Разбор пролетов

Трагедия, которая не могла не случиться

Авиакатастрофа в аэропорту «Внуково» высветила главную сегодняшнюю
российскую проблему - всеобщее разгильдяйство

Трагическая гибель президента нефтяного концерна «Total» Кристофа де Маржери в результате авиакатастрофы в московском аэропорту «Внуково» серьезно ударила по имиджу России в мире. Крушение самолета «Фалькон» выявило не просто огромное количество недоработок руководства аэропорта, но и системные проблемы в отрасли. Речь идет о вопиющем разгильдяйстве.

Терминал «Внуково-3», где произошла авиакатастрофа, специализируется на бизнес-полетах - аналогов ему в столице нет. И сам факт того, что в аэропорту такого уровня воздушное судно столкнулось с машиной-снегоуборщиком прямо на взлетной полосе, шокировал многих - не только специалистов и мировое бизнес-сообщество, но и простых россиян.
В первые дни трагедии казалось, что все в ней ясно и без долгого и тщательного расследования: пьяный водитель снегоуборщика самовольно выехал на полосу и спровоцировал ЧП. Но когда Владимир Мартыненко появился на экранах телевизоров, эта версия оказалась под сомнением. 60-летний мужчина с трясущимися от пережитого руками не выглядел как злостный нарушитель дисциплины: он проработал во «Внуково» десять лет, дорожил своей работой и при этом категорически отрицал, что пил. Его адвокат Александр Карабанов заявил: результат анализа крови еще не готов, и потому странно, что прозвучали утверждения об употреблении его подзащитным спиртного.
Поначалу у многих сложилось впечатление, что именно Мартыненко станет тем стрелочником, которому придется ответить за крушение «Фалькона» и гибель людей. Однако, к счастью, следствие стало копать глубже: подозреваемыми по этому делу помимо водителя стали еще четверо сотрудников - инженер аэродромной службы Владимир Леденев, руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер Александр Круглов и диспетчер-стажер Светлана Кривсун. Двое из них по решению суда были взяты под стражу, еще двое - отправлены под домашний арест.
В ходе судебных заседаний, на которых решался вопрос о выборе меры пресечения для подозреваемых, начали всплывать весьма неожиданные обстоятельства ЧП. Выяснилось, что снегоуборщиков, которые могли спровоцировать аварию, было два, а не один. Что радиосвязь с машиной не работала - она внезапно отключилась непосредственно перед катастрофой. Несколько фонарей недалеко от взлетно-посадочной полосы также не функционировали. Да и главный локатор «Внуково» уже несколько лет несправен и не отображает все объекты на взлете и посадке. Прибавьте к этому человеческий фактор, и… трагедия становится неизбежной. Можно только диву даваться, как «Внуково» могло полноценно работать раньше и при этом считаться вполне современным и надежным аэропортом…
Чувствуя свою ответственность за случившееся, руководство аэропорта по собственному желанию подало в отставку. Это решение нельзя не приветствовать - можно лишь сожалеть, что оно было принято не сразу, а лишь спустя несколько дней после катастрофы. Уже сейчас очевидно, что трагедия международного масштаба, коей, без преувеличения, стало крушение самолета Кристофа де Маржери, будет расследована максимально тщательно, а все виновные понесут суровое наказание. Так сказать, чтобы другим неповадно было… Главное, чтобы авиационные власти этим не ограничились, а сделали серьезные выводы из случившегося. Цивилизованной стране просто неприлично терять на своей территории по несколько самолетов в год.

Ольга РЯБИНИНА

 

Гайд-парк

Крушение «Фалькона»: случайность или заговор?

Эксперты горячо спорят о том, что же случилось в ту страшную ночь во «Внуково» и можно ли было предотвратить катастрофу. Своими мыслями на этот счет со «Сменой» поделились два известных петербуржца - летчик и… политтехнолог.

