Лицо команды
Алексей Семенов:«Раньше в СКА игроки сами стирали белье»
Защитник армейцев в России дерется куда реже, чем в Америке
Защитник Алексей Семенов дебютировал в питерском СКА еще в конце девяностых, когда ему было всего-то 17 лет. С тех пор он много где поиграл, в том числе в НХЛ. Однако предпочел вернуться в Россию и вот уже третий сезон подряд вновь радует своей игрой питерских болельщиков. Впечатляя не только внушительными даже по хоккейным меркам габаритами (рост 198 см, вес 114 кг), но и надежной игрой в обороне. «Смене» Алексей рассказал о своем заокеанском прошлом и армейском настоящем, отношении к дракам на льду, а также о не совсем обычных для профессионального хоккеиста хобби.
Комиссар, ты не прав!
- Сейчас в хоккейном мире тема № 1 - локаут в НХЛ. Все гадают, когда он завершится. Что думаете на сей счет?
- Надеюсь, локаут затянется до конца сезона. Зачем лукавить? Так будет лучше для СКА. Ведь ребята, пришедшие из НХЛ, сильно нам помогают. Но ничего определенного сказать, конечно же, нельзя. У меня осталось много друзей-хоккеистов за океаном, и даже у них нет единого мнения по поводу ближайшего будущего лиги - одни считают, что игры возобновятся уже через несколько недель, другие предполагают полную отмену сезона. Прекрасно понимаю, насколько тяжело морально и физически не играть, а лишь тренироваться. Но даже если локаут не завершится, думаю, 80 процентов хоккеистов НХЛ все же получат игровую практику. Кто-то разъезжается по европейским командам, кто-то уже отправился для поддержания формы в фарм-клубы.
- Кто виноват в сложившейся ситуации?
- Считаю, генеральные менеджеры клубов и комиссар НХЛ Гэри Бэттмен в этой ситуации точно не правы. НХЛ - большой бизнес со своими законами, невозможно глубоко залезть в головы этих людей и понять, чего они хотят добиться. Но в любом случае в споре профсоюза с руководителями клубов я держу сторону своих коллег - хоккеистов.
- Многие считают, что вклад Ильи Ковальчука, Владимира Тарасенко и Сергея Бобровского в успешную игру СКА нынче уж больно велик. Такая своеобразная энхаэлозависимость. И если вдруг завтра они отправятся обратно за океан, у команды могут возникнуть проблемы…
- Конечно, тогда нам будет тяжелее, однако в СКА хороший коллектив, которому по силам удержать заданный нынче темп. Так что отъезд ребят не должен стать серьезной бедой. Не волнуйтесь, мы способны добиться успехов и без помощи из НХЛ.
Наигрываем комбинации
- Генеральный менеджер СКА Алексей Касатонов недавно говорил о желании укрепить защитную линию команды. Не опасаетесь дополнительной конкуренции?
- Нет. У нас и сейчас серьезная конкуренция, причем на каждой тренировке. Сильных защитников много, все очень хотят играть…
- Команда уже несколько лет подряд радует своими результатами в регулярном чемпионате. Но, может, стоит частично принести «регулярку» в жертву ради лучшего выступления в плей-офф?
- Мы стараемся не смотреть на турнирную таблицу. Каждый матч для нас важен, но, само собой, весь регулярный чемпионат посвящен подготовке к матчам на вылет. Стараемся наигрывать комбинации, отрабатывать различные моменты и нюансы, которые в плей-офф пригодятся.
- Накануне сезона руководители СКА говорили, что команда намерена действовать более прагматично. Но кажется, былая удаль никуда не исчезла?
- Да, мы забиваем больше всех. Конечно же, хотим и меньше всех пропускать, но не всегда удается совмещать и то и другое. При этом по-прежнему придерживаемся активного хоккея - комбинационного и быстрого.
