Междусобойчик
За Мефистофеля - под радужными флагами
Горожане остались равнодушны к призывам либералов прийти на митинг в защиту Петербурга: он собрал ничтожно малое число участников
«Единый общегородской митинг в защиту Петербурга», о котором несколько недель подряд до хрипоты спорила либеральная общественность города, все же состоялся. Сколько усилий было потрачено его организаторами: активисты раздавали и расклеивали листовки с приглашением на мероприятие, блогеры денно и нощно копировали те же листовки в Интернете, а партийный актив заготавливал плакаты и звуковую аппаратуру. И что же? Да ничего! Корреспонденты «Смены», пришедшие 13 сентября на Марсово поле и ожидавшие увидеть там хотя бы человек пятьсот, с трудом смогли найти место сбора митингующих - обычные петербуржцы, не входящие ни в какие партийные и общественные движения, его просто проигнорировали. Почему же градозащитные митинги, когда-то собиравшие десятки тысяч участников, перестали пользоваться популярностью?
Массовость создавали случайные прохожие
После того как в Петербурге с дома на Лахтинской улице был сбит барельеф Мефистофеля, в социальных сетях началась настоящая истерика. На народном сходе у пострадавшего здания собрались почти 200 человек! И городские оппозиционеры, в первую очередь «яблочники», воодушевились, уверовав, что сколотый дьявол станет той последней каплей, которая выведет на улицы тысячи петербуржцев. Как же они были разочарованы, когда подобие массовости на митинге 13 сентября удалось создать, пожалуй, только благодаря журналистам и случайным прохожим. А «идейных» митингующих на Марсовом поле собралось, дай бог, человек 150. Да и то в большей степени это был партийный междусобойчик.
- Это ж как им на крестный ход сто тысяч народу вчера удалось зазвать - ума не приложу, - искренне удивлялась одна бабушка со значком «Je suis Mephistofel» на груди. - Может, день сегодня неудачный?
Но день-то был самый что ни на есть прекрасный. Температура - плюс двадцать и солнечно. Но вот сама собравшаяся на митинге либеральная тусовка и правда могла отпугнуть кого угодно. В толпе была девушка со вставленными в волосы красными рожками, еще одна дама - в разноцветном шутовском колпаке, мужчина - в милицейской фуражке старого фасона. Цирк, да и только! Неподготовленный человек, попавший на это мероприятие, долго не мог сообразить, кто и за что, а главное - против кого здесь собрался. У оппозиции в последнее время так принято - собираться за все хорошее против всего плохого.
Над толпой реяли флаги сепаратистского движения «Ингрия» (эти люди выступают за выход Петербурга из состава России и до сих пор не сидят в тюрьме), «Яблока», «Парнаса», «Солидарности», а также… радужные флаги ЛГБТ-сообщества. Еще большее идейное разнообразие наблюдалось на плакатах: «Защитим «Малиновку»!», «Уроды уродуют Питер», «Сохраним Дом книги. Богатырский, 9, Пушкинская, 2, Кронштадт, Петровская, 16», «Правосудие в РФ: «шестеркам» власти и РПЦ все можно, а для остальных - все по максимуму?», «Православный ИГИЛ, руки прочь от Северной Пальмиры!»… Известный либеральный журналист Даниил Коцюбинский, всю неделю страдавший в социальных сетях по поводу того, с каким текстом на плакате ему выйти, все же выбор сделал в пользу следующих слов: «Неандертальцы, прочь из Смольного!» «Креаклы» покреативили, так сказать…
«Уверен, что нас гораздо больше…»
Эта разноголосица, конечно же, проявилась и в выступлениях митингующих. «Отметиться» на Марсово поле пришли многие депутаты городского ЗакСа: «яблочники» Борис Вишневский и Александр Кобринский, «справедливоросска» Марина Шишкина, коммунистка Ирина Комолова. Ведущий митинга, который объявлял выступающих, не удержался и заметил: «Наше Законодательное собрание являет собой печальный образ». Но зато прибывших на митинг он назвал счастливым исключением из правил.
И вот эти «исключения» начали сменять друг друга.
