Верность профессии

Учительская династия

Представители четырех поколений семьи

Киры Вадимовны Горшечниковой посвятили свою жизнь школе
Семейная династия - это звучит гордо! Особенно если речь идет о представителях такой важной и нужной профессии, как школьный учитель. Кира Вадимовна Горшечникова отдала школе 40 лет своей жизни, преподавая математику. Ее мама тоже учила детей, а ее дочка продолжает делать это и сегодня! Эта семья объединила несколько поколений ленинградских - петербургских учителей.

Математика победила литературу
Вместо ответа на вопрос, когда она решила стать учителем, Кира Вадимовна Горшечникова показывает свое школьное сочинение, написанное в старших классах: «собираюсь поступать в педагогический институт». Правда, на филологический факультет! Кира Вадимовна смеется: талант учительницы литературы был столь силен, что хотелось пойти по ее пути. Но математика победила.
- Способности к точным наукам были у меня с детства, - рассказывает она. - И я закончила школу с серебряной медалью, а затем и Педагогический институт имени Герцена - с отличием.
Ее мама - Тамара Михайловна Горшечникова - тоже была учительницей, но преподавала в младших классах. Со своим мужем она встретилась в 1929 году в Ленинградской консерватории. Он был студентом вокального факультета, а она, обладавшая прекрасным голосом, приехала по комсомольской путевке из города Кирова. Но вокальной карьеры не получилось: Тамара Горшечникова закончила педагогические курсы, пошла работать в школу, родила двоих детей… А затем пришла война. Ее муж, Вадим Горшечников, погиб в первую же военную осень, в 1941 году.

Дедушка - тоже учитель
Молодую учительницу с сыном и дочкой отправили в эвакуацию, откуда она смогла уехать лишь в 1944 году - завербовалась на восстановительные работы: только так можно было вернуться в Ленинград в то время. Затем она закончила Некрасовское училище, стала заниматься любимым делом - учить детей. И четверть века проработала учительницей младших классов в школе № 24 Василеостровского района.
- Даже когда мама стала старенькая и уже давно не работала в школе, на каждый праздник к ней приходили ученики, - вспоминает Кира Вадимовна. - И даже когда ей было уже 90 лет, это ее очень поддерживало и радовало.
Интересно и то, что дедушка Киры Вадимовны - правда, по отцовской линии, Григорий Иванович Горшечников - тоже был учителем. Да к тому же преподавал математику и физику в одной из гимназий Таганрога.
- Я его совсем не знала, он умер еще до войны, - рассказывает она. - Но вот как интересно гены передаются: мама моя не слишком любила точные науки, а я стала и учителем, и математиком… Несколько школ значат в моей жизни очень много: во-первых, школа № 24 - в ней работала мама. Во-вторых, школа № 21 - ее закончила я сама в 1953 году, это была знаменитая женская гимназия. Дело в том, что мы с одноклассниками до сих пор встречаемся - а ведь уже 60 лет прошло после нашего выпуска! А первой школой, в которую я пришла работать, была гимназия Карла Мая, школа № 5 на Васильевском острове. Там меня вспоминают не только потому, что я преподавала математику, - я вела в этой школе хор, и ученикам моим очень нравилось, как я пела!

«Ноги сами шли к школе»
Кира Вадимовна никогда не забудет день, когда ей исполнилось 75 лет: утром раздался звонок в дверь - это приехали подарки от ее выпускников, которые закончили школу в 1963 году!
- Вот видите, написано: «Помню!» Она берет в руки тяжелую серебряную статуэтку, изображающую музыканта. - Наверное, имеются в виду все же не уроки математики, а занятия в музыкальном кружке…
Затем Горшечникова вышла замуж, родила двоих детей, получила квартиру в Калининском районе - и вышла на работу в школу № 95, где и трудилась до самой пенсии - 31 год!
- Мне повезло: в последний год моей работы в школе у меня было три одиннадцатых класса, - говорит Кира Вадимовна. - И я уходила с легким чувством: всех выпустила, никого не бросила! Сначала было очень трудно, ноги сами несли меня - шла в магазин, а оказывалась около школы! Все смотрела на окна, думала: как там? Что там? Волнующие моменты бывают и сейчас. Вот, например, на сорокалетии школы было так: весь зал гудел, но, когда дали слово мне, наступила тишина. Это было просто удивительно!

Дочь продолжила династию
Кира Вадимовна награждена медалью «За трудовое отличие». В 90-х годах ее неоднократно награждали премией Сороса: ученики школ, поступившие в вузы, должны были назвать учителя, которого они считают лучшим. Горшечникову называли так часто, что Соросовскую премию ей присуждали несколько лет подряд, в последний раз - когда она была уже на пенсии. Она до сих пор продолжает свою профессиональную деятельность - готовит учеников к сдаче ЕГЭ, к поступлению в университеты.
Дети Киры Вадимовны пошли по ее стопам - закончили Педагогический институт. Сын выбрал факультет основ производства (правда, педагогом все же не стал), а дочка - математический факультет. Она, как и мама, написала сочинение о своем желании стать учительницей - еще в младшей школе! А чуть повзрослев, помогала проверять тетради. Поэтому ее выбору профессии в семье совсем не удивились. Сейчас преподаватель математики Тамара Андреевна Скворцова работает в 171-й гимназии Центрального района.

Хороший пример заразителен
И ни мать, ни дочь не сомневаются: профессия учителя была и остается их призванием!
- Работать я начала в 1990 году, в самое смутное время, - рассказывает Тамара Андреевна. - Когда я еще училась на пятом курсе, ситуация в городе была катастрофическая: учителей не хватало настолько, что в первые полгода всех студентов первого потока отправили на работу, а во вторые полгода - всех студентов второго потока! Получилось, что выбора у меня не было: где моя предшественница работала, туда я и должна была прийти с середины года, взять ее нагрузку. Выбирать не пришлось: я пришла в 88-ю школу, где работала моя предшественница-студентка, и в итоге осталась там на два года. Поначалу было очень тяжело. По шесть уроков в день, и учила я 5 - 6-е классы. Вот прозвенел звонок: дети с гиканьем убежали, я не успела остановить дежурных, по всему классу разбросан мусор… Сижу и думаю: «Надо взять швабру и подмести… надо… надо взять швабру…» И тут звенит звонок - уже со следующего урока! Я целый час просидела в прострации. Но мыслей о том, чтобы уйти из профессии, у меня не было. Затем я вышла замуж, ушла в декрет и потом начала работать уже в 189-й школе - там я трудилась семь лет. К сожалению, на моих глазах развалился творческий коллектив, и в конце концов я еле дождалась того момента, когда можно будет выпустить последний 11-й класс и уйти самой…
Вот уже 12 лет Тамара Андреевна работает в 171-й гимназии. И хотя ее старший сын Андрей не пошел по педагогической стезе, он вполне успешно дает частные уроки математики. Хороший пример тоже бывает заразительным, особенно если твои бабушка и мама - настоящие профессионалы, любящие свою работу!

Софья ВЕЧТОМОВА
Фото автора
и из архива Горшечниковых

12.10.2015