Сила духа

Играли в футбол не пропаганды ради…

Соревнования в блокаду помогали ленинградцам почувствовать себя живыми

Измождены, обессилены, но не сломлены. Спортивные мероприятия во время блокады, безусловно, укрепляли моральный дух ленинградцев. А кроме того, показывали всему миру, что город продолжает жить и бороться.

Футбол без пафоса
В последнее время олицетворением блокадного спорта принято считать знаменитый футбольный матч 31 мая 1942-го на стадионе «Динамо» между командами «Динамо» и Н-ского (Металлического) завода. Это событие уже после окончания Великой Отечественной войны настолько обросло легендами, что теперь сложно отделить правду от вымысла. В частности, развенчаны мифы о прямой радиотрансляции и о большом количестве собравшихся зрителей. Но это вовсе не означает, что участников блокадного матча не нужно считать героями. Еще как стоит! Просто их спортивный подвиг велик сам по себе и не нуждается в каких-то дополнительных «украшениях».
- Очевидно, что уровень развития техники на тот момент не позволял провести прямой репортаж. Скорее всего, запись была сделана уже после игры, для трансляции через рупоры, в том числе и на линии фронта, - рассказал «Смене» известный историк футбола Юрий Лукосяк. - Но, говоря об этом, мы вовсе не оскверняем память участников той игры, в которой приняли участие элитные футболисты («Динамо» до войны входило в пятерку лучших команд СССР), а восстанавливаем реальную картину произошедших событий. Конечно, тот матч удачно вписался в пропагандистский контекст - фашисты утверждали, что город мертв, а тут ленинградцы играют друг с другом в футбол. Но надо понимать, что первичным было желание футболистов сыграть в свою любимую игру, а вовсе не пропагандистские цели. Они и отнеслись к этому матчу как к обычной игре, на ней почти не было зрителей, пафос «накрутили» уже потом. Поначалу же, и то не сразу, а через несколько дней, в «Красном спорте» об этом матче была написана всего лишь пара-тройка строчек. Да и ни к чему была помпезность - блокадные матчи и так стали символом мужества ленинградцев. И вошли в историю мирового футбола, которая не знала ничего подобного.

Весеннее возрождение
В первую блокадную весну и в начале лета было сыграно несколько футбольных матчей. Сколько конкретно? Этого до сих пор не могут определить исследователи, тщательно изучавшие архивы военной поры. Что и неудивительно: порой такие встречи организовывались спонтанно или почти спонтанно. После жесточайшей, очень морозной и голодной зимы наступила весна, значительно потеплело, выглянуло солнышко. Люди просто хотели продемонстрировать, что живы.
- Как вспоминала в беседе со мной знаменитая ленинградская теннисистка Наталья Ветошникова, в начале июля 1942-го они вместе с многократной чемпионкой СССР довоенной поры Эллен Тис решили попробовать выйти на корт, натянули сетку, взяли ракетки и даже перекинули через сетку несколько мячей. Но потом поняли, что сил играть попросту нет. Через несколько недель Тис умерла. Но эта история показывает, что ленинградские спортсмены даже в самый тяжелый период блокады очень хотели продолжать заниматься спортом, - отмечает Лукосяк.
Кроме того, ленинградцы принимали участие в волейбольных, баскетбольных матчах. Под эгидой городского спорткомитета состоялась и традиционная легкоатлетическая эстафета по улицам Ленинграда. А в начале осени прошел и первый чемпионат блокадного Ленинграда по легкой атлетике, в котором приняло участие более 250 спортсменов, а также чемпионат по велоспорту.
Также состязались гребцы, штангисты, гимнасты. И по мере увеличения блокадных норм питания энтузиазм и желание горожан заниматься спортом, а не просто выживать стремительно увеличивались.

Повседневный героизм
- Мне очень грустно, что рамки блокадного спорта многими сужены до блокадного футбольного матча. Это несправедливо, неверно. На самом деле спорт в городе был и во многих других проявлениях, спортивные мероприятия проводились практически каждые выходные. К примеру, 31 мая 1942-го помимо футбольной игры состоялся и весенний легкоатлетический кросс в Таврическом саду, легкоатлеты состязались по военно-прикладным видам спорта в тот день и на стадионе «Динамо». Также в 1942-м был возрожден Всевобуч, где в рамках подготовки молодых людей к службе в армии много времени и сил уделялось именно физическому совершенствованию. В частности, проводился чемпионат Всев­обуча по футболу, - рассказывает Лукосяк.
В январе 1943-го в рамках спортивного праздника районные команды школьников соревновались в ходьбе на лыжах, преодолении барьеров, перевозке пулеметов и умению ползать по-пластунски, взрослые также играли в хоккей, соревновались в конькобежном и лыжном спорте, в 1943-м, в частности, был возрожден, не в последнюю очередь благодаря энтузиазму генерала Якова Быстрова, и чемпионат Ленинграда по футболу, в котором приняли участие два десятка команд, возобновили работу спортивные общества и коллективы физкультуры.
И это несмотря на постоянные обстрелы города фашистами. Нельзя забывать, что многие элитные ленинградские спортсмены ушли на фронт. На полях сражений они покрыли себя славой. Как, впрочем, и те горожане, которые продолжали жить и работать в осажденном городе, не забывая о физкультуре и спорте. Такой неброс­кий, повседневный героизм ленинградцев совершенно не нуждается в дополнительных мифах и легендах, он и так заслуживает восхищения и уважения.

Сергей ЛИНЕШИРОВ

12.10.2015