Звезда

Елена Дементьева: «Теннисистке нельзя излить душу»

Олимпийская чемпионка считает человеческие отношения важнее результатов

Четыре года назад на Олимпийских играх в Пекине российские теннисистки добились феноменального успеха, заняв втроем весь пьедестал почета. На верхней ступеньке стояла тогда Елена Дементьева. Многие ее ровесницы до сих пор играют и побеждают, но Елена еще полтора года назад приняла решение завершить карь­еру. А значит, защитить свой олимпийский титул в Лондоне никак не сможет. Но при этом по-прежнему пристально следит за любимым теннисом, играет в него по мере возможностей и надеется, что победа вновь окажется за Россией. О себе и современном теннисе Дементьева рассказала в интервью «Смене».



Ради Олимпиады
- После завершения карьеры вы всерьез увлеклись журналистикой. Получается, мы теперь с вами коллеги…
- Что вы, мне еще до вас учиться и учиться! Хотя журналистика мне, признаюсь, очень интересна. С удовольствием изучаю ее в Московском педагогическом университете. Правда, в МПГУ нет журфака, так что познаю премудрости профессии на филологическом факультете. Там свои особенности - к примеру, мы углуб­ленно изучаем русский язык на стадии морфологии, синтаксиса, фонетики. Поэтому неудивительно, что моя подруга, заканчивавшая журфак МГУ, о многих наших предметах впервые слышит. Это они не проходили, то им не задавали… Но в любом случае журналистика весьма увле­кательна. Давно знала - как закончу теннисную карь­еру, попробую себя на этом поприще.
- Вы вели передачу «Кухня» на канале «КХЛ?ТВ», делали интервью со спортс­менами. Легко ли дался переход «по другую сторону микрофона»?
- В спортивном мире есть такое правило: спортсмены друг другу в интервью никогда не откажут. В частности, если обычному представителю прессы, радио или ТВ можно сказать, что очень устал и не готов говорить, то для бывшего коллеги время и силы всегда найдутся. Помню, когда выиграла Олимпийские игры, ко мне подошла знаменитая в недавнем прошлом гимнастка Света Хоркина и попросила об интервью. Хотя я чувствовала себя очень измотанной, естественно, согласилась.

Когда за поражение не стыдно
- Признайтесь, тот день был самым счастливым в вашей спортивной жизни?
- Да, самый яркий, самый запоминающийся, самый счастливый. Хотя, конечно, в моей карьере было много красивых побед, приятных событий. Но именно ради титула олимпийской чемпионки я и пришла в теннис. О нем я мечтала много-много лет. Можно сказать, триумф на Олимпиаде был моей самой главной теннисной целью.
- Когда вы говорите, что олимпийское «золото» для вас важнее столь престижных в теннисном мире побед на турнирах «Большого шлема», неужели ни капельки не лукавите?
- Нет, я же не после Игр в Пекине это впервые сказала, а очень давно. Еще в 2000?м, перед поездкой в Сидней. Мне очень дорог весь олимпийский опыт - и серебряная медаль на Играх в Австралии, и даже проигрыш в первом круге в 2004-м в Афинах. Все это составляющие моего успеха на турнире в Пекине.
- Спортивная карьера соткана не только из успехов, но и из разочарований. Какое из поражений до сих пор воспринимаете особо болезненно? Случайно не то ли, которое потерпели в полуфинале Уимблдона-2009 от будущей чемпионки Серены Уильямс, упустив несколько матчболов?
- Знаете, недавно мы как раз обсуждали этот матч с Андреем Чесноковым (известным в прошлом советским теннисистом. - Прим. авт.). Он вспомнил его в духе «ну как же так, Лена, не дожала Серену». Но я честно ответила, что за все мои многолетние выступления на Уимблдоне в тот день показала свой самый лучший теннис. По качеству игры, по накалу. Мне не в чем себя упрекнуть, пусть в итоге и проиграла. Хотя небольшой осадок все же остался, и вот по какой причине. Мой самый любимый в теннисе элемент - обводить «сеточницу». И когда на матчболе Серена рванула к сетке, я должна была ее обвести… Но все равно разочарования после того поединка не осталось. Как и после других поражений. Вот Динаре Сафиной я уступила перед Олимпиадой два-три раза, особенно обидно это произошло на «Ролан Гаррос». Однако неудачи по­шли на пользу - осмыслила их, сделала выводы и обыграла Динару в олимпийском финале. Так что даже очень обидные поражения в теннисе вполне могут обернуться тебе во благо.

