, добытые петербуржцами на крупнейших соревнованиях. К примеру, на недавних Юношеских Олимпийских играх в Китае наши яхтсмены завоевали семь медалей разных достоинств. Немаловажно, что интерес к парусному спорту возрос и у руководителей города, которые помогают в организации соревнований. По словам заместителя председателя Комитета по физкультуре и спорту Александра Перельмана, в этом году парусным спортом занимается уже более трех с половиной тысяч детей и подростков Петербурга:
- На воду у Петропавловской крепости выходят «Оптимисты», «Кадеты», «Лучи» и другие швертботы под управлением юных спортсменов из школы юношеского резерва и детских секций петербургских яхт-клубов, которых в городе несколько.
Правда, в олимпийских классах яхт петербуржцы по-прежнему серьезно отстают.
- У нас пока нет шансов выиграть на Олимпиаде в Бразилии, нужно готовить новую смену, - признает Сергей Алексеев. - Проблема в том, что ребята долго засиживаются на юношеских яхтах. К 12 - 14 годам они начинают скучать и уходят из спорта. Нам в их годы давали возможность походить на больших крейсерах, заражая любовью к парусному спорту. А сейчас традиция преемственности ушла. Надо ее восстанавливать.
Чтобы возродить былую славу российского парусного спорта, требуется и большее финансирование. Если у Академии парусного спорта есть серьезный спонсор, то остальные яхт-клубы - «Крес­товский», «Речной», «Балтиец» - содержит федерация на членские взносы участников, а тренировочные сборы нередко оплачивают родители юных спортсменов.
- Федерация купила детям новые лодки «Оптимист», но на развитие материально-технической базы и организацию тренировок спортсменов денег все равно не хватает. Наш ежегодный бюджет составляет около одного миллиона рублей, а нужно в десять раз больше, - сетует Сергей Алексеев.

Как стать яхтенным капитаном
Прийти в яхтенную секцию можно начиная с семи лет. Со временем есть шанс стать яхтенным капитаном, а в будущем и управлять собственным судном. Сергей Алексеев получил такой диплом через десять лет практики, пройдя тысячи морских миль.
- К сожалению, сегодня сертификат получить намного проще - просто закончив обычные курсы судовождения и сдав теорию и экзамен по управлению судном, - говорит Алексеев. - Но такие капитаны не имеют самого главного - профессионального опыта, а ведь они отвечают не только за себя, но и за людей, которые находятся на борту. Поэтому мы хотим вернуть плавательный ценз - необходимость пройти тысячу миль самостоятельного плавания в эскадре.

Не ради наград
Парусный спорт хорош тем, что им можно заниматься в любом возрасте. Это доказывают ветераны, участвующие в гонках, несмотря на седины. Самый легендарный из них - Борис Хабаров, который в свои 80 лет выходит под парусами наравне со всеми.
- У многих сегодня представления о яхтах складываются по фотографиям яхты Романа Абрамовича с девочками в купальниках на борту, мы же одеваемся в зимнюю одежду и поверх не носим специальные костюмы, - рассказывает Сергей Алексеев. - Да, вода частенько заливается под воротник, выливается из штанин... Пусть питерский сентябрь - не самый теплый месяц, но наши яхтсмены - закаленные ребята!
Люди, выбравшие парусный спорт, чаще всего остаются верны ему на всю жизнь. И даже то, что они тренируются и выступают практически на общественных началах, не снижает их энтузиазма. И символические призы за победу тоже радуют.
- Конечно, хорошо, если бы за первое место вручили весло, а еще лучше - подарили бы яхту, - мечтает Сергей Алексеев. - Но яхтсмена нельзя баловать. Он гоняется под парусами не ради наград, а потому, что иначе жить не может.

Нина БАШКИРОВА


12.10.2015