«Смена» начинает цикл публикаций, посвященных российской истории «Зенита». Начиная с 1992 года сине-бело-голубыми руководили 11 тренеров. Мы расскажем о каждом из них.

От первого лица

Вячеслав Мельников: «На выездах жили практически в сараях»

Бывший главный тренер «Зенита» был вынужден обходиться необстрелянной молодежью

Советский Союз развалился, а вместе с ним сгинул и чемпионат СССР по футболу. В 1992-м был проведен первый в истории чемпионат России, участником которого стал «Зенит». Правда, в тот тяжелейший для клуба период в распоряжении 38-летнего главного тренера - дебютанта Вячеслава Мельникова была только перспективная, но необстрелянная молодежь.  

Морозов не стал рисковать
- Вячеслав Михайлович, вашим предшественником на посту главного тренера «Зенита» был знаменитый Юрий Морозов. При каких обстоятельствах, образно говоря, вышли на его замену?
- Действительно, Юрий Андреевич не только тренировал команду в последнем чемпионате СССР, но и готовил ее к первому чемпионату России. Но перед началом сезона он выставил руководству клуба и городским влас­тям определенные требования - по финансовым вопросам, по необходимос­ти покупки опытных футболистов. Морозов ждал ответа, а когда так его и не дождался, примерно за месяц до старта чемпионата обратился с этим вопросом еще раз. И услышал примерно следующее: денег на выполнение требований нет, кто из футболистов есть в распоряжении, с теми и придется играть. Напомню, что по итогам 1991-го «Зенит» вылетел из первой лиги чемпионата Союза во вторую, так что без усиления перспективы казались сомнительными. И Юрий Андреевич в такой ситуации решил не рисковать авторитетом, сделал в городском Спорткомитете отчет о подготовке к чемпионату страны и в заключение снял с себя полномочия главного тренера, подав в отставку. А на вопрос: «Кого же порекомендуете вместо себя?» - назвал мою фамилию.
- К тому моменту, если не ошибаюсь, у вас вообще отсутствовал опыт работы главным тренером?
- Да, все верно. После завершения игровой карьеры я трудился в юношеской, молодежной командах, также помогал Морозову, а до него Вячеславу Булавину. Но я был молод и бесшабашен, поэтому, наверное, и согласился возглавить «Зенит». Хотя с составом действительно были огромные сложности - в распоряжении одни мальчишки, да еще и Денис Машкарин решил уйти в ЦСКА, и мы фактически остались вообще без центрального защитника. Правда, по ходу сезона из развалившегося душанбинского «Памира» к нам перешел голкипер Андрей Мананников, который, конечно, помог. Да, мой товарищ по чемпионскому «Зениту»-1984 Сергей Кузнецов вернулся из Финляндии и сыграл за нас ряд матчей. Но все равно в опыте команда заметно уступала конкурентам, ей не хватало стабильности.

За судьями не гонялся
- Тем не менее ребята прогрессировали?
- Конечно, причем по ходу сезона прибавили в мастерстве и опыте очень серьезно. В частности, защитник Максим Боков и полузащитник Игорь Зазулин поехали в составе сборной России на молодежный чемпионат мира-1993 в Австралии. Думаю, для того, чтобы сохранить место в высшей лиге, нам не  хватило буквально двух-трех опытных мастеров. Хотя и так чуть не спаслись: со ставропольским «Динамо», которое осталось в элитном дивизионе, набрали одинаковое количество очков, уступив лишь по дополнительным показателям.
- Слышал байку, что в последнем туре руководители ставропольского клуба стимулировали ваших соперников из камышинского «Текстильщика», пообещав целую баржу зерна?
- Насчет зерна не в курсе, но слышал, что «Динамо» действительно обещало «Текстильщику», для которого встреча ничего не решала, повышенные премиальные. В итоге встреча завершилась нулевой ничьей и мы вылетели в первую лигу.
- По ходу того чемпионата судьи не «убивали» бедную команду из Петербурга?
- Всякое случалось. Но особенно запомнился наш двойной перелет в Находку на матч с «Океаном». Добирались на Дальний Восток с двумя пересадками, из-за задержки рейсов вовремя не успевали. О чем заранее предупредили Федерацию футбола, попросив перенес­ти игру на следующий день. Но когда прилетели, уже за полночь, обнаружили - судьи разъехались, да и соперники не намерены с нами играть. Пришлось лететь обратно. А буквально через несколько дней в федерации рассмотрели наши доводы, согласились с ними и решили устроить переигровку. Пришлось вновь отправляться в Находку. Осадок от той встречи, в которой уступили 2:3, кстати, остался - арбитры нас тогда явно «поддушивали», обложили штрафными.
- Для нынешнего «Зенита» чартерные перелеты и размещение в лучших оте­лях давно стали рутинными. Вы о таком комфорте, наверное, и не мечтали?
- Еще бы! Время помните было какое - разруха. Людям и государству не до футбола. Привыкали к постоянному режиму ожидания в аэропортах - то керосина в самолетах нет, то еще чего. А жили… жили на выездных матчах мы практически в сараях. Причем порой просто не знали, где перекусить, - на том же Дальнем Востоке нормальных заведений общепита просто не могли найти!