- После вашего третьего пришествия в СКА в конце 2010-го вы за полтора сезона не забросили ни одной шайбы. Но в нынешнем сезоне отличились уже дважды - в матчах с «Югрой» и с «Металлургом» из Новокузнецка…
- Да, я очень долго ждал гола. Ребята даже начали подшучивать по этому поводу: мол, интересно, сколько в этом сезоне заброшу шайб. Но когда чего-то долго и настойчиво желаешь, это происходит. Надеюсь, две шайбы отнюдь не последние. Продолжу и дальше бросать, забивать…
- Хоккеисты СКА в предыдущих плей-офф, увы, расстраивали и себя, и болельщиков. Тяжело переживали болезненные поражения?
- Вообще в прошлом сезоне мы сделали большой шаг вперед, добрались до полуфинала. Понятно, что амбиции не позволяли радоваться такому результату, мы хотим добраться до решающей серии за Кубок Гагарина и выиграть главный приз. Что же касается переживаний, то не стоит оглядываться назад.
Не хуже, чем в НХЛ
- За свою карьеру вы успели поиграть за СКА, образно говоря, трех периодов - конца девяностых, середины прошлого десятилетия и настоящего времени. Насколько сильно эти команды отличаются друг от друга?
- Очень сильно. В первый раз все было как в сказке. С детства мечтал играть за СКА. Сам из Мурманска, но каждое лето проводил в Петербурге, так как здесь у меня живут родственники. Следил за командой, периодически ходил на матчи, болел за армейцев. Поэтому после приглашения находился на седьмом небе от счастья. В сезоне-2004/05 в НХЛ, как и сейчас, был объявлен локаут. Тогда вновь вернулся в СКА. И сразу заметил серьезные перемены в лучшую сторону. Сейчас же по сравнению с прошлым веком и вовсе небо и земля - кардинально поменялось абсолютно все.
- А если немного конкретнее…
- В 1998-м в команде все было очень просто. К примеру, мы сами стирали белье, хоккейную одежду, а нам сейчас каждый день приносят новую форму. С точки зрения поездок и перелетов также улучшения просто гигантские.
- Можно сравнить нынешний СКА с командами НХЛ? Нам еще есть куда стремиться?
- Никогда нельзя останавливаться на достигнутом, надо продолжать прогрессировать. Но уже сейчас в плане организации мы не уступаем как минимум нескольким клубам Национальной хоккейной лиги. И с точки зрения атмосферы, кстати, тоже - энергетика в Ледовом дворце потрясающая! Комфортная, дружеская, болельщики почти на каждом матче полностью заполняют трибуны - не важно, с лидерами мы играем или с аутсайдерами. И поддерживают нас, вне зависимости от счета на табло.
В школе как на другой планете
- Вы много лет играли в Америке, причем не только в НХЛ, но и в юношеской лиге и в фарм-клубах. Провели время с пользой?
- Еще с какой! Юниорская лига очень многое мне дала. Во-первых, заиграл в другой, более близкий мне по духу хоккей - в американском стиле. Во-вторых, начал жить один, стал более самостоятельным в бытовом плане.
- Но, наверное, вы и английского языка-то поначалу толком не знали?
- Когда в первый раз приехал в Америку, буквально на несколько месяцев, по-английски действительно мог произнести всего пару слов. А тренер нашей команды заявил, что для лучшей языковой адаптации я должен ходить в школу. Что ж, пошел, просидел там на уроках пару недель, после чего отправился к тренеру и искренне заявил: «Учительница говорит так быстро, что я вообще не понимаю ее заданий. Как будто на другой планете нахожусь!» Тогда наставник в качестве компромисса вместо школы предложил по утрам ходить в тренажерный зал - я согласился. После чего уже самостоятельно в раздевалке начал вылавливать какие-то фразы, запоминать и вставлять в свои диалоги. За пару месяцев более-менее освоился. В школу так и не вернулся - тренер понял, что среди одноклубников мне освоиться легче. А настоящий прорыв языкового барьера произошел во время серии интервью перед драфтом НХЛ. Тогда я попросил переводчика, а представитель одной из команд предложил все же попробовать пообщаться на английском. Я согласился и самостоятельно ответил на вопросы 11 интервью.
