Честный разговор

«Губернатор делает ставку на людей проверенных»

Известный петербургский политолог Дмитрий Гавра - об особенностях кадровой политики Георгия Полтавченко

На минувшей неделе в Мариинском дворце губернатор представил депутатам новое городское правительство. Впрочем, новичков в нем оказалось всего двое: на место Владимира Лавленцева, курировавшего жилищную политику, вопросы благоустройства и транспорт, градоначальник предложил Игоря Албина, а вместо отвечавшего за науку, культуру и образование Василия Кичеджи - Владимира Кириллова. Остальные шесть вице-губернаторов Полтавченко решил переназначить из старой команды. Депутаты, хоть и устроили назначенцам «допрос с пристрастием», новые и старые кандидатуры большинством голосов поддержали. О том, чего теперь ждать городу и горожанам, «Смена» побеседовала с известным петербургским экспертом, социологом и политологом Дмитрием Гаврой.

«Решения не должны приниматься келейно»
- Дмитрий Петрович, не слишком ли часто происходят перестановки в городском правительстве?
- Есть Устав Петербурга, который является главным городским законом, а он говорит о том, что, когда губернатор уходит, уходит в отставку все правительство. А дальше вновь избранный или назначенный губернатор заново согласовывает в Законодательном собрании кандидатуры вице-губернаторов. Поэтому сегодня губернатор Полтавченко действует в правовом поле, четко следуя закону. Другого выхода, кроме как привести к присяге новое правительство, у него нет. Другое дело, когда мы говорим об обновлении кадрового состава. И здесь надо признать, что перестановки в правительстве произошли незначительные. Хотя из него ушли два ярких персонажа - Василий Кичеджи и Владимир Лавленцев, мы получили всего лишь двух новичков в питерской власти. Но не новичков во власти вообще. Остальные опытные управленцы - Александр Говорунов, Игорь Дивинский, Ольга Казанская, Олег Марков, Михаил Мокрецов, Марат Оганесян - остались…
- Но все же эти перестановки, вероятно, внесли определенные сложности в работу городского правительства. Например, его заседания в последнее время практически не проводились…
- Заседания правительства как мероприятия публичные, на которых присутствуют главы комитетов, которые открыты для общественности и журналистов, конечно же, нужны. И я полагаю, вновь назначенное правительство довольно быстро вернется к практике регулярных заседаний. Правительство должно заседать, так как оно является коллегиальным органом, - важные для города решения не должны приниматься келейно, в тиши кабинетов. Тем более что проведения заседаний правительства требует городской закон…

«Идет отладка механизма управления»
- А что вы можете сказать о двух новичках в городском правительстве - Владимире Кириллове и Игоре Албине? Как долго им придется входить в курс дела?
- Ну новички они, конечно, относительные. И у того и у другого огромный управленческий опыт. Да, действительно, Владимиру Кириллову предстоит заниматься теми сферами, которыми ранее он никогда не руководил напрямую, - культурой, спортом, образованием и наукой. Но он уже работал первым вице-губернатором - в Ленинградской области. Тем не менее, возможно, ему понадобится некоторое время, полагаю, не очень большое, чтобы войти в курс дела. Чего не скажешь о господине Албине (прежняя фамилия - Слюняев), который был главой Министерства регионального развития РФ, работал в Дорожном фонде, был заместителем министра транспорта России. Так что Албину хорошо знакомы те сферы, которыми ему предстоит заниматься в Петербурге. Хотя у нас и есть местная специфика: ведь в нашем городе не очень хороший климат, особые условия для ремонта дорог и достаточно устаревшая инфраструктура. Зато у него, равно как и у Владимира Кириллова, который был главой Росприроднадзора, хорошие лоббистские возможности на федеральном уровне. Большие связи в Москве и широкий круг знакомств могут сослужить новым вице-губернаторам хорошую службу. Будем надеяться, что они их используют на благо города.
- Вас не смущает то, что новый вице-губернатор Албин, отвечающий за жилищно-коммунальное хозяйство, пришел в Петербург аккурат накануне зимы?
- Я не вижу здесь серьезной проблемы. Меняются и министры, и губернаторы. Последнюю ротацию в городском правительстве мы имели в апреле 2014 года, когда Игорь Дивинский ушел с поста руководителя администрации губернатора, перейдя на должность вице-губернатора, представляющего Петербург в органах федеральной государственной власти, а руководителем администрации губернатора стал Александр Говорунов. Это была скорее отладка механизма управления, нежели свидетельство кадровой чехарды. То же самое можно сказать и сейчас.
- А вот оппозиционеры из «Яблока» обвинили губернатора в том, что его кадровая политика непрозрачная…
- Не согласен с такой точкой зрения. На мой взгляд, кадровая политика губернатора очень легко поддается осмыслению. И логика последних назначений, которые произошли в минувшую среду, также просматривается достаточно четко. Губернатор Георгий Полтавченко отбирает на ответственные посты прежде всего людей проверенных, людей своего поколения, с которыми он работал в те или иные периоды своей биографии. Он не любит незнакомых управленцев, тех, кого не проверил в деле. Ему нравятся управленцы, у которых есть опыт военной или право­охранительной службы. Наконец, он опирается на людей, у которых есть серьезная политическая биография и лоббистские возможности.

