Скандал

Опера раздора
Распинать Христа между женских ног больше не будут - новый директор Новосибирского театра оперы
и балета Владимир Кехман
снял «Тангейзера» с репертуара
По итогам общественного обсуждения постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, которое на минувшей неделе состоялось в Министерстве культуры России, «за неподчинение учредителю» был снят с должности директор этого театра Борис Мездрич. Днем позже управление театром было возложено на генерального директора Михайловского театра Владимира Кехмана. Он сразу же снял «Тангейзера» с репертуара.


Вагнеру
и не снилось
Опера Рихарда Вагнера, поставленная в Новосибирске, вызвала протесты общественности. Что же так возмутило людей?
По словам народного артиста России Николая Бурляева, который специально перед общественным обсуждением просмотрел запись «Тангейзера» в трактовке молодого режиссера Тимофея Кулябина, возмущает диссонанс между музыкой и сценическим действием.
- На фоне классической музыки идет бытовая суета, и считается, что в этом новаторство, - вот главная ошибка, - заявил Николай Бурляев. - Для того чтобы поддержать интерес к постановке, уже на восьмой минуте режиссер выводит на сцену обнаженных девиц. И конечно, люди в зале будут глядеть теперь на то, как они ласкают в свальном грехе друг друга и мужчину, а не за тем, как поют артисты.
А еще во время действия на сцене демонстрировался огромный постер, на котором Иисус Христос распят в женской промежности.
Провокация за 109 миллионов

На постановку было потрачено 109 миллионов рублей из государственного бюджета. Министерство культуры выделило эти средства, уже зная, что задумывает Тимофей Кулябин. Он раздавал интервью направо и налево, заявляя:
- Я искал тему, табуированную в современном обществе. Для нынешнего европейца таких тем, пожалуй, только две: холокост и религия… Все остальное уже сто раз пройдено, сегодня трудно кого-то чем-то удивить. Тема религии сегодня - одна из самых сложных, провокационных и спекулятивных.
Ставка режиссера на провокацию и спекуляцию оказалась, увы, верной. Уже сегодня у него масса защитников, кричащих о цензуре со стороны «попов», об ущемлении свободы слова, о культурной деградации. Теперь Кулябин имеет шансы встретить теплый прием на Западе и работать уже не за рубли, а за евро и доллары. Думается, у молодого человека впереди большое будущее. Он же еще не осветил тему холокоста!


«Церковникам»
носа
не высовывать?
Директору Новосибирского театра не так повезло: он упорно считал постановку достойной, а бюджетные деньги потраченными с пользой для государства, оттого вносить изменения в спектакль отказался. Министерство культуры отстранило его от должности. Более того, оно предоставило свою трибуну действительно обиженным и оскорбленным - представителям церкви. Общую точку зрения высказал отец Леонид (Калинин):
- Церковь не вмешивается в свободу творчества. Тем более церковь не хочет и не собирается брать на себя функции надзора. Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбительного кощунства, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, - это явный перебор даже для либералов, господа. От нас прямо требуют и носа не высовывать из-за своих церковных оград. «Нужно раз и навсегда этим мракобесам объяснить, чтоб они не лезли на чужие территории», - призывает режиссер Кирилл Серебренников.
Во время общественного обсуждения прозвучало много подобных мнений. В итоговой резолюции Мини­с­терство культуры подчерк­нуло, что «федеральный академический театр - это в первую очередь институт просвещения, а не заведение для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счет».
Виктор Иванцов
Фото Святослава АКИМОВА

12.10.2015