Взгляд

«Киевские власти не способны строить мирную жизнь»
Семья Фарамазян перебралась из Донецка в Ленинградскую область и теперь не знает, удастся ли вернуться назад
Журналист из Донецка Игорь Фарамазян вот уже более полугода живет в Новой Ладоге - переехал в Россию с семьей после первых крупных бомбежек. Говорит, что пошел на этот шаг ради своих детей - у него три дочери-школьницы. Покидая родной город, эта семья была убеждена: отъезд ненадолго, скоро все уляжется - и можно будет вернуться. Теперь, как признается Игорь Фарамазян, такой уверенности у него нет. И чем дальше, тем меньше остается надежды на возвращение…


«Больше всего боюсь за детей»
Игорю Фарамазяну и его жене Елене Лобовой повезло: в Ленобласти, в Новой Ладоге, живут их родственники, которые с радостью согласились их принять. Детей журналист привез в Россию еще в июне 2014?го вместе со своей мамой и сестрой, а в августе с женой и тещей перебрался сюда сам. Статус временных переселенцев они решили не получать - до последнего надеялись, что скоро поедут обратно домой. Но это «скоро» затянулось на неопределенное время. Домой ехать страшно даже сейчас, когда де-юре в Донбассе действует соглашение о перемирии. Так и живут всей семьей на чемоданах, постоянно споря друг с другом, меняется на родине ситуация к лучшему или нет. Игорь признается, что он стал пессимистом: в последнее время все больше укрепляется во мнении, что нынешние украинские власти не способны строить мирную жизнь на юго-востоке Украины.
- Мы пока не начали обосновываться в России - единственное, отправили дочерей в школу, - рассказывает Игорь Фарамазян. - Они очень довольны - отношение хорошее, подруг новых завели. Но все равно мечтают вернуться домой, к старым друзьям. Хотя тех в городе почти не осталось - все разъехались по миру: кто поехал в Киев, кто - в Россию, одна семья уехала в Израиль. Сами мы с женой продолжаем работать на донецкие издания: она - ответственный секретарь «МК» в Донбассе», я публикуюсь в интернет-издании Zadonbass.org. Пока удается работать «на удаленке». Что дальше? Не знаем сами.
…Интернет в Донецке был почти все время, когда шли боевые действия. Поэтому Игорь знает, что их многоквартирный дом в Ворошиловском районе Донецка не пострадал, - сейчас в их квартире живут знакомые, которые перебрались туда с разрешения хозяев из другого, более обстреливаемого района Донецка. Эта практика с началом войны получила в Донбассе широкое распространение.
- Сам бы я хоть сегодня ­уехал домой - хочется помочь своим соотечественникам восстанавливать регион, - признается журналист. - Завалы разгребать я точно смогу. Но разве можно возвращаться туда с детьми? Ведь война с новой силой может разгореться в любой момент. Если что случится с детьми - потом себе не прощу. Они у меня и так уже знают, что такое бомбежки.


«Украина - сосед-маньяк»
Игорь Фарамазян считает, что у войны очень мало шансов на завершение по простой причине: нынешнему киевскому режиму она выгодна. Только благодаря боевым действиям Порошенко, Яценюк и им подобные способны поддерживать свою власть и консолидировать общество.
- Мы, жители Украины, прекрасно знаем тех, кто сидит сегодня в Киеве, - они же не взялись ниоткуда, это не какие-нибудь революционеры, а все как один - представители старой власти, - говорит журналист. - На волне революции они ощутили себя самыми главными. Никакого стремления к миру у них нет. Минские соглашения по сути уже сорваны. В любую минуту боевые действия могут возобновиться. Я постоянно общаюсь с людьми в Донецке и наблюдаю у них раздвоение сознания: с одной стороны - многие верят в мир и мечтают о нем, с другой - еще чернила не высохли на подписях, а они уже ждали срыва Минских соглашений. Один раз подобные договоренности уже были нарушены - все закончилось обстрелами и войной вокруг Дебальцева…
Кроме того, Игорь Фарамазян с трудом верит в то, что Донбасс способен мирно сосуществовать с нынешним киевским режимом. Последний он сравнивает с соседом-маньяком: представьте, что много лет назад его посадили за то, что он убивал людей. А теперь его выпустили, реабилитировали и предлагают жить с ним бок о бок. Как вы будете себя чувствовать? Примерно так же чувствуют себя сегодня жители Донбасса.
- И все же мирные люди в Донецке очень устали от войны, - сокрушается Игорь. - Я постоянно общаюсь со своими знакомыми и могу сказать это точно. У многих сейчас жуткая депрессия. Нет не только уверенности в завтрашнем дне, но и вообще никаких планов на будущее - никто не знает, будет мир или война. И самое главное - трудно строить государственность на тех ошметках территории, которые откусаны от Донбасса и находятся сегодня под контролем ДНР и ЛНР. Потому что Донбасс - это целостный индустриальный комплекс, который нельзя дробить.


Народ запуган
и оболванен
Многие аналитики признают сложившуюся на юго-востоке Украины ситуацию патовой. Никто из основных участников конфликта не имеет четкого плана мирного урегулирования. А если и имеет - этот план категорически не приемлет другая сторона. Заложниками этой неопределенности стали десятки тысяч людей.
- Я заметил, что люди в Донецке, которые ненавидят киевскую власть, тем не менее очень толерантно относятся к жителям Украины, - делится Игорь своим наблюдением. - Они жестко делят тех, кто пришел с ними воевать, на бойцов карательных батальонов, к которым у них нет пощады, и солдат украинской армии - последних они жалеют, искренне считая, что их послали в Донбасс как пушечное мясо. А вот на Украине к дончанам относятся более жестко и считают их виноватыми хотя бы в том, что они голосовали на референдуме и поэтому поддерживают «террорис­тов»…
Увы, народ на Украине постоянно подвергается тотальной пропаганде, да к тому же в последнее время сильно запуган. Например, не так давно уголовно наказуемой стала агитация в соцсетях против мобилизации. Теперь уголовно наказуемым хотят сделать… отрицание «военной агрессии» России. «Волны страха» распространяются из одного региона Украины в другой. Поэтому даже те, кто сочувствует народу Донбасса, в основном безмолвствуют: выступать против войны с «сепаратистами» и «российскими агрессорами» теперь опасно - вас могут записать в предатели родины.
- Даже по соцсетям видно, что у многих украинцев - сумасшествие в головах, - продолжает Игорь. - Человек может сидеть подо Львовом и бояться, что туда придет армия ДНР или армия России. Хотя это настоящий абсурд! Что касается ДНР, то там процесс государственного строительства еще в самом зачатке - никакой государственной идеологии, кроме антифашизма, у нее нет…
И все же Игорь Фарамазян уверен: если война возобновится, победа все равно рано или поздно будет за народными республиками. И пусть перевес сил всегда был на стороне Киева, ополчение гораздо более мотивировано - оно защищает свою землю, и отступать бойцам Донбасса некуда. Разве что в Россию…
Наша страна уже приняла больше миллиона украинских беженцев, однако в зоне конфликта проживает еще не менее пяти миллионов человек.
Ольга Рябинина
Фото из архива
Игоря Фарамазяна

12.10.2015