Александр Кобринский решил попросить прощения у собравшихся за то, что вместе с коллегами-«яблочниками» не смог добиться, чтобы «эти вандалы, эти мерзавцы даже близко не могли подойти к нашим памятникам архитектуры и культуры». А еще пообещал водрузить в ближайшее время на место сбитого дьявола его фотографический образ.
Марину Шишкину ведущий митинга назвал «красой и гордостью парламентской оппозиции». «Краса и гордость» была весьма опечалена немногочисленностью митинга, поэтому пыталась оправдаться. «Пусть нас сегодня 200 - 300 человек, - преувеличила она, - зато они пришли не по квоте, а по зову сердца!» Марина Анатольевна, видимо, намекала на то, что участники крестного хода 12 сентября будто бы пришли на него не добровольно, а были пригнаны на Невский соответствующими государственными учреждениями. Что ж, эта любимая байка либеральных СМИ тиражируется ими из года в год. Придумали бы что-нибудь пооригинальнее…
Депутату Борису Вишневскому ведущим была присвоена еще более яркая характеристика - «скорая помощь историческому центру Петербурга». Народному избраннику, видимо, тоже не давала покоя небольшая численность собравшихся - и поэтому он тешил себя иллюзиями.
«Я счастлив, что вас много, но я уверен, что нас гораздо больше, чем на этой площади. Нас, которые любят свой город, - сотни тысяч и миллионы…» - торжественно произнес Борис Лазаревич.
А еще он поведал о своей мечте - временах, когда оппозиции не придется собирать митинги за сохранение Петербурга.
«Они настанут, когда власть будет работать так, что будут сохраняться памятники и музеи, не будут грозиться их выселить, не будут разрушать наше историческое наследие, когда голос мракобесов не будет слышен, а голос нормальных людей будет слышен очень громко!» - прокричал с трибуны депутат.
«Секс-меньшинства» тоже защищают свой город
Заметим, что антицерковная тема вновь активно раскручивалась людьми, называющими себя градозащитниками. Выступающие призывали защитить права светского общества, противодействовать натиску религиозных институтов да и вообще поставить «церковников» на место. Некоторые плакаты в руках собравшихся были откровенно враждебными по отношению к верующим: «Хватит кормить попов!», «Нам прислали Варсонофия - и не стало Мефистофеля!», «Вандализм не ведет в царствие божие». Такая неприкрытая антирелигиозная пропаганда также могла оттолкнуть сотни петербуржцев от этого мероприятия.
Ну а присутствие на нем лиц нетрадиционной ориентации, развернувших радужные флаги, и вовсе дискредитировало градозащитное движение. Казалось бы, какая связь между сохранением исторического центра и «правами» «секс-меньшинств»? Но ярко одетые девицы, которые давно обрели ярых защитников в лице депутатов-«яблочников», легко нашли этому объяснение.
- Мы тоже пришли сюда защищать свой город! - заявила корреспонденту «Смены» одна из активисток, Екатерина Белокрыс. - Мы - такие же граждане, такие же жители этого города, как и все остальные! И отстаиваем такие же ценности, как и всякий нормальный человек. Нас часто обвиняют в том, что мы выпячиваем себя на общегражданских акциях. Но как иначе нам показать, что мы тоже есть?! Поверьте, на этом митинге гораздо больше ЛГБТ, чем вы можете видеть, просто не все готовы открыто встать под наши флаги!
Судя по всему, Белокрыс говорила правду. И значит, после состоявшегося митинга желающих встать под флаги градозащитного движения еще поубавится - кому же охота мараться радужной краской? Либеральные оппозиционеры, предлагающие народу все более и более радикальную повестку, и в первую очередь антицерковную, окончательно растеряли своих сторонников. Если так пойдет и дальше, в следующий раз Марсово поле будет для них слишком громоздким - там они могут вообще затеряться. Достаточно будет небольшого скверика, желательно - подальше от центра Петербурга. Можно собраться, например, в парке «Малиновка» на Ржевке, который местные активисты во главе с Марианной Алферовой, судя по всему, намерены отстаивать от поползновений властей и церкви еще много лет подряд. Даже несмотря на то, что там уже никто ничего строить не собирается. Но надо же либералам-градозащитникам хоть что-то защищать от «преступного режима» и «продажной городской власти». Вот они и защищают.
Ольга РЯБИНИНА,
Юлия ФРОЛОВА
Фото Святослава АКИМОВА