Честный разговор

Их запретили на Украине

Николай Стариков: «Сегодняшние киевские власти - продолжатели дела Гитлера»

Писатель-патриот размышляет о том, почему от либерализма до нацизма - один шаг

Украина на минувшей неделе снова всех удивила. Вслед за запретом ряда российских фильмов, сериалов и песен там начали запрещать книги. В черный список попали 38 книг, изданных в России на русском языке. Теперь они запрещены к ввозу на территорию Украины. Официально - потому что пропагандируют идеи «человеконенавистничества, фашизма, ксенофобии и сепаратизма». Под запрет попали книги философа и публициста Александра Дугина, экономиста Сергея Глазьева, писателей Эдуарда Лимонова и Александра Проханова. Об истинных мотивах действий украинских властей в беседе с корреспондентом «Смены» размышляет известный петербургский писатель Николай Стариков - его книги тоже оказались в числе запрещенных.

«Это не месть - это признание собственной слабости»
- Николай Викторович, как мы знаем, под запрет попали две ваши книги - «Украина: хаос и революция - оружие доллара» и «Россия. Крым. История». Почему они так напугали киевских правителей? Не думаете ли вы, что своим запретом они, наоборот, сделали вашим работам лишнюю рекламу, и в первую очередь - на самой Украине?- Да, можно сказать и так. Тысячи людей узнали о тех моих книгах, о которых они не знали раньше. Но и до этого у меня была большая аудитория на Украине. Достаточно сказать, что по посещаемости моего сайта киевляне на третьем месте после москвичей и петербуржцев. Какие мои идеи испугали нынешних правителей Украины? Те книги, которые они запретили, рассказывают о том, что в феврале 2014 года на Украине произошел государственный переворот. Это та главная правда, которая для них сегодня как острый нож. Там нет никаких фашистских или человеконенавистнических идей - да и в принципе не могло быть. Например, книга о Крыме - это повествование об истории полуострова в составе России. В ней мы с моим соавтором Дмитрием Беляевым рассказываем о походе сестры Петра Первого Софьи в Крым, о Гражданской войне начала XX века - какие там могут быть человеконенавистнические идеи? Книга про Крым -  историческая, а ее главное неудобство для нынешних киевских властей заключается в том, что по ее прочтении человек понимает: Крым -  неотъемлемая часть России. Впрочем, как и сама Украина. И эта правда о том, что мы - одна цивилизация, которая из-за предательства отдельных властителей в 1991 году оказалась разделена на несколько государств, является недопус­тимой для Киева.- Может быть, украинские власти так мелко пытаются мстить России?- Это не месть. В России ведь никто не запрещал украинские книги. С их стороны это признание собственной слабости.

Им всегда хочется что-то запретить или сжечь
- Как факт запрета книг характеризует нынешний государственный строй Украины? Это какой-то особый вид демократии?- Если западные государства считают, что запреты книг, гражданская война, обстрелы мирных городов - все это признаки демократии, то нам в России такой демократии не нужно. Потому что развитие этой «демократии» мы видели в 1930-х в Германии и Италии. Сначала западные лидеры тоже очень уважали Адольфа Гитлера. Жали ему руку, дали возможность провести две Олимпиады за один год. А потом случилась колоссальная трагедия. Сегодняшние киевские власти являются продолжателями дела Адольфа Гитлера, пользуются его же методами. Но те, кто действует гитлеровскими методами и выбирает себе его в качестве кумира, должны хотя бы немножечко помнить историю и осознавать, чем все это заканчивается. - Да, НСДАП в борьбе за власть охотно использовала этот метод - запрет книг. А еще книги в гитлеровской Германии сжигали. Кстати, питерские либералы тоже недавно отличились. Депутат ЗакСа Борис Вишневский фактически предложил сжечь нашу газету (дословно - использовать для растопки). Ему, видите ли, не понравились критические публикации «Смены»…- Меня это не удивляет. Между либералом и нацис­том промежуток очень небольшой. Эволюция от одного к другому незаметна и бывает моментальной. Майдан тоже начинался как некая либеральная революция. Либералы Майдан поддерживали, организовывали и проплачивали. Только потом почему-то все это закончилось националистической диктатурой. В 1933 году в Германии было все точно так же: была вполне либеральная веймарская Германия, в которой либералы привели к власти Адольфа Гитлера. То, что между либералом и нацистом очень небольшие различия, видно и по их реакции на мои книги. И те и другие их не читают, пишут при этом глупости.