Вадим БАЗЫКИН, летчик-испытатель, заслуженный пилот РФ:
«В России почему-то не любят исполнять инструкции»
- То, что произошло во «Внуково», - серьезный сбой в системе управления аэропортом. И потому это один из тех немногих случаев, когда оправданны массовые увольнения. Всем специалистам понятно, что ответственность за трагедию лежит и на водителе снегоуборщика, и на его руководителе, и на диспетчере, и на руководителе полетов. Мне не очень приятно, что данное ЧП использовано для того, чтобы сейчас нагнать страху на руководителей других аэропортов. Мол, смотрите, что мы тут делаем, - так со всеми будет. Заниматься безопасностью нужно в ежедневном режиме, а не под воздействием таких происшествий.
Все инструкции в гражданской авиации давно выработаны, ничего нового придумывать не надо. Главное - исполнять их. Однако в России почему-то этого делать не любят. Между тем во времена, когда в стране было Министерство гражданской авиации, действовало железное правило: второго предупреждения в нашем деле быть не должно. Очень хочется, чтобы оно снова заработало. В стране есть авиакомпании, к которым неприменимо понятие «человеческий фактор»: у них не отказывает техника, хорошо работают люди - и все потому, что там железная дисциплина. А есть совершенно обратные примеры…
Хорошо зная ситуацию в Петербурге, я считаю, что в «Пулково» такая трагедия маловероятна. Я знаком с руководителем аэропортовой службы «Пулково» и плохо представляю, что вот он приходит на работу, а у него сидит один работник там, где положено, чтобы было два. Рядом со стажером всегда есть инструктор. Отлучился инструктор - его должен подменить руководитель полетов. По-другому быть не может. Поэтому, повторюсь, главное для нас сегодня - научиться исполнять существующие законы и инструкции, а не придумывать какие-то новые.

Антон ВУЙМА, политтехнолог, руководитель PR-агентства:
«Это могло быть спланированное убийство»
- Есть много факторов, которые заставляют меня усомниться в официальной версии катастрофы во «Внуково». Во-первых, погиб очень известный человек, который обладал большим авторитетом и при этом был настроен дружественно по отношению к России. Он был слишком влиятельным, чтобы погибнуть просто так, по нелепой случайности. Во-вторых, смущает, что за последние 20 лет в наших аэропортах не было ни одного подобного ЧП, связанного с уборочной техникой. А тут трагедия происходит не просто во «Внуково» - аэропорте, где высокий уровень порядка, а в частном терминале, а еще и с самолетом ВИП-гостя, которого должны были охранять особенно тщательно!
Мы все понимаем, что данное происшествие очень выгодно определенным силам - тем, что ввели санкции против России. Например, именно с этими силами связывается происходящее в Гонконге - революция почему-то началась там именно в тот момент, когда русские компании, потерявшие доступ к западным деньгам, начали кредитоваться в Гонконге. Очень многое в мире сегодня связано с тем, что Россию хотят задушить. И тот факт, что человек, который выступал против западных санкций, гибнет при весьма странных обстоятельствах, уникальных для России, - разве он не заставляет задуматься?
У меня как у специалиста, который анализирует различные процессы в обществе и занимается PR-технологиями, созрела своя версия случившегося. Мне кажется, что такое ЧП можно было организовать, отдав по рации ложный приказ водителям снегоуборочных машин. Реализовать это достаточно легко: частоты хоть и защищены, но не слишком качественно, это ведь не переговоры спецслужб. Поэтому, находясь в аэропорту или в одном из лайнеров на территории «Внуково», при желании можно было имитировать сигнал из диспетчерской и организовать таким образом убийство главы «Total». Если все произошло именно так, то ни диспетчеры, ни водитель снегоуборочной машины не должны нести ответственность за трагедию. Виновато третье лицо, которое отдало преступный приказ. Хотя надо признать, что найти его будет практически невозможно. То есть фактически это тупиковая версия расследования. Возможно, именно поэтому нас и не вводят в курс дела…

12.10.2015