Школьный завтрак

Яйца - для ума, орехи - для прилежания

Ученые нашли прямую связь между питанием учащихся и их успеваемостью

Российские диетологи выяснили, какой школьный завтрак можно считать идеальным. Оказалось, он должен состоять из яиц, овсянки и орехов. В яйцах содержится белок, который по своему составу ближе всего к человеческому, к тому же он полностью усваивается организмом и просто необходим для мозговой деятельности. Развитию ума способствуют и орехи, особенно грецкие, а овсянка - это источник медленных углеводов, дающих заряд энергии школьнику на весь учебный день. Ученые нашли прямую связь между питанием школьников и их успеваемостью. Привычка к нездоровой пище - газировке и сладостям - плодит двоечников, уверены они. А как же питаются ученики петербургских школ?

- Яйца и овсянка - это хорошо, но наше школьное меню гораздо разнообразнее, - говорит главный детский гастроэнтеролог Санкт-Петербурга Елена Корниенко. - Это и крупы, и мясные блюда, и кисломолочные продукты.
Двухнедельное школьное меню разрабатывают Управление социального питания совместно с Роспотребнадзором. С ним можно ознакомиться, заглянув на сайт управления. Меню поражает своим разнообразием. Ощущение, что попали в дорогой ресторан. Здесь жареная рыба и курица, котлеты и биточки, около двадцати видов салатов, есть, кстати, орехи и сухо­фрукты, а также свежие фрукты. В списке рекомендуемых блюд для буфетов значится даже икра лососевых. Меню одно для всех - и первоклассников, и выпускников, блюда меняются каждый день в течение двух недель, а затем все идет по кругу.
- «Взрослая» пища вполне подходит для учеников начальной школы, - объясняет Елена Корниенко, - только количество еды неравнозначно. Конечно, старшекласснику нужно есть больше, чем малышу.
Играет свою роль и человеческий фактор, именуемый в народе «недовес». Например, в одной из школ города похвальную бдительность проявили сами педагоги. Одна учительница заметила, что на хлебе лежат слишком тонкие пластинки сыра, и решила уточнить их вес, для чего обратилась за помощью к своей коллеге. В кабинете физики стояли точные весы. Опасения подтвердились. Вместо положенных 15 граммов кусок сыра весил всего семь!
По мнению Елены Корниенко, главное, чтобы пища была свежей. Школы в городе делятся на те, где есть свои пищеблоки, и те, где в силу технических причин (старые здания, небольшие помещения) пищеблок организо­вать невозможно. Там работают так называемые буфеты-распределители, куда привозят готовую пищу. Школ с такими буфетами меньшинство - всего около семидесяти.
Эти пресловутые распределители несколько лет назад собирались организовать во всех школах, чтобы кормить детей по «самолетному» типу - обедами в контейнерах. Но родители стали жаловаться, что еда холодная и однообразная, и эксперимент признали неудачным. Сегодня большинство школ в Петербурге готовит обеды для учащихся в собственных пищеблоках. Каждый район проводит конкурс на организацию школьного питания и выбирает предприятие - поставщика продуктов.
Несмотря на разнообразное меню школьных столовых, около 17 процентов школьников, по данным Рос­потребнадзора, предпочитает перекусывать в школах исключительно шоколадными батончиками и чипсами. Может быть, поэтому с учебой у них не ладится?

Нина БАШКИРОВА

12.10.2015