Историческое соглашение

Минский саммит:война за мир

Встреча «нормандской четверки» дала надежду на прекращение бойни в Донбассе

В полночь 15 февраля вступил в силу договор о прекращении огня в Донбассе. Пока в основном он соблюдается (дай бог, не сглазить), хотя и зафиксированы отдельные нарушения - и это главный результат 16-часового дипломатического марафона в Минске, который на минувшей неделе провели участники «нормандской четверки» - Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Порошенко. Эти переговоры стали самыми продолжительными переговорами на высшем уровне в новейшей истории, но главное - их результат: сторонам удалось согласовать два важных документа, выполнение которых должно привес­ти к установлению мира на юго-востоке Украины. Хотя уже сегодня понятно, что путь этот будет долгим и очень трудным.

Вся надежда - на ОБСЕ
…В то, что эти переговоры принесут хоть какой-то результат, верили не многие. В лучшем случае ждали, что «нормандская четверка» подпишет какой-то малозначимый и формальный документ о стремлении «к миру во всем мире» и на этом разойдется. К тому, что переговоры затянутся на 16 часов, не был готов никто - ни внушительные делегации, которые привезли с собой лидеры государств, ни обслуживающий персонал Дворца независимости в Минске, ни более пятисот журналистов, приехавших освещать мероприятие. То, как трудно, со скрипом проходили эти переговоры, - лучшее свидетельство в пользу серьезности намерений участников.
Итак, первый выработанный «нормандской группой» документ - это «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», содержащий 13 пунктов (приводим его полностью). Самый важный пункт этого соглашения - и на это сразу же обратил внимание российский президент Владимир Путин - прекращение огня и отвод тяжелых вооружений. Несмотря на то что миротворцы на территории Украины не появятся (резко против этого пункта выступила украинская сторона), контролировать соблюдение «режима тишины» доверено ОБСЕ. Второй документ - заявление лидеров «нормандской четверки» о поддержке мирного процесса.
Как неоднократно подчеркивал Владимир Путин, Россия не является стороной конфликта в Донбассе, поэтому фактически никаких обязательств на себя не брала. Сесть за стол переговоров нашему президенту пришлось лишь потому, что официальный Киев отказался напрямую общаться с представителями ДНР и ЛНР (хотя итоговый документ, тот самый «Комплекс мер», был скреплен именно их подписями). Большинство пунктов соглашения придется выполнять Порошенко - основные обязательства взял на себя именно он.

Импичмент для Порошенко?
Уже сейчас очевидно, что Порошенко будет нелегко. Украина номинально является парламентской республикой, и поэтому все важные для страны законы невозможно принять без участия Верховной рады. А Рада, где сильны позиции «партии войны», на минувшей неделе по поводу минских соглашений уже рвала и метала: например, лидер Радикальной партии эксцентричный Олег Ляшко обвинил Порошенко в превышении полномочий. В парламенте уже начались разговоры о необходимости начать процедуру его импичмента. Да и многие российские эксперты давно говорят о том, что на Украине возможен новый государственный переворот: для националистов Порошенко, при всей его воинственности и декларируемой ненависти к России, слишком мягок и миролюбив.
Больше всего споров в последние дни вызывала позиция США по поводу минских переговоров. Не секрет, что новая версия украинской государственности, сложившаяся после Майдана, - это целиком и полностью продукт производства американского Госдепа. Однако США до последнего времени были самыми ярыми противниками мира на Украине и, наоборот, при любом удобном случае подливали масла в огонь конфликта. Что же изменилось? По одной из версий, Обаме пришлось пасть под напором лидеров Германии и Франции, категорически не желающих большой войны в Европе. По другой - США пришлось официально поддержать Минск-2 потому, что в противном случае военные успехи ополченцев привели бы к полному разгрому украинской хунты… Как бы то ни было, вопрос о поставке новейших американских вооружений Киеву с повестки дня до сих пор не снят: соответствующий документ уже находится на рассмотрении в американском Конгрессе.
Именно позиция США - это, пожалуй, главная бомба под Минские соглашения. Поэтому неудивительно, что не успело соглашение о прекращении огня вступить в силу, а представитель Госдепартамента США одиозная Джен Псаки уже обвиняла Россию в продолжающихся поставках тяжелого вооружения ополченцам и новой эскалации конфликта. Нет сомнений, что американская сторона при желании без проблем найдет новый повод для возобновления войны на Украине. А если даже не найдет, то просто прикажет Порошенко начать наступление - и он начнет.