«Учиться публичности никогда не поздно»
- Главное, за что наблюдатели критикуют правительство Полтавченко, - его закрытость, непубличность. Вы как специалист по PR с этим согласны?
- Публичность и открытость всегда украшают правительство. В России публичны и открыты президент, премьер-министр, да и федеральные министры достаточно неплохо работают с журналистами. А вот правительство Полтавченко в последние годы действительно было несколько закрыто для общественности и прессы, а это, на мой взгляд, совсем не шло ему на пользу. Пожалуй, единственной публичной персоной был ушедший в отставку вице-губернатор Василий Кичеджи. Так что публичность и открытость - это тот ресурс, с которым нынешним городским властям еще только предстоит научиться работать. Все мы помним, каким непубличным и закрытым, боящимся журналистов, был пришедший в Смольный губернатор Владимир Яковлев. Но он изменился и к концу своего срока даже начал получать удовольствие от общения с прессой - и в итоге стал прекрасным коммуникатором, с которым журналистам было интересно общаться. Это доказывает, что учиться публичности никогда не поздно. Да и публичность сегодня - это не только общение через газеты и телевидение. Сейчас очень важно также использовать средства интернет-коммуникации: городские комитеты и аппараты вице-губернаторов, например, вполне могут заниматься мониторингом социальных сетей в пределах своих профилей ответственности. Да и недавняя инициатива ­ЗакСа о признании электронных писем официальным журналистским запросом, на который Смольный обязан отвечать, кажется мне полезной.
- Какие основные задачи будут стоять перед новым составом городского правительства?
- Здесь необходимо признать, что новые задачи будут определяться не только потребностями города или доброй волей чиновников, но прежде всего - внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктурой. Все мы прекрасно понимаем, что на повестке дня в стране стоит масса проблем: падение курса национальной валюты, снижение цен на нефть, высокая инфляция, необходимость импортозамещения. Поэтому одна из задач правительства - создать задел на будущее и увеличить запас прочности для случаев, если начнет реализовываться негативный сценарий развития российской экономики. Также Смольному необходимо сохранить существующий уровень доходов городского бюджета, чтобы обеспечить социальные гарантии для населения.
- То есть городской бюджет, по вашим оценкам, с трудом будет сводить концы с концами?
- Дефицит городского бюджета, как мы знаем, в следующем году может составить 55 миллиардов рублей. Это довольно высокая цифра, хотя и не критическая - особой беды в таком бюджетном дефиците нет. Тем более когда понятна доходная часть. Однако городскому правительству все равно придется искать новые источники роста городской экономики. Ведь известно, что многие наши проблемы при грамотном подходе могут стать нашими возможностями. Петербург, а до него Ленинград, всегда был ведущим научным, технологическим и образовательным центром страны. В условиях, когда новые технологии Запад нам не дает и новейшие разработки приобрести уже не удастся, остается только начать создавать их самим. В нашем городе для этого есть все возможности. И нужно ими воспользоваться.

Ольга РЯБИНИНА

12.10.2015