Болезнь под названием «либерализм» будет излечена
- Это вы про то, что одна крупная федеральная газета на днях назвала вашу книгу про Украину «псевдоисторическим сочинением»?- Рассказывая об этой ситуации с запретом книг, газета почему-то посчитала своим долгом дополнительно укусить именно меня. При этом сама же поставила себя в неловкое положение. Ведь книга «Украина: хаос и революция - оружие доллара» состоит из интернет-статей, посвященных государственному перевороту на Украине. Это вообще не историческая литература, и ее никогда исторической никто не называл. Зачем же так глупо подставляться? Меня это не обижает, а забавляет, потому что каждый раз, когда какой-нибудь либерал пытается хоть каким-то образом опорочить меня и мои книги, он немедленно оказывается в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Я всегда приветствую критику, но только если она конструктивна. А если человек не двинулся дальше обложки, о какой критике можно говорить?- Увы, мы живем в условиях, когда медиапространство России вообще и Петербурга в частности почти целиком контролируется либералами. Как вы считаете, это надолго?- У меня жена врач, и я знаю, что все болезни когда-либо проходят. Если они, конечно, не смертельные. И пещерный либерализм российских СМИ - проблема, которая уже почти решена на федеральном уровне, - обязательно будет излечен и на уровне региональном.

Юлия ФРОЛОВА

Откровения

Иосиф Пригожин: «Российские подпевалы Порошенко пошли против собственного народа»

Известный продюсер крайне возмущен поведением некоторых наших рок-звезд

Министерство культуры Украины огласило список деятелей культуры России, которым запрещено въезжать на родину Майдана. Причина - угроза национальной безопасности. В список попали Олег Газманов, Иосиф Кобзон, Валерия Перфилова, Михаил Боярский, Николай Расторгуев, Михаил Пореченков. Есть в нем и Иосиф Пригожин. Корреспондент «Смены» поговорила с ним о том, какие россияне неугодны Киеву, а каких там принимают с восторгом.

Диковато и глуповато

- Иосиф Игоревич, как вы отнеслись к решению киевских властей запретить вам въезд на Украину?- Ой, я очень расстроился. Ведь теперь я не смогу отведать сырники в той киевской гостинице, где привык останавливаться. Не знаю, что там за повар, но сырники он готовит самые вкусные на свете. А если говорить серь­езно, то решение выглядит диковатым и глуповатым.- В чем дикость, а в чем глупость?- Дикость в том, что Украина позиционирует себя как цивилизованная, демократическая страна, стремящаяся стать европейской, а вот действует методами антидемократическими: лишает людей права свободного передвижения, свободного волеизъявления, лишает свободы слова. Глупость в том, что вряд ли я или моя жена Валерия переменим свои взгляды после подобных ограничений. Мы же не станем перевертышами. Цель подобных выпадов - постараться уменьшить число сторонников курса нашего президента, больше знаменитостей перетянуть на свою сторону.- Это хорошо, что на ваше поведение и мировоззрение «стоп-лист» украинских властей никак не повлияет.- Я - не Андрей Макаревич, чтобы менять свои взгляды столь разительно. Давно ли он хаживал в Кремль, давно ли со сцены «Олимпийского» призывал голосовать за действующую власть? Что изменилось с тех пор в России? Нельзя ли столь же громогласно объяснить, а не отделываться эмоциональными выпадами и попевками о навозе?