Новое Приднестровье
Именно поэтому большинство экспертов пока не склонны говорить о прочном мире на юго-востоке Украины - лишь о перемирии. Минские соглашения всего лишь замораживают конфликт, фактически превращая Донбасс во второе Приднестровье. Чтобы выполнить взятые на себя обязательства, Порошенко придется провести конституционную реформу, обеспечить принятие закона об особом статусе Донбасса, возобновить финансирование мятежных регионов. Конечно, он не хочет этого делать.
И потому за последние дни уже выявились серьезные разночтения минского протокола: например, Киев заявил о том, что амнистии ополченцам не будет, а ополченцы отказались отдавать Киеву контроль над российской границей…
Ситуация в Донбассе остается сложной, взрывоопасной, и все же худой мир, безу­словно, лучше войны.

Ольга Рябинина

 

Комментарии

«Вооруженный конфликт может просто принять новую форму»

Петербургские политологи - об основных опасностях, стоящих на пути выполнения Минского протокола

Дмитрий ГАВРА:
«Минск-2 - шаг вперед, но пока очень небольшой»
- Выполнению минских договоренностей могут помешать две проблемы. Первая заключается в том, что в зоне боевых действий и с той и с другой стороны существуют, условно говоря, слабоуправляемые партизанские группы. Пресловутые батальоны нацгвардии очень часто не подчиняются киевским властям (скорее они подчиняются олигархам, которые их финансируют), а у ополчения система боевого управления не всегда является централизованной. И это значит, что возможны провокации, так как с обеих сторон есть силы, заинтересованные в продолжении войны. Потому что для многих она является очень выгодным бизнесом. И даже если 95 процентов в­ойск и тяжелых вооружений будет отведено, а останется всего пять, которые будут стрелять, то значит, что мира не будет.
Вторая опасность заключается в том, что Порошенко не полностью контролирует ситуацию в Киеве. Он взял на себя много обязательств по Минску-2, включая особый статус для Донбасса, организацию выборов в Донецке и Луганске, а это дает основания «партии войны» в Киеве обвинять Порошенко в том, что он предал интересы Украины. И в этом плане очевидно, что «партия войны» будет делать все, чтобы ставить палки в колеса выполнению этих договоренностей, постоянно подчеркивая, что президент «сдал» Украину. Поэтому провести конституционную реформу Порошенко будет непросто, так как до конца 2015 года осталось не так много времени.
И все же Минск-2 очень важен. Ведь Украина взяла на себя очень много обязательств, и их соблюдение гарантировано лидерами Германии, Франции и России. Так что это шаг вперед, но шаг небольшой - потому что миротворцев не появилось, реальных механизмов разделения противоборствующих сторон тоже нет, а миссия ОБСЕ не показала свою высокую эффективность. Документы, которые были подписаны в Минске, по сути конфликт замораживают.

