По ком звонит колокол

Учитель без диплома педагога? Спасибо, не нужен!

В связи с вступлением в силу государственных образовательных стандартов в школах скоро не останется учителей-«непедагогов». Но правильно ли это?

С будущего года в России начинают действовать Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Школы заранее готовятся им соответствовать. В частности, думают, что делать с учителями, которые не имеют педагогического образования, хотя давно и успешно работают. По стандарту таким в школе не место. Их надо либо переучивать, либо увольнять.



Инженеры нам больше не нужны
Лет пять - десять назад директора школ активно зазывали к себе филологов, математиков и физиков, понимающих толк в школьных предметах, но не имеющих педагогического образования. Теперь взрослому человеку, получившему непедагогическую профессию, но чувствующему в себе призвание сеять разумное, доброе, вечное, путь в классы закрыт. В школах таких больше не ждут. Корреспонденты «Смены» наугад обзвонили несколько учебных заведений и везде услышали одно и то же.
- Вам не нужен учитель математики без педагогического образования, но с высшим техническим?
- Нет, нам нужны именно педагоги. Впрочем, попытайте счастья где-нибудь на периферии - там, где не хватает учителей. Но учтите, вас пошлют переучиваться.
Двухгодичные курсы повышения квалификации прошли все, кто был принят в школу до реформы системы образования. А те, кто по какой-то причине не переучился, теперь для директоров учебных заведений как кость в горле. Они не вписываются в новые госстандарты. Что делать? Расставаться с учителем, который отлично справляется со своими обязанностями и не хуже, а может, даже лучше других учителей вписался в образовательный процесс и полюбился ученикам, не хочется. Но и платить огромные штрафы за нарушение ФГОС не по карману. А срочно отправлять учителя на переподготовку - не сезон, занятия в Академии постдипломного образования начинаются, как и везде, 1 сентября.

Учитель по стандарту
- Все школы давно переучили практически всех своих педагогов, - сообщили «Смене» в Комитете по образованию, добавив, что учителей без педобразования в средних учебных заведениях - раз-два и обчелся. Да и дефицита кадров давно нет, чтобы держаться за «непедагогов».
Возникает вопрос: нужно ли ценить человека без диплома педвуза и чем он отличается от педагога «с корочкой»? В соответствии с ФГОС помимо специальных знаний и владения разными методиками школьный педагог должен обладать высокой компьютерной грамотностью, знать иностранные языки, уметь ориентироваться в информационном пространстве, словом, не отставать от современных детей.
- Учитель должен вести с учениками диалог на понятном им языке, - считает Константин Тхостов, директор лицея № 369, председатель регионального отделения общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». - Нынешние школьники очень требовательные, они отлично владеют компьютером, свободно ориентируются в информационном поле, выискивая в нем крупицы нужного им материала. И учитель должен соответствовать.
В Комитете по образованию подтвердили:
- В учреждениях дополнительного профессионального образования педагоги повышают свою квалификацию по таким актуальным направлениям, как инновационная составляющая деятельности образовательного учреждения, логико-информационные технологии и интерактивные методы в образовательном процессе.

Диплом или призвание?
При таком обилии требований к педагогу создается ощущение, что о самом главном как раз забыли. О благородстве профессии и призвании быть учителем, а также отличном знании своего предмета. Наверное, чтобы увлечь учеников, учитель должен не только работать по методичке, но и сам быть неординарной личностью. Только таким людям удается посеять в душе ребенка любовь к знаниям и стремление к саморазвитию. История знает немало примеров, когда именно непрофессиональные учителя становились лучшими педагогами. Несколько лет назад победителем конкурса педагогических достижений и лауреатом премии «Лучший учитель Санкт-Петербурга» стал молодой учитель английского языка Алексей Мазуров, окончивший в свое время Институт культуры. Призвание помогло ему стать настоящим педагогом.
В то же время интернет-форумы пестрят сообщениями об учителях с профильным образованием, позволяющих себе кричать на детей, необоснованно занижать и завышать им оценки или проводить уроки так, что детям хочется достать свои гаджеты и углубиться в куда более интересный мир Интернета. Выходит, не только и не столько методики делают учителя Учителем.
- Я не думаю, что хорошим учителем может стать только выпускник педагогического вуза, - говорит заместитель директора классической гимназии № 610 Ирина Борисова. - У нас много преподавателей с педагогическим образованием, которое дает им право работать в школе. Но я могу назвать и технические вузы, закончив которые люди могут стать отличными педагогами. К примеру, ЛЭТИ или Политех. Все зависит от их подготовки и желания передавать свои знания детям. Диплом Педагогического университета - тоже ведь не гарантия, что его обладатель станет хорошим учителем. Главное, чтобы человек знал свой предмет и имел природные способности к преподаванию. Школы должны быть заинтересованы именно в таких специалистах.
Тем более что молодые специалисты не стремятся полнить ряды школьных педагогов. По информации Комитета по образованию, всего 15 процентов учителей петербургских школ - это молодые специалисты, закончившие вуз не более пяти лет назад.

Нина БАШКИРОВА
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015