«Помалкивать не буду»

- Может быть, такими действиями Украина пытается оказать давление не столько на деятелей культуры, сколько на Путина?- Им нет никакого дела до культуры. Чем я угрожаю их национальной безопасности? Меня кто-нибудь видел с ружьем в руках? Кто-нибудь слышал от меня призывы к войне? А чем их напугала моя жена Валерия, певица, педагог, мать троих детей? Стас Пьеха - один из самых разумных, миролюбивых молодых людей, которых я встречал на эстраде. Он-то им чем не угодил? Единственное объяснение: он - доверенное лицо Путина. А единственная цель украинских властей - настроить народ, наш народ, против Путина. Мы, известные люди, по их замыслу, не должны им мешать, а должны сидеть и помалкивать. Я все равно, при любых обстоятельствах, останусь на стороне 80 процентов россиян, которые одобряют политику президента нашей страны. Я считаю, что действия, которые Путин предпринимает в международной политике, приведут Россию к успеху.- А во внутренней?- Тут у меня есть вопросы. Но сколько я ни всматриваюсь в лица Навального, Кась­янова и прочих, никак не могу поверить, что они решат эти вопросы лучше.

Завизжат как поросята

- Возможно, вам неудобно давать оценку коллегам по творческому цеху, но все-таки… Чем именно некоторые российские певцы и музыканты заработали горячее признание Порошенко и Саакашвили?- Они любят за счет протеста зарабатывать очки. Они любят дружить против кого-то. Сейчас - против собственного народа.- Но, скажем, та же Земфира говорила: мол, съездила, попела, но это моя работа, а политикой я не интересуюсь…- Так если она ею не интересуется, зачем было украинский флаг поднимать? Если она такая невинная и желает счастья всем во всем мире, почему она вместе с украинским не подняла и российский флаг, демонстрируя желание дружбы между нашими народами? Вообще, все эти рассуждения звезд на тему «мы вне политики» - лицемерны. Если ты вне политики, то зачем ты поехал петь песни к политику, который к тому же совсем недавно являлся агрессором по отношению к России?.. Если тот же Андрей Вадимович стал любимцем Порошенко, как он себя мыслит «вне политики»? Кто в политику не лезет, катается тихо-мирно на яхте и не делает громких заявлений.- Может, этот «протест» связан с преждевременным одряхлением в результате бурной жизни? Или тут на первом плане материальные причины?- Материальные причины, материальные - безусловно. Отними у них кормушки - завизжат как поросята. Я не имею в виду, что им платят. Бывают и другие выгоды…- Допускаете ли вы, что, например, Макаревич или Гребенщиков всячески стараются угодить США, чтобы не потерять право на въезд туда и выгодные контракты?- Нет. Чтобы их заметили на широком информационном поле Соединенных Штатов, им пришлось бы… ну, пришлось бы убить, например, Саркози. Он ведь поддерживает Путина! А так, поверьте, это очень мелкие фигурки для Штатов. Годятся только для Киева.

Пока мы живы

- Иосиф Игоревич, каким образом вы бы разрулили обстановку на Украине?- Я не политик, не стратег. Но точно знаю одно: если бы от меня зависело, я бы стремился к миру всеми способами, старался бы найти общий язык, чтобы не разобщать братские народы. Киев действует наоборот: запрещает наши фильмы, наши книги, запрещает концерты наших лучших исполнителей. Он сначала развязал гражданскую войну, а теперь еще вдобавок и культурную войну. При этом киевские власти - демократы, а Иосиф Кобзон - агрессор. Трудно нормальному человеку с ними договариваться, ой трудно!- Но другого пути вы не видите?- Люди нашего поколения жили в одной огромной стране - Советском Союзе. Эту нашу общую историю невозможно уничтожить, исказить, опоганить, пока мы живы. Естественно, я рад, что Крым наш, всячески сочувствую Донбассу и Луганску. Я очень люблю и уважаю умный украинский народ. И я против войны. Те, кто разжег войну, кто продолжает подливать масла в огонь, и те, кто подпевает у них на застольях, понесут наказание за преступления.Это будет скоро.

Людмила АНДРЕЕВА

12.10.2015