Лучше тренироваться, чем рыдать
- Многие спортсмены говорили мне, что главное после поражения - сразу же выкинуть его из головы. Но сказать проще, чем сделать…
- Этому учишься. Раньше, конечно, очень тяжело переживала провалы. Но со временем начинаешь анализировать их, признаваться самой себе в тех или иных ошибках и таким образом, через труд, двигаться вперед. В теннисе существует специфика стартов - тут не нужно ждать четыре года для исправления ситуации, играть приходится почти каждую неделю. И если будешь сильно расстраиваться, убиваться после поражений, то тебя просто не хватит на весь марафонский сезон. Хотя понятно, что вообще не реагировать на проигранные матчи невозможно. Все равно им сопутствуют слезы, разочарование, плохое настроение. Но реагировать надо правильно - не реветь весь день в гостиничном номере, а прийти на корты и провести две тренировки. К примеру, лично видела, как Серена Уильямс, которая ненавидит рано вставать, после поражений утром выходила на тренировку и била по мячу в течение четырех часов…
- Как вы можете охарактеризовать отношения в WTA?tour? Теннисистка теннисистке волк или дружеские отношения между соперницами вполне возможны?
- Естественно, все борются за победы на турнирах и лидерство в рейтинге. Но если играешь хорошо, тебе всегда найдется место в элите. И вовсе не обязательно для этого не поддерживать отношений с другими спортсменками. К примеру, в сборной у нас всегда была прекрасная атмо­сфера, мы отлично общались, до сих пор перезваниваемся с девчонками, обмениваемся СМС. Искренне считаю: человеческие отношения важнее результатов. Хотя, конечно, какие-то барьеры есть, и очень близких подруг у меня в теннисном мире нет. Все же элемент соперничества никуда не пропадает, ты не можешь встретиться с другой теннисисткой накануне вашего очного матча и излить ей душу. Или сказать ей: у меня сегодня так нога болит, ты уж, пожалуйста, меня не гоняй…
- Но иногда со стороны матчи кажутся настоящими боями гладиаторов. Вот чемпионка Australian Open Виктория Азаренко из Белоруссии реагирует на все события, как настоящий боксер-профи, готовящийся нокаутировать соперника. Откуда у нее столько агрессии?
- Понимаете, очень часто человек на корте и вне его - две совершенно разные личности. Да, Вика во время игр заводит себя как может, по максимуму, демонстрируя настоящую спортивную злость, нацеленность на ожесточенную борьбу. Но в жизни Азаренко совершенно не агрессивна - могу подтвердить лично.

Шарапова - фаворит
- Насколько хорошо вы знакомы с Марией Шараповой?
- Понимаете, она почти всю жизнь жила в США, а я - в России. В сборной на Кубке федерации нам тоже пересечься не удалось, поэтому, честно говоря, знакомы с Марией не слишком близко.
- В июне свершилось знаменательное для российского тенниса событие: Шарапова выиграла «Ролан Гаррос». Объясните, за счет чего Маша так сильно прибавила в последнее время.
- Скорее она просто вернула былую прекрасную форму. Поймите, невозможно улучшать свой теннис до бесконечности, есть некий предел. Зато от длительных спадов не застрахован никто. Именно такой спад приключился с Шараповой после ее травмы, и продолжался он почти два года. Рада, что Мария сумела перебороть себя, вернулась на вершину. И в каких-то компонентах она действительно прибавила. С уверенностью в своих силах, с бойцовским характером у нее и раньше проблем не возникало, а вот плохое передвижение Шараповой частенько мешало, особенно на грунте. Сейчас же она двигается заметно лучше, что и помогло ей выиграть первый в карьере «Ролан Гаррос».
- Марию можно назвать главным фаворитом Олимпиады в Лондоне?
- Конечно, с учетом ее нынешней формы и любви к траве, это ее покрытие. Так что шанс на золотую медаль весьма высок.
- Сейчас в женском теннисе наметилась тенденция: игроки в возрасте под тридцать или за тридцать, как китаянка На Ли и итальянка Франческа Скьявоне, вдруг раскрываются, побеждают на «Больших шлемах». Как это объясните?
- Наверное, теннисистки чувствуют, что их карьера подходит к завершению, и настраиваются на последний решительный бой! А если серьезно, то многое зависит от индивидуальных особенностей организма. Да и согласитесь, у тех же На Ли и Скьявоне в молодости не было больших успехов, а сейчас благодаря опыту, хорошему физическому состоянию они наверстывают упущенное. Зато мимо другой тенденции пройти никак не могу: очень модно стало возвращаться - какой-то период камбэков. Особенно меня поразила бельгийка Ким Клийстерс. Так получилось, что после завершения Ким карьеры мы с ней пересекались. И она заверила меня, что счастлива в семейной жизни, воспитывает ребенка, хочет еще детей. Поэтому когда Клийстерс приехала на один из турниров, я подумала, что она просто хочет провести с кем-то показательный матч. Но Ким возобновила карьеру на постоянной основе. Мало того, выиграла US Open. Не думала, что такое возможно.

