Своими глазами

«Артек»: идеология детства

Легендарный лагерь, отмечающий свое 90-летие, опирается на славные традиции прошлого, но устремлен взглядом в будущее

В предыдущем номере «Смены» мы рассказали о том, какие грандиозные перемены произошли в легендарном детском центре «Артек» за минувший год, после возвращения Крыма в состав России. 90-летие он встретил обновленным и преображенным. И все же внешняя сторона изменений, согласитесь, не так важна, как внутренняя. Поэтому сегодня мы расскажем о том, на каких ценностях воспитываются артековцы сегодня, и о том, какие традиции лагерю удалось сохранить.

«За нами - опыт десятилетий»…

На Аллее героев «Артека» начинается торжественная линейка. Под баян исполняются артековские песни 1920 годов, ребятам повязывают красные галстуки. Звучит горн и поднимается флаг Красного Креста, благодаря которому и был построен «Артек». А потом ребята стройными рядами отправляются в палаточный лагерь. Нет, это не июнь 1925 года, а июнь 2015-го, когда современных артековцев посвящают в пионеры лишь понарошку. Это всего лишь большая образовательная игра - ис­торическая реконструкция «Лагерь «Верхний»: назад, в будущее». Приурочена она к 90-летию детского центра. Цель - показать сегодняшним подросткам, каким был «Артек» много лет назад. Эта игра продолжается двое суток, и в ней по очереди примут участие ребята из всех шести лагерей, открытых летом 2015 года, - более двух тысяч человек.- Лагерь «Верхний» - второй по счету лагерь «Артека», который начал работу в 1930 году, - рассказали «Смене» в пресс-службе Международного детского центра «Артек». - Предложенная программа стала частью общего празднования юбилея. В ее рамках мы вспоминаем прошлые десятилетия, проживаем образы тех лет, ищем ответы на сегодняшние вопросы. Из нашей жизни уходит нечто важное, что было присуще прежним поколениям, что объединяло людей и делало их и страну, в которой они жили, сильными. Нам есть чему поучиться у артековцев прошлого столетия. Мы строим обновленный, устремленный в будущее «Артек», но помним, что за нами - огромный опыт десятилетий.

«Артек» стал судьбой

Артековцы со стажем, которые отдали лагерю полжизни, подтверждают: перейдя под российскую юрисдикцию, он постепенно возрождает свои лучшие традиции, сложившиеся в советские времена. В украинский период это было сделать непросто.- Я постоянно посещала «Артек» до 2005 года и очень печалилась и грустила, видя, как он разрушается, - рассказала «Смене» Валентина Соколова, которая впервые приехала в «Артек» вожатой в далекие 1960-е. - Разрушалось все: корпуса, дороги и - главное - идеология... Было мрачное состояние. И сегодня мы счастливы, что возвращается все, что было, все, что составляло славу «Артека». И не просто возвращается - даже становится лучше. И теперь мы шутим, что можно спокойно умирать - наш «Артек» будет жить и процветать.Для Валентины Соколовой «Артек» стал судьбой. Здесь ей посчастливилось работать с педагогом-легендой Евгением Васильевым, чье имя носит малая планета № 12979. Тут она встретила своего будущего мужа, тоже артековца, потом родила сына Артема. Когда он вырос, приехал в «Артек» вожатым. Кстати, именно красавица Валентина представляла «Артек» в первом презентационном фотоальбоме, изданном в советскую эпоху. Поэтому когда в 2014 году в Крыму проходил исторический референдум, семья Валентины Соколовой благодарила Владимира Путина не только за возвращение на родину Крыма, но и - отдельно - «Артека».- Мы, артековцы разных лет, до сих пор сохраняем тесные отношения и часто встречаемся, - рассказала Валентина Соколова. - Люди, которые прошли школу «Артека», - особенные, причем независимо от того, кем они были, простыми вожатыми или начальниками. Они всегда доброжелательны и готовы прийти на помощь. Думаю, в формировании этих качеств не последнюю роль сыграл «Артек»… Ведь в лагере долгие годы действовала школа пионерских работников - сюда приезжали вожатые со всей страны, которые потом распределялись по разным лагерям. И конечно, это также была прекрасная школа жизни для молодежи…

Русский язык пытались вытеснять

Артековец Сергей Ерохин впервые попал в лагерь в 1969 году - по направлению из Тулы. Для него эта поездка тоже стала судьбоносной. Он прошел путь от вожатого до заместителя генерального директора «Артека». Причем работал в том числе и в самый непростой для лагеря период - украинский, когда доходило до того, что весь комплекс пытались банкротить с целью приватизации и дальнейшей распродажи по кусочкам. Как ни крути, а место на Черноморском побережье он занимает весьма лакомое… Удалось отстоять. Продолжает Ерохин свою работу и сейчас - в качестве советника генерального директора.- Я, конечно, не могу согласиться с резким утверждением, что «Артек» при Украине разрушался и деградировал, - поделился со «Сменой» Сергей Вячеславович. - В «Артеке» продолжало работать огромное количество людей, которые были воспитаны еще той, советской школой. Впрочем, когда говорят, что «Артек» - это коммунистическое прошлое, я всегда отвечаю: «Ничего подобного!» Идеологией «Артека» всегда была идеология детства. Дети пели, танцевали, учили стихи, ходили в походы, собирались у костра… И когда я, поработав несколько лет в Москве, сейчас снова вернулся в «Артек», то ощутил, что лучшее в нем все равно сохранилось.По словам Сергея Ерохина, при Украине «Артек» получал недостаточно внимания властей, эпизодически испытывал идеологическое давление. Например, одно время здесь пытались внедрить вывески на украинском - вместо вывесок на русском. Кстати, до последнего времени при въезде в «Артек» гостей встречала стела с надписью «Мiжнародний дитячий центр». Также во время церемоний высокое начальство требовало произнесения части речей на украинской мове. И все же руководству «Артека» удалось добиться того, чтобы русский язык использовался в лагере наравне с украинским.- До 2009 года, несмотря на то что у «Артека» был украинский статус, нам удавалось принимать огромное количество детей из России, Белоруссии, Казахстана, зарубежных стран, - рассказывает Сергей Ерохин. - И главным языком общения все-таки был русский, а его основными носителями - вожатые из России. Но в 2010 году нам запретили принимать вожатых из других стран… Вы знаете, я очень люблю Украину, но то, что она делает сегодня, - не во имя детей своей страны…

Их ждет успех

Сегодня «Артек» снова российский. Педагогические кадры, исповедовавшие украинский национализм, ушли, а вожатых в массовом порядке больше не присылают с Галичины - их место заняли россияне. Разработана концепция развития «Артека» до 2020 года - она предусматривает кардинальное переустройство работы детского центра. Он станет площадкой, на которой будут апробироваться инновационные формы общего и дополнительного образования, воспитания и оздоровления детей.А что же идеология? Новый генеральный директор «Артека» Алексей Каспржак определяет ее так: это человеческий успех и успех каждого конкретного ребенка.

Ольга РЯБИНИНА
Крым, Гурзуф, - Санкт-Петербург

12.10.2015