Городские легенды

Наум Синдаловский: «Петроград опередил Москву на сутки»

Петербургский писатель и фольклорист считает, что одно из названий нашего города - дело случая

О петербургских анекдотах, даже трехвековой давности, о легендах светской и пролетарской жизни и тайнах фразеологии города на Неве писатель и собиратель городского фольклора Наум Синдаловский знает все. Он может рассказывать о Петербурге часами, прогуливаясь от дома к дому. Синдаловский не отделяет своей жизни от жизни Петербурга. При этом считает, что и в той и в другой важны как роль личности, так и роль случая. Об этом он рассказал «Смене».

Три выходных - предложение Ленина
- Наум Александрович, многие считают, что самый благополучный период в истории нашего города - это шестидесятые годы прошлого века, так называемая «оттепель». Вы согласны с этим?
- В свое время я коллекционировал письменные свидетельства человеческой глупости. До сих пор у меня хранится один такой документ - доклад Хрущева, в котором он на полном серьезе обещал советскому народу коммунизм в 1980 году. Обещал как раз во время «оттепели»… Эти радужные перспективы кружили голову многим, поэтому они с эйфорией и вспоминают то время. А как раз к 1980 году полки продовольственных магазинов начали становиться все более и более стерильными и не загроможденными товарами первой необходимости. А в якобы «благополучные» шестидесятые архитектура города пострадала куда больше, чем в блокаду: нещадно сносили храмы и памятники, возводя серые бетонные коробки.
- Вы полагаете, что обещания коммунизма были осознанным обманом трудящихся?
- Я полагаю, что идеологи коммунизма были не так уж глупы. Да, они все хорошо понимали и сознательно шли на обман ради собственного благополучия. Помните анекдот? Митинг на Дворцовой площади. Ленин обращается к собравшимся: «Товарищи! Революция, о которой так долго мечтали большевики, свершилась! Теперь, товарищи, вы будете работать восемь часов в день и иметь два выходных дня в неделю». Дворцовая площадь потонула в криках «ура!». «В дальнейшем вы, товарищи, будете работать семь часов в день и иметь три выходных дня в неделю». - «Ура-а-а-а!» - «Придет время, и вы будете работать один час и иметь шесть выходных дней в неделю». - «Ура-а-а-а-а-а!!!» Ленин повернулся к Дзержинскому: «Я же говорил вам, Феликс Эдмундович, работать они не будут».

Времена не выбирают…
- Наум Александрович, вы известны как знаток истории города с первых дней до дней сегодняшних. А как бы вы оценили тот период, что совпал с вашей жизнью?
- Из прожитых мною к настоящему времени 78 лет целых 65 прошли в страшном XX веке, который фактически начался с поражения в Русско-японской войне и хаоса первой русской революции. Целых полвека Россию сотрясали ужасы революционных переворотов, Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной и многочисленных локальных войн, включая советско-финскую войну 1939 года и войну с собственным народом в период сталинских репрессий. Все эти полвека Петербург - Петроград - Ленинград находился в эпицентре этого всепожирающего Молоха, жертвами которого стали неисчислимые миллионы человеческих жизней.
- Эти, по вашим словам, ужасы были предопределены?
- Если верить фольклору, драматическую судьбу нашего города предопределило проклятие, которое выдавил из себя, умирая мучительной смертью на дыбе, царевич Алексей Петрович. Будто бы он проклял город, построенный его отцом вопреки древнерусским традициям и обычаям дедов: «Петербургу быть пусту!» И это страшное проклятие, утверждает предание, время от времени дает о себе знать. С ним связывают и появление именно в Петербурге бесов, описанных Достоевским и захвативших власть в 1917 году, и голод и разруху Петрограда во время Гражданской войны, и 900-дневную блокаду Ленинграда, в результате которой город должен был превратиться в ледяную пустыню.
- Ваша семья тоже пережила блокаду?
- В 1944 году под Ленинградом, по пути из госпиталя на фронт, пропал без вести мой отец. С первых дней войны он воевал в морской пехоте. Мама, одна воспитывавшая двоих детей, так и прожила остатки своих дней вдовой. Она умерла, едва перешагнув порог 50-летия. Мы с братом рано остались без родителей. Взрослели, образовывались и воспитывались сами. Конечно, говоря словами Александра Кушнера, «времена не выбирают». Могло быть и хуже. Мы выжили, у нас есть дети и внуки, и род наш не пресекся.

Как бы называлась столица?!
- А что влияет на ход истории города - личности или случайности?
- И то и другое. Разве появилась бы на самом краю ойкумены блестящая столица великой империи, если бы не политическая воля одного-единственного человека по имени Петр Первый? Это с одной стороны, когда все зависит от личности.
- А с другой?
- С другой, например, если опять же верить фольклору, то Петроград стал Ленинградом исключительно благодаря случаю. Московские рабочие с просьбой пере­именовать свой город в честь только что почившего вождя революции также обратились в советское правительство. Но трудящиеся Петрограда будто бы опередили их ровно на одни сутки. Представляете, как бы называлась столица нашей родины, если бы не его величество случай?
- Так что же важнее для развития города?
- Самое важное - ответственность жителей Петербурга. Ответственность за каждый свой шаг, за все, что может произойти сегодня, завтра или в будущем. А это значит, что все зависит от нас. Мы должны сделать так, чтобы наши дети и внуки стали лучше нас и, соответственно, строили лучшее будущее Петербурга. Чтобы на их долю не выпало то, что пришлось пережить нашему поколению во время войн, разрух, перестроек и других социальных и политических катаклизмов. Никакая личность, никакой случай не имеют права обрекать наших детей на подобное.

Людмила АНДРЕЕВА
Фото Станислава АКИМОВА

12.10.2015