Просто профи

Об асфальт сжигая шины…

Как сотрудники ГИБДД сдают экзамены по вождению

Сотрудники ГИБДД не только принимают экзамены по вождению, но и сами садятся за парты и сдают зачеты по водительскому мастерству. Правда, это зрелище больше напоминает показательные выступления экстремалов или съемки остросюжетного фильма с гонками и преследованиями. На этот раз обучение в Центре высшего водительского мастерства по контраварийной подготовке прошли сотрудники роты специализированного батальона ДПС ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения. А полученные навыки они демонстрировали на автодроме на Ржевке, где побывала корреспондент «Смены».

Змейка с препятствиями

Автогонки с препятствиями - зрелище захватывающее. Ожидаешь, что машину вот-вот занесет, а человек, сидящий за рулем, не справится с управлением. Ведь именно так происходит в городе или на трассе, где возникает экстремальная ситуация, от которой никто не застрахован, - внезапно появившийся на дороге пешеход или выехавший на встречную полосу автомобиль. Но человек, владеющий техникой скоростного вождения в экстремальных ситуациях, успевает совершить маневр и избежать ДТП. Этой технике обучают в Центре высшего водительского мастерства. Ученики центра овладевают навыками контраварийного вождения в течение двух недель, сначала изучая теорию и отрабатывая специальные приемы на партах-тренажерах, а потом выезжая на дорогу и сдавая зачет в приближенных к реальным условиях.На полигоне на Ржевке оборудована трасса шириной 15 метров, по бокам которой установлены цветные конусы. Здесь водители отрабатывают змейку. Чтобы не задеть конус, водитель должен совершить поворот на 45 градусов и тут же возвратиться на прежнюю траекторию. Причем не сбавляя скорости, которая составляет 60 километров в час. Управляя учебным автомобилем, инспектор ГИБДД лавирует между препятствиями и, ловко «играя» педалями и рулем, избегает заноса автомобиля. Но одному из экзаменуемых не удалось избежать столкновения, он задел фишку и остановился. В реальной жизни это привело бы к совершению наезда на другую машину или пешехода. А сейчас инструктор просто объясняет водителю его ошибку.Следующий этап зачета - преодоление препятствий на самой трассе. На дороге появляются горы мусора, открытые люки или рельсы, и водитель, разогнав машину до 80 километров в час, должен бесшумно преодолеть их. Это зрелище впечатляет еще больше - автомобиль на мгновение взлетает над люком и мягко приземляется на асфальт, продолжая движение.- Такой эффект достигается особым приемом: резкое торможение - и тут же нога упирается в педаль газа, чтобы подвеска не успела выйти из нижнего положения, - поясняет и. о. командира роты сопровождения ГИБДД Константин Яковлев. - Существует много особых приемов, которые позволяют выходить из трудных ситуаций на дороге. Например, торможение на высокой скорости, при котором водитель одновременно давит на газ и на тормоз, или аквапланирование.И вот - остановка, но и она экстремальная. На дороге внезапно появляется стоп-линия. Однако резкое торможение, как и все другие трюки, выполняется с непременным условием - без едкого запаха сгоревшей резины и естественного для такой ситуации оглушительного визга тормозов.

Как разворачи-ваются полицейские

Самый головокружительный трюк, который любят использовать кинематографисты, - «полицейский разворот». Это когда машина на высокой скорости резко разворачивается на 180 градусов и тут же продолжает движение задним ходом. На весь маневр уходит пара секунд. И тут уже без материального ущерба не обойтись.- Три таких трюка - и резина полностью сгорает, - говорит сотрудник 5-го отдела ГИБДД Юрий Молоков. - Но в жизни этот маневр приходится применять во время погони за преступниками.В ситуации, когда автомобиль становится неуправляемым, реакция водителя должна быть мгновенной. Помимо обучения технике контраварийного вождения в условиях повышенного риска водители проходят психологическую подготовку преодоления стресса.- Искусство вождения как раз и заключается в том, чтобы совершать все эти трюки технически правильно, не создавая угрозы для пассажиров и не допуская повреждения автомобиля, - замечает Константин Яковлев.

Сопровождать президента - это искусство

Сотрудники роты сопровождения ГИБДД, сдающие экзамен на контраварийное вождение, в своей работе используют полученные приемы постоянно. Основная задача роты - обеспечение безопасности кортежей президента и правительственных делегаций. Кроме того, рота сопровождает детские и воинские колонны и обес­печивает безопасность на дорогах во время массовых мероприятий, тесно сотрудничая с ОМОНом. Задача инспекторов - полная безопасность пассажиров в сопровождаемых кортежах. Движение машин осуществляется по командам диспетчеров, которые они передают по рации. VIP-персоны перемещаются не по специальным трассам, которые в городе отсутствуют, а по тем же улицам и проспектам, где ездят обычные граждане. А поскольку магистрали перегружены транспортом, то маршруты тщательно выбираются. Все улицы и перекрестки имеют свои цифровые обозначения, которые инспекторы должны помнить на­изусть.В последнее время появились любители пристроиться позади колонны или даже вклиниться в нее, чтобы потом опубликовать свое видео в Интернете. Такого экстремала приходится быстро и безопасно выводить на обочину, что тоже требует знания особых приемов вож­дения.

Нина БАШКИРОВА

12.10.2015