Век учись?

ЕГЭ: дорого и сердито

Недоверие россиян к Единому госэкзамену растет. Растут и затраты налогоплательщиков на его проведение

27 940 человек в Петербурге вздохнули в конце июня свободно - они сдали ЕГЭ. В целом по России таких около 700 000. Все они, разумеется, очень рады тому, что мучения позади, но это минутная радость. А вот статистика свидетельствует о том, что число жителей страны, недовольных ЕГЭ и не доверяющих ему, растет с каждым годом.

Итоги выматывающего экзамена в этом году, можно сказать, даже утешительны: например, число нарушений в северной столице снизилось почти в 4 раза - всего 13 человек попытались обмануть систему, тогда как в прошлом году было 49 нарушителей. 100-балльный результат получили 150 человек, что на 15 процентов больше, чем год назад. Казалось бы, какой-никакой, а прогресс!
Тем не менее социологический опрос, проведенный «Левада-центром», показал любопытные результаты: 48 процентов наших граждан (то есть практически каждый второй опрошенный!) считают, что ЕГЭ оценивает знания хуже, чем традиционный экзамен. Это самая массовая негативная общественная оценка нового экзаменационного формата со времен 2004 года (тогда о ЕГЭ только начинали говорить). Число поддерживающих его при этом резко сократилось - с 19 процентов в прошлом году до 10 процентов в этом.
Кстати, совсем не нужно быть выпускником для того, чтобы быть недовольным. Достаточно просто платить налоги. И знать, что за два года траты на организацию ЕГЭ выросли в пять (!) раз. В 2013 году эти расходы составляли 300 миллионов рублей, а в этом уже 1 миллиард 600 миллионов.
Львиную долю этих денег съедает тотальный контроль - то есть покупка видеокамер для экзамена. И то ли еще будет! Ведь каждый год появляется какое-нибудь нововведение - например, со следующего года в пунктах приема экзамена будут работать психологи. С одной стороны, падающих в обморок от ужаса детей, конечно, жалко и хочется им помочь. А с другой - сколько еще миллионов государству придется потратить на услуги душеведов? ЕГЭ превращается в неповоротливую гидру, обрастающую бесконечным числом «новаторских» голов. И бороться с чудовищем юным выпускникам школ и их родителям становится все труднее.

Светлана МИХАЙЛОВА

 

Гайд-парк

За что боролись - на то и напоролись?

Что именно заставляет людей сомневаться в уместности такой формы приема школьных экзаменов, как ЕГЭ? Эту тему обсуждают эксперты «Смены».

Игорь РИММЕР,
эксперт Общественной палаты РФ, экс-депутат ЗакСа:

«Нам не хватает творчества и духовности»
- Когда вводили ЕГЭ, то говорили о том, что необходим механизм, который избавил бы наших выпускников от коррупции при поступлении в вузы. Но что мы получили?
Потрясающие, высочайшие баллы по ЕГЭ в ряде кавказских республик. И нет никакого секрета в том, что многие детки за полгода до окончания школы переводятся туда, а потом возвращаются с великолепными результатами. И бог бы с ним, если бы такой выпускник вешал эту бумажку в рамочку на стенку. Но ведь он поступает в институт, в университет и становится соответствующим специа­листом... То есть все то, с чем мы пытались бороться, осталось - только теперь на уровне школы.
И мы вдруг вспомнили, что образо­вание-то раньше было хорошим! А система, на которую мы перешли, несвойственна нашим национальным привычкам. Галочки, на которые натаскивают ребят, не дают возможности увидеть человека и его потенциал. Раньше, когда учитель принимал экзамен лично, он мог проверить, насколько ученик знает предмет, даже если тот ошибался в деталях. Была важна творческая составляющая обучения. И поэтому Россия получила плеяду гениев, которые создавали, например, космические аппараты и уникальное оружие…
А потом нам стали говорить: вот в американских школах ученик может выбрать только те предметы, которыми он планирует заниматься в будущем, и не распыляться на все остальное - мол, так получаются крепкие профессионалы!
ЕГЭ идет по этому же, американскому,  пути. Но он ведет не только к профессионализму в выбранной области, но и к узости мышления. К отсутствию творчества, духовности, если хотите, - раньше школа вырабатывала умение и желание творить. Теперь этого остро не хватает, поэтому недовольство народное вполне понятно.

Владимир ДМИТРИЕВ,
депутат ЗакСа Санкт-Петербурга:

«Такая система не может работать без ошибок»
- Еще на пилотной стадии внедрения ЕГЭ в России мы говорили, что в систему, где отсутствует человек, учитель, в которой все переведено на язык механических вопросов и ответов, всегда будут закрадываться ошибки. Она всегда будет вызывать недоверие. Собственно, это и происходит - и недоверие прогрессирует.
Изначально были правы те эксперты, которые говорили, что в нашей стране такую форму приема государственных экзаменов вводить нельзя. Или уж если она все-таки появилась и по определенным параметрам признана успешной, то у выпускников должна быть возможность выбора, как они хотят сдавать школьный экзамен.
Это во многом зависит от темперамента и личных склонностей молодого человека. Если ему проще и ближе сесть и формально расставить галочки - пожалуйста! Но если выпускнику психологически проще общаться с живым человеком, излагать ему свою точку зрения, приводить аргументы, у него обязательно должна быть такая возможность. Это будет как минимум справедливо.

Сергей БУКИНИЧ,
учитель истории школы № 116, победитель конкурса «Учитель года»:

«Система ЕГЭ работает, хоть и требует улучшений»
- Я с определенным скепсисом отношусь к различным социологическим опросам. Частенько мы слышим, что «таково мнение народа». У меня сразу возникает вопрос: кто эти люди, участвовавшие в опросе? И дело не только в их возрасте, социальном положении и политических убеждениях - многое, в том числе и то, как они ответят на заданный им вопрос, зависит от их настроения и физического состояния в данный момент.
ЕГЭ законно введен на всей территории России, он действует уже не первый год, и даже странно обсуждать, сколько недовольства он вызывает. Это не аргумент. Зато приведу такой аргумент: многие родители, выбирая школу для своего ребенка, прежде всего обращают внимание на результаты ЕГЭ выпускников этого заведения. Они в обязательном порядке публикуются на его интернет-сайте и ­изучаются мамами и папами очень внимательно. Значит, система работает. Может быть, она требует улучшений и изменений - но ведь они случаются каждый год. Вот уже появилось, например, деление экзамена на две части - базовую и профильную... Тогда уж нужно спрашивать, чем конкретно недовольны, не удовлетворены люди. Только так может получиться продуктивный разговор.

Подготовила
Софья ВЕЧТОМОВА

12.10.2015