Беда

В ответе за тех, кого…

Что делает общество для предотвращения детских суицидов?

Недавно в Петербурге произошел трагический инцидент: свел счеты с жизнью 12-летний подросток. Инцидент не первый и, к сожалению, не последний. И как всегда, несчастье произошло на фоне внешнего благополучия. Семья и школа в шоке, никто ни о чем не догадывался, никто не подозревал, что может случиться непоправимое. Россия, увы, лидирует по количеству детских суицидов среди европейских стран. Почему так происходит?

Убивает равнодушие
- Чтобы никто не замечал, когда ребенок готовится к суициду, - такого не бывает! - уверена заместитель главного врача Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия», известный петербургский психиатр Людмила Рубина. - Скорее всего, окружающие просто делали вид, что все благополучно. Так бывает, если у ребенка нет тесных контактов с родителями, а у семьи отсутствуют общие интересы. Родители заняты работой и личной жизнью, откупаясь от детей деньгами и модной одеждой. Нет уважения к ребенку и в школе, где педагоги могут оскорбить и унизить его, подчас даже не замечая этого. В результате дети не видят того тепла и любви, на которые они вправе рассчитывать. Отсюда и все проблемы.
Если ученик не делает уроки, грубит учителям, дерется с одноклассниками и прогуливает школу - его клеймят позором, унижают, вызывают родителей, вместо того чтобы разобраться, что с ним случилось. А в основе такого поведения как раз стоят проблемы одиночества и отчужденности, которые подросток не может решить другими способами. С другой стороны, внешне благополучный подросток, который не прогуливает школу и неконфликтен, тоже может быть несчастлив и одинок.
О возникших внутренних проблемах всегда свидетельствует внезапная замкнутость. Если это произошло, надо бить тревогу! Даже если подросток ничем не выдает своих переживаний, они должны быть заметны любящим родителям и внимательным учителям. Но бывает и другая крайность - ребенок постоянно говорит о том, что не хочет жить и задумывает планы суицида.
- Если первого нужно показать психологу, то второго - срочно вести к психиатру, но многие родители не придают значения словам, которые произносят их дети! - не сдерживает своего волнения Людмила Рубина. - Они не хотят тратить время на «пустые» визиты к врачам. В результате происходят трагедии.

Боязнь звонка
В Кризисный центр для детей и подростков за год обратилось более сорока тысяч человек - родителей и детей. 34,5 тысячи из них позвонили по анонимному телефону доверия и около семи тысяч посетили очные консультации психологов и психотерапевтов.
Самыми частыми проблемами, которые волнуют мальчиков и девочек, оказались не трагедия неразделенной любви и вынужденное прерывание беременности, как это было пару десятилетий назад, а трудности в семье и в школе. Среди семейных проблем на первое место вышли конфликты и непонимание в отношениях с родителями, излишняя опека или недостаток внимания, разводы. Главные школьные проблемы - тоже конфликты. Со сверстниками и учителями. В числе других распространенных ситуаций - компьютерная зависимость, психологическое давление и физическое насилие в семье. Отдельной строкой идет тема употребления алкоголя и наркотиков.
Суицидальные высказывания при обращениях в Кризисный центр звучали крайне редко, хотя они и являются следствием всех вышеперечисленных проблем. Людмила Рубина уверена, что подростки так привыкли к непониманию, что уже никому не верят.
- Примета нашего конфликтного времени: дети боятся обращаться в Кризисный центр, даже звонить по телефону. Опасаются, что это станет известно дома и в школе, что их предадут и все расскажут родителям и учителям. А те будут снова ругать, ставить двойки, оскорблять. Дети боятся, что их не поймут, как не понимали до сих пор.

Ребенок должен быть любим
Несмотря на то что в школах запрещено рукоприкладство и словесное оскорбление, все эти способы унижения ребенка в той или иной степени живут и процветают.
Придя домой, третьеклассник рассказал маме, как учительница перед всем классом выговаривала ученику за то, что он бегал по коридорам и толкал детей: «По тебе тюрьма плачет». Объясняя ребенку математический пример на продленке, педагог с удивлением повторяла: «Ну почему ты такой тупой?»
- Очень жаль, что таких учителей своевременно не убрали из школы, - сетует Людмила Рубина.
В каждой или почти в каждой школе есть психолог, который, по логике, призван наблюдать за детьми и приходить к ним на помощь. Почему этого зачастую не происходит? Потому что школа не должна терять своего лица, своего рейтинга, а значит, ее администрации легче расстаться с неудобным ребенком, чем самой заниматься им.
Но школа школой. А чтобы изменить ситуацию, нужно прежде всего изменить отношение к детям в семье, убеждена Людмила Рубина:
- В семье ребенок должен быть любим, а родители должны быть готовы пожертвовать ради него своим личным временем и удобством. Тогда он никогда не решится на отчаянный и непоправимый шаг.

Нина БАШКИРОВА

12.10.2015