Олимпийский дневник

«Все равно будем за этими иностранцами присматривать!»

В Сочи водители автобусов возвращают утерянные шарфы, а секьюрити изучают традиции болельщиков

Театр начинается с вешалки, Олимпийские игры для большинства болельщиков, спортсменов и журналистов - с авиаперелета. Когда полтора года назад я вылетал из Петербурга на Олимпиаду в Лондон, то самолет был полупустым. Однако в Сочи питерские болельщики летят куда более охотно - все-таки домашние Игры.

Нет плохой погоды
Так что во время моего сочинского рейса внушительных размеров самолет оказался забит до отказа, а среди пассажиров было немало народу в форме олимпийской сборной России всех возрастов - от детей до пенсионеров. Подчеркнул олимпийский характер рейса и капитан лайнера.
- Приветствую на борту гостей Олимпиады, - перво-наперво заявил он.
И порадовал, что в Адлере погода хорошая. Что ж, надо признать, погода нынче в олимпийской столице действительно неплоха - днем столбик термометра в первые дни не опускается ниже +10, солнечно и нет дождей.

Ой, вы, кони!
Транспорт по олимпийским полосам в начале Олимпиады ходит как часы. Пробок на дорогах нет, минута-другая на перекрестках не в счет. Только однажды мы (я - о журналистских шатлах) пропускали чей-то кортеж, но и там ограничилось все парой-тройкой минут. Останавливаются автобусы для прессы и официальных лиц, правда, далеко не везде, а на специально оборудованных остановках, и поймать их по пути, как питерскую маршрутку, нельзя при всем желании. Пробовал поначалу пару раз ради интереса буквально в сотне метров от остановки - водители только разводили руками и продолжали жать на газ.
Когда же сел в автобус в положенном месте, то выяснил - подавляющее большинство водителей не местные: кто приехал из Казани, кто - из Питера. Водитель, с которым я познакомился, в неолимпийское время крутит баранку в Московской области, а в Сочи прибыл всего три недели назад. Работы много, но без перебора - отдых обязателен, состояние здоровья постоянно тестируется. Если что не так, могут на время отстранить от работы и вызвать коллег из резерва. Не приветствуется также быстрая езда. Так, к примеру, разгоняться на пути от прибрежного кластера к горному быстрее 60 км в час не рекомендуется - можно слишком сильно опередить график.
Так вышло, что во время разговора я случайно обнаружил в салоне забытый кем-то из коллег шарф. Водитель не удивился, а вспомнил, как несколько дней назад нашел здесь же чью-то олимпийскую аккредитацию. Ничего, передал волонтерам, те переправили в олимпийское бюро находок «Lost and found». И аккредитация, судя по всему, была благополучно возвращена забывчивому владельцу. Наверняка хеппи-энд будет и у истории с шарфом.
Впрочем, самое интересное про сочинские трассы оставлю напоследок. В среду днем, когда ехал в отель из Олимпийского парка, прямо навстречу нашему автобусу также по выделенной линии для олимпийского транспорта грациозно и уверенно проскакали друг за другом… четыре коня. Причем без наездников!

Их служба неопасна, но трудна
Думаете, Олимпиада невозможна только без спортсменов? Нет, ее в последние десятилетия также нельзя представить и без волонтеров. В основном в добровольные помощники записываются молодые люди студенческого или старшего школьного возраста, но встречаются и пожилые энергичные женщины. Причем у многих большая часть соревнований на Олимпиаде в прямом смысле слова проходит мимо. Например, у тех, кто дежурит по многу часов на остановках. Бодрая тетушка Виолетта из Москвы как раз из таких. Но она не горюет, сохраняет оптимизм.
- Конечно, поначалу здесь от суеты голова шла кругом, но потом привыкла. Не жалею, что записалась в волонтеры. Чувствую свою сопричастность к Играм. К тому же даже не ожидала такой искренней сердечности от коллег-волонтеров. Признаюсь, они меня приятно поразили, - отметила Виолетта.

Грязь вместо травы
Почти в каждой бочке меда не обойтись без ложки дегтя. Хотя что касается Прибрежного кластера Игр-2014, то в самом Олимпийском парке Адлера все работы успели выполнить в срок. Днем он выглядит чисто и ухоженно, вечером благодаря грамотной подсветке олимпийских объектов очаровывает еще больше. Давая фору в этом аспекте даже сооружениям масштабной пекинской летней Олимпиады. В общем, красота, да и только.
Но совсем избавиться от последствий грандиозной стройки все же не удалось. Многие участки олимпийской трассы закрыты высоким, но прозрачным забором, сквозь который порой проглядывают не самые симпатичные пейзажи со строительным мусором и грязью. Где-то мусор убран, однако перед глазами только лишь голая земля, на отдельных участках посажены еще совсем молодые деревья. В общем, побольше зелени, даже обычной травки по обочинам, олимпийской столице отнюдь не помешало бы.

Значки под надзором
Более подробно на работе служб безопасности я остановлюсь, вероятно, когда доберусь до большинства олимпийских объектов и наберу побольше информации. Однако первые впечатления от сочинских секьюрити вполне себе положительные. Мне пока встречались в основном вежливые ребята, с чувством юмора. И более подробный досмотр устроили лишь разок - заинтересовались зарядкой для аккумуляторов, которая плохо просвечивалась сканирующим устройством. Но когда проверяющий увидел зарядку, то кивнул и пропустил без лишних слов.
Правда, пока не все представители службы безопасности знакомы со спецификой Олимпиад. Так, один из руководителей службы охраны на моих глазах заинтересовался стоящими у входа в Олимпийский парк иностранцами, обвешанными значками.
- Узнай, что они там делают? Неужели продают?! - грозно уточнил мужчина у подчиненной.
Пришлось корреспонденту «Смены» объяснить секьюрити, что обмен значками - стародавняя олимпийская традиция.
- Раз традиция, то ладно. Традиции мы нарушать не будем, - согласился начальник.
Но затем бдительность взяла верх и он добавил:
- Все равно будем за этими иностранцами присматривать!

Сергей ПОДУШКИН

12.10.2015