Набил много шишек
- А сколько, если не секрет, зарабатывали?
- Зарплата примерно 100 - 150 долларов в месяц плюс такие же суммы за победу в каждом матче. Правда, вы­игрывали мы тогда, в 1992-м, не слишком часто.
- Зато уже в следующем сезоне в первой лиге команда под вашим руководством едва не заняла первое место в зоне «Центр». Что помешало?
- Лидировали, боролись, но в итоге уступили тольяттинской «Ладе» - одному из самых богатых российских клубов того периода. Мы «Ладу» дома обыграли, на выезде сыграли вничью, но чаще теряли очки во встречах с другими командами. Неудивительно, представители «Лады» постоянно ездили и стимулировали наших соперников. Да и судьи нас прессинговали.
- Помнится, в тот сезон после домашнего поражения от «Шинника» 2:3 рассерженные питерские болельщики даже гонялись за главным судьей по всему стадиону!
- Он гонял нас по полю, а поклонники «Зенита» гоняли его! Я, правда, в той погоне не участвовал, но, поверьте, поводов для недовольства саратовский арбитр Милосердов предоставил достаточно.
- Та памятная встреча прошла на «Обуховце». Где вам было удобно играть - на небольших стадиончиках или на огромной арене имени Сергея Мироновича Кирова?
- Народу на «Зенит» тогда ходило немного, поэтому, конечно же, на маленьких стадионах. Тот же «Обуховец» казался уютным, удобным… Нас он вполне устраивал.
- Сезон-1994 стал для вас последним на посту наставника «Зенита»…
- Уже в мае того года стало понятно, что в команду вернется Павел Садырин, который после чемпионата мира-1994 расставался с национальной сборной. Я все равно старался, но надо понимать - даже тогда в моем распоряжении находились 20 - 21-летние парни. Но я рад, что приложил руку к взрослению целой плеяды талантливых футболистов - Олег Дмитриев, Владимир Кулик, Максим Боков, Игорь Зазулин, Леша Наумов, которому помешала полностью раскрыть потенциал тяжелая болезнь, позднее - Денис Угаров. Да и Саша Панов у меня начинал. Однако с тренерской точки зрения я набил в тот период таких шишек, что долго потом не мог очухаться. Психологическая нагрузка была очень серьезной. Против лома нет приема, если нет другого лома. А у нас своего лома просто не было…

Сергей ПОДУШКИН

 

Визитная карточка

Вячеслав Мельников
Родился 7 марта 1954 года. Играл за «Волгу» (Горький), «Зенит» (Ленинград). Чемпион СССР-1984 в составе «Зенита». Тренировал «Зенит», «Торпедо» (Павлово), «Газовик-Газпром», «Зенит-д», «Зенит-2», «Металлург-Кузбасс», «Динамо» СПб.