То в холод, то в жар
- От игры за какую команду НХЛ у вас остались самые приятные воспоминания?
- Мне повезло: где бы я ни выступал, коллектив подбирался потрясающий, очень дружный. Но, конечно, особняком стоит «Эдмонтон» - самый первый мой клуб НХЛ. Мне очень нравилось там играть, несмотря на ужасные погодные условия - зимой доходило до 35 - 40 градусов мороза. Набирался мастерства и на второй сезон попал на молодежный Матч всех звезд. Когда же меня поменяли во «Флориду», то там в плане хоккея оказалось тяжелее. Понимаете, в Эдмонтоне сама атмосфера заряжает тебя пахать на тренировках на сто процентов, а во Флориде антураж сложно назвать хоккейным, поскольку на тренировки все приходили в шлепках, шортах, маечках…
- Знаю, в Америке вы периодически участвовали в кулачных поединках на льду. Соперники провоцировали или самому было интересно проявить себя в хоккейной драке?
- Все началось еще с юниорской лиги. Игроки команд-соперников увидели высокого русского парня и решили, что меня можно задирать. Все равно, мол, русские не умеют драться. Так что приходилось их в этом разубеждать. Кстати, уже в своей первой или второй игре в НХЛ подрался со Скоттом Торнтоном из «Сан-Хосе». Не сказать, правда, что очень успешно, мне хорошо досталось - упал лицом на лед, рассек нос и лоб, пришлось зашивать. Как сейчас помню, еду с залитым кровью лицом в раздевалку и ловлю на себе удивленный взгляд голкипера «акул» Жени Набокова. Но вообще я на драках в НХЛ не зацикливался и тем более не вел учет победам или поражениям. Где-то за ребят надо было постоять, где-то за себя, без причины в схватку не лез. В КХЛ и вовсе хоккей куда менее жесткий, и веду себя соответственно. Разве что в прошлом сезоне с игроком московского «Спартака» немного повздорил, ударил хорошенько, даже чуть повредил руку о его голову.
- Насколько внушительные габариты вам помогают не в бою, а непосредственно в игре?
- Не жалуюсь - высокий рост, размах рук действительно дают существенное преимущество. Позволяют быстрее выбить шайбу, жестче сыграть против соперника.
Слежу за аукционами
- Жесткий и бескомпромиссный на площадке, в повседневной жизни вы являетесь большим ценителем искусства…
- Да, я увлекаюсь живописью. Не рисую, не коллекционирую, а именно изучаю ее. Читаю много литературы об искусстве современных художников, импрессионистов, художников барочного стиля. В общем, практически обо всех направлениях. Кроме того, смотрю, где и что выставляется, хожу по галереям, музеям, слежу за аукционами: какие картины и за сколько продаются.
- А почему сами ничего не приобретаете?
- Хотя бы потому, что картины очень дорого стоят. Хотя как-то приобрел одну картину не слишком известного художника и относительно дешевую, зато приятную глазу. Теперь она радует меня и членов моей семьи.
- Какие еще у вас хобби?
- Люблю ездить по треку на спортивных машинах, участвовать в любительских гонках. У меня есть знакомый в Калифорнии, занимающийся проведением таких заездов или тематических дней «Феррари» или «Ламборгини». Когда играл за «Сан-Хосе», он частенько звонил мне и звал посоревноваться. После тренировок или в выходные приезжал на трек. Мне клеили номер, и я выступал.
- Успешно?
- Не побеждал, но моя машина не предназначалась для трека, авто у многих соперников были подготовлены получше. Но все равно старался не отставать и получал удовольствие. Кстати, и в России я ездил на специальных трассах. Конечно, в плане автоспортивной инфраструктуры России пока далековато до Америки. Но прогресс есть - трассы строятся, качество асфальта улучшается….
Сергей ПОДУШКИН
12.10.2015