Ретро

Марафон раздора

Курьезы летних Олимпийских игр

За сто с лишним лет своего существования современные Олимпийские игры не только обзавелись великими героями и славными традициями, но и не обошлись без разнообразных, порой просто забавных, а порой и трагикомичных случаев. «Смена» вспоминает самые удивительные эпизоды в истории летних Олимпиад, большинство из которых пришлось на королевский вид - марафон.

Шест без прыжка
Кто-то при упоминании прыжков с шестом сразу же вспоминает Елену Исинбаеву, кто-то великого Сергея Бубку, зато несостоявшегося олимпийского чемпиона Савао Фуми из Японии хорошо знают любители разнообразных спортивных курьезов. На Игры-1904 в Сент-Луис представитель Страны восходящего солнца прибыл явно не просто для участия, а для победы. Как раз в прыжках с шестом. Не беда, что Савао раньше не принимал участия в соревнованиях в этом виде спорта, он сразу же побил мировой рекорд, преодолев планку на высоте 3 метра 60 сантиметров. Вот только весьма своеобразным методом - не стал прыгать, а просто воткнул увесистый шест в яму с песком, вскарабкался по нему и уже с высоты перепрыгнул через планку.
Когда судьи сообщили японцу, что по правилам он обязан совершить разбег, тот не растерялся, пробежался до планки, после чего... повторил свой предыдущий маневр. И тут у арбитров началась настоящая паника - дело в том, что Фуми во время своего удачного «прыжка» не нарушил ни одного пункта правил, а значит, с формальной точки зрения завоевал золотую медаль. Однако после долгих раздумий его все же решили дисквалифицировать без объяснения причин, и только затем, дабы другим смекалистым атлетам неповадно было, в правила прыжков внесли пункт о запрете перехватывания шеста руками. Кстати, Фуми со своей дисквалификацией не смирился - он обвинил судей в предвзятости к нему из-за азиатского происхождения, а в японских газетах появились статьи о том, как арбитры незаслуженно обидели соотечественника.

Незачем бежать
Сейчас такое можно представить только в эксцентрических комедиях, но на Играх-1904 поступок американского бегуна Фреда Лорца легко затмил любые выдумки современных голливудских сценаристов. Из-за судороги в ноге Лорц после 12 километров олимпийского марафона принял решение сойти с дистанции и сел в машину сопровождения. Но когда автомобиль забарахлил, а Фред почувствовал себя лучше, он решил возобновить бег. У парня явно оказалось своеобразное чувство юмора - он не только добрался до олимпийского стадиона, но и пробежался по его дорожке, первым пересек финишную черту и... начал принимать незаслуженные поздравления.
Обман вскрылся уже после того, как дочь президента Рузвельта в торжественной обстановке надела на шею Лорца золотую медаль. Разгорелся жуткий скандал, и американского бегуна-юмориста было решено дисквалифицировать пожизненно. Правда, затем чиновники сменили гнев на милость и дали добро Фреду вернуться к соревнованиям. Известно, что он даже выиграл один из крупных марафонов, причем по всем правилам, передвигаясь исключительно на своих двоих.

К славе шатаясь
Четыре года спустя на Играх-1908 в Лондоне в центре всеобщего внимания вновь оказался марафон, завершившийся очередной скандальной дисквалификацией. Но, в отличие от Лорца, лишенный золотой медали итальянец Дональдо Пьетри не был провозглашен спортивным преступником, а еще долго купался в лучах олимпийской славы. И вот по какой причине - в жуткую жару кондитер с Апеннин первым добрался до стадиона, но находился в жутком состоянии, с трудом понимая, куда ему надо бежать. Что, впрочем, неудивительно - в те времена самым полезным «коктейлем» для марафонцев считалось бренди со стрихнином.
За семьдесят метров до финиша Пьетри упал, поднялся, а за 15 метров до черты рухнул снова. И на сей раз Дональдо встал только при помощи судьи и журналиста, которые и довели его под руки до финиша. В итоге Пьетри дисквалифицировали за постороннюю помощь, он на несколько дней попал в больницу, зато благодаря своей самоотверженности стал знаменитым. Газеты называли его «больше чем чемпион», а королева Александра подарила точную копию золотого чемпионского кубка. Слава очень помогла Пьетри и в дальнейшем: благодаря участию в коммерческих марафонах он быстро сколотил приличное состояние.

А судьям что?
Многие спортсмены любят жаловаться на несправедливое судейство, но олимпийский финал по боксу на Играх-1988 в Сеуле за явным преимуществом побил все рекорды предвзятости. Американец Рой Джонс-младший весь финальный поединок фактически избивал корейца Парк Си Хуна, но судьи взяли да и отдали победу хозяину Олимпиады. Шокировав тем самым не только Джонса, но и Парк Си Хуна, а заодно и местных болельщиков. К чести корейского боксера, он признал свое поражение, но это ничего не изменило. Как и доказательства того, что судьи за свое несправедливое решение получили солидные взятки.
Арбитров дисквалифицировали на два года, однако американцу от этого легче не стало. Хотя Джонс проявил настойчивость - отстаивал свое право на «золото» на протяжении многих лет, даже став одним из величайших боксеров-профи всех времен. Без толку. Международный олимпийский комитет отказался пересматривать результаты Игр, а только лишь вручил Рою серебряный Олимпийский орден за заслуги.

Пострадал от фанатика
Нынче Греция страдает от финансово-экономических катаклизмов, но восемь лет назад в этой стране было практически все. Включая и летние Олимпийские игры, проведенные на достойном уровне. Вот только финальный аккорд Игр-2004 в Афинах оказался сильно смазанным из-за поступка религиозного фанатика. За несколько километров до финиша марафона на лидировавшего бразильца Вандерлея де Лиму напал бывший ирландский священник Корнелиус Хоран. Этот странный, одетый в национальную ирландскую одежду человек неожиданно выскочил из толпы, схватил де Лиму и удерживал его пару десятков секунд.
Когда же при помощи зрителей бразильцу удалось вырваться, он сбился с ритма, пропустил двух конкурентов и финишировал только треть­им. Олимпийский комитет Бразилии подал протест с требованием пересмотреть результаты марафона, но ничего, кроме слов сочувствия, в ответ не дождался. Подсластила пилюлю Вандерлею разве что медаль Пьера де Кубертена за выдающееся проявление спортивного духа, которой за всю историю удостаивались только десять атлетов. Хоран, известный также своими выходками на гонках «Формулы-1» и Уимблдоне, уверял, что его поступок был необходим для второго пришествия Мессии. Он, кстати, очень легко отделался - штрафом в несколько тысяч долларов и годом тюрьмы услов­но.

Сергей ЛИНЕШИРОВ

12.10.2015