Юрий СВЕТОВ:
«Американцам на руку наш конфликт с Европой и Украиной»
- Не надо забывать о факторе США. Американцам напряжение в отношениях России и Европы, а также конфликт России с Украиной - на руку, так как позволяет им решать задачи экономического характера. Например, неспроста в Америке на минувшей неделе появилась нелицеприятная статья о Меркель, где рассказывалось о некоторых не самых приглядных страницах ее биографии: о том, как она поддерживала комму­нистический режим, о том, как она могла быть сотрудницей Штази (секретная служба ГДР), о ее встречах с неонацистской молодежью… Очевидно, что США оказывают на немецкого канцлера довольно мощное давление. Приняв участие во встрече в Минске, она и президент Франции Франсуа Олланд поставили на кон свою репутацию.
Есть и еще один фактор, о котором не надо забывать. Это - настроения людей в ДНР и ЛНР. Не секрет, что многие жители непризнанных республик не хотят мира. Например, это касается нынешнего руководства республик - война выдвинула их на высокие посты, а в условиях мира они могут их потерять. Это так называемый эффект «полевых командиров».
Ну и наконец, один из самых важных факторов - положение на самой Украине, где весьма сильна «партия войны». Очевидно, что Яценюк, Турчинов и бойцы батальона «Айдар» будут обвинять Порошенко в предательстве национальных интересов. Кроме того, благодаря массированной пропаганде курс на войну до победного конца также имеет достаточно большую поддержку у украинцев.


Валерий ОСТРОВСКИЙ:
«Кровавые стычки все равно будут»
- Главная проблема заключается в том, что отвод тяжелого вооружения не сопровождается запретом на использование легкого стрелкового оружия. Это значит, что в любой момент в Донбассе могут возникать мелкие локальные стычки. Они неизбежны, так как украинцы, скорее всего, будут посылать в Донецк и Луганск диверсионные группы. Есть опасность, что может начаться самый настоящий террор внутри этих образований. В итоге весьма вероятно, что эти стычки снова начнут перерастать в более серьезную фазу боестолкновений - с участием тяжелых вооружений. Запрет на стрелковое оружие по понятным причинам не стали прописывать в соглашениях, но это создает большую опасность для мира.
Также меня смущает пункт о необходимости провести выборы в ДНР и ЛНР. Как они будут проводиться и какую форму для них выберет Киев - непонятно. Также мне кажется, что Порошенко вряд ли пойдет на признание судей и прокуроров, которые будут назначаться при согласии местных властей ДНР и ЛНР. Наконец, еще одна проблема - граница между Россией и Украиной, которая сейчас контролируется Донецком и Луганском. ДНР уже после Минских соглашений исключила возможность передачи контроля над границей Киеву. Как этот вопрос будет разрешен - абсолютно неясно.

Александр КОНФИСАХОР:
«Гражданскую войну тяжело остановить»
- Я сильно сомневаюсь, что эти соглашения будут претворены в жизнь. Потому что когда такие переговоры идут, они затрагивают интересы разных сторон, а в нашем случае эти интересы крайне разнонаправлены. Когда мировые лидеры еще обсуждали итоговый документ, уже произошел весьма показательный инцидент: руководители ДНР и ЛНР отказались подписывать готовый протокол и только под большим нажимом поставили свои подписи.
И все же главный фактор, который ставит под сомнение исполнение соглашения, - то, что на Украине идет не просто война, а гражданская война. А она имеет ряд особенностей и не прекращается росчерком пера на бумаге. Люди, которые находятся на передовой, не всегда готовы подчиняться разного рода договоренностям и складывать оружие. Ведь гражданская война - это еще и большое количество стихийно организованных отрядов, где нет единоначалия. Там нет человека, который бы отдал приказ - и все бы этому приказу подчинились. Поэтому война на Украине будет продолжаться. Может быть, не в той форме, как сейчас - с использованием танков, артиллерии и ракетной техники, но зато с использованием пулеметов, пистолетов и гранатометов.
И все же Минские соглашения - безусловно, шаг вперед. Мировые лидеры показали, что даже люди, имеющие разные взгляды на многие вопросы, способны сесть за стол переговоров.

Подготовила
Ольга Рябинина

 

Официально

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Полный текст

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 0 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, беспилотные летательные аппараты, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о возможностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение возможнос­тей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возоб­новление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях  и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года.

12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней контактной группы.

Примечание:
Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

12.10.2015