 

Цифры

 

Герои своего времени

Из футболиста - в пожарные

Игорь Зазулин (1974 г. р.)
В юнос­ти атакующий полузащитник считался футбольным вундеркиндом, выступая за сборные СССР и России по своим возрастам. Уже в 17 лет дебютировал за «Зенит» в первой лиге чемпионата СССР, а при Мельникове сразу же заиграл в полузащите роль первой скрипки. Зазулин обладал не только отменным дриблингом, но и прекрасным видением поля и умением сделать острую точную передачу, много забивал. Кроме того, был универсален, мог закрыть чуть ли не любую позицию, хотя предпочитал роль «свободного художника». За «Зенит» играл до 2000-го, став в его составе обладателем Кубка страны. В настоящий момент возглавляет курский «Авангард», играющий в зоне «Центр» второго дивизиона.

Олег Дмитриев (1973 г. р.)
Д­митриев был патриотом своего города и отказывался от заманчивых предложений из других команд. В 1993 году партнеры по «Зениту» выбрали 19-летнего полузащитника капитаном. Дмитриев провел за «Зенит» более двух сотен матчей и восемь сезонов, уйдя в «Рубин» в 1998-м. Сам игрок признает, что так и не смог до конца реализовать свой потенциал. В начале этого десятилетия устроился работать пожарным в одну из питерских пожарных частей и возобновил учебу в Университете им. Лесгафта.

Владимир Кулик (1972 г. р.)
Прекрасный нападающий, обладавший голевым чуть­ем и мощным ударом, в общей сложности наколотил за «Зенит» в чемпионате страны почти сотню мячей. При Мельникове стал в команде лидером атаки и лучшим бомбардиром. Впрочем, остался таковым и при Павле Садырине. За которым в 1997-м последовал в ЦСКА, в составе которого стал серебряным и бронзовым призером чемпионатов России. По окончании карь­еры занялся организацией спортивных мероприятий.

Сергей ЛИНЕШИРОВ

 

Байки эпохи

Справились с грозным «Спартаком»
Несмотря на вылет из высшей лиги, «Зенит» в сезоне-1992 все же совершил один героический подвиг - обыг­рал дома московский «Спартак». В первом чемпионате России красно-белые, возглавляемые Олегом Романцевым, превосходили всех на голову и уверенно завоевали золотые медали. Причем за весь турнир потерпели единственное поражение - как раз 14 мая на стадионе имени Кирова. Подопечные Мельникова обыграли «Спартак» со счетом 2:0, по разу отличившись в первом и во втором тайме. Отметим, что в той игре в составе гостей принимал участие Валерий Карпин - в последние годы, вплоть до увольнения в марте 2014?го, возглавлявший «Спартак».

Первый капитан пошел на завод
Первым капитаном «Зенита» в чемпионатах России стал полузащитник Михаил Левин. Воспитанник школы московского ЦСКА, он уже в 17 лет дебютировал в чемпионате СССР, а в 1991-м, в 21 год, оказался в «Зените» у Юрия Морозова. Как рассказывал Левин, после распада Союза Романцев предложил ему перейти в московский «Спартак», однако футболист влюбился в город на Неве и предпочел остаться. Получив в награду капитанскую повязку. По окончании сезона-1994 и ухода Мельникова покинул «Зенит» и Левин - несколько лет играл во второй лиге, а его последним клубом в 1999-м стал китайский «Фошан». По окончании футбольной карьеры Михаил устроился термистом (специалистом по термической обработке металлов) на Кировский завод, где отработал более семи лет.

Потерялись на три дня
Однажды в 1994-м после матча во Владивостоке с «Лучом» питерский «Зенит» в полном составе и вовсе… не могли найти целых три дня. Виной тому желание сэкономить время и деньги - по предложению начальника команды было решено лететь домой не из Владивостока, а из Хабаровска, но зенитовцы опоздали на рейс. К счастью, им все же удалось выбраться из Хабаровска - на военном самолете, пилоты которого искали халтуру. Но приземлился этот самолет (кроме того, не обошлось без долгой дозаправки в Красноярске) даже не в Москве, как планировалось, а на военном аэродроме в Клину. Худо-бедно зенитовцы добрались до Твери и только оттуда сумели дозвониться в Петербург и рассказать, что они живы-здоровы. А потом уже как-то «вписались» без денег и билетов на поезд до Питера из Москвы.

Сергей ЛИНЕШИРОВ
Рисунок Виктора БОГОРАДА


12.10.2015