Ушла раз и навсегда
- Признавайтесь, сколько раз за последние полтора года после вашего ухода из тенниса сами подумывали о возвращении?
- Ни разу, честно! Понимаете, у меня очень трепетное отношение к подобному поступку. Я ушла не на эмоциях, не спонтанно со словами: «Ой, повешу-ка я ракетку на гвоздь, а надоест - всегда можно возобновить карьеру». Нет, приняла осознанное решение - раз и навсегда. Говорю вам со всей определенностью: в профессиональный тур не вернусь. Совершенно точно.
- Но для души вы ведь продолжаете частенько брать ракетку в руки?
- Продолжаю, конечно. Я по-прежнему очень люблю теннис, иногда выхожу на корт с братом после работы. Но, к сожалению, играть каждый день времени не хватает. Более частые тренировки возобновила только недавно, когда позвали принять участие в выставочных турнирах в Москве и Петербурге.
- Не задумываетесь нынче всерьез о тренерской карьере?
- Когда только-только закончила выступления в WTA?tour, многие люди подходили ко мне с вопросами и даже просьбами по поводу тренерской деятельности. Отвечала всем: «Нет, что вы! Это не мое!» Но сейчас, когда прошло без малого два года, все больше понимаю, что мне очень нравится заниматься с детьми. Удивляю сама себя и теперь уже точно не так категорична. Вполне допускаю, что, возможно, я через какое-то время начну тренировать.

Кузнецова способна на многое
- Ваш супруг хоккеист Максим Афиногенов играет за СКА, поэтому в последнее время вы очень часто бываете в нашем городе. Можете сравнить ощущения от Питера и Москвы?
- Это словно сравнивать «Большой шлем» и Олимпийские игры. Совершенно разные города, не только по архитектуре, а еще и по климату, по ментальности людей. О моей родной Москве мне сложно говорить объективно, но Питер, безусловно, один из красивейших городов мира, где мне посчастливилось бывать. И я рада, что Максим выступает именно за СКА.
- Вы частый гость во время хоккейных матчей на трибунах Ледового. Наверняка разбираетесь в хоккее не хуже Милоша Ржиги…
- Хоккейный тренер из меня точно не выйдет! Но в самой игре разбираюсь неплохо. Все-таки я спортсменка, а не обычная студентка или домохозяйка. Думаю, в каких-то моментах вполне могу дать Максиму дельный совет.
- А какие еще виды спорта вы любите?
- Как зритель с удовольствием слежу за фигурным катанием. А футбол, честно признаюсь, не смотрю. Наверное, потому, что чемпионат России сильно отстает по уровню от ведущих европейских чемпионатов. Зато играю в футбол с удовольствием.
- Знаю, лучшая теннисистка Петербурга Светлана Кузнецова тоже обожает возиться с мячом.
- Подтверждаю, Света очень хорошо играет в футбол. Мне до нее далеко.
- Как считаете, почему у Кузнецовой в теннисе уже не первый год продолжается черная полоса.
- Даже не знаю, но лично для меня она по-прежнему остается одной из сильнейших теннисисток мира. И говорю это не потому, что хочу сделать приятное Петербургу. А поскольку вижу ее потенциал. Света настолько хорошо провела на «Ролан Гаррос» матч против третьей ракетки мира Агнешки Радваньски, так здорово двигалась, играла активно, технически правильно, выполнила от и до тактический план. Такого тенниса в ее исполнении я не видела несколько лет, сложно было представить, что в следующей игре она проиграет Саре Эррани. Однако Кузнецова проиграла… Что ж, спады есть у всех, даже у Роджера Федерера, а у женщин, с другой физиологией и психологией, спады в игре обычно длятся дольше. Но я прекрасно знаю уровень Светланы - физически она способна выиграть еще не один турнир «Большого шлема».

Сергей ПОДУШКИН
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА

12.10.2015