Ретро-футбол

«Садырин никогда не юлил»

Дмитрий Хомуха считает, что «Зенит» при Павле Федоровиче неуклонно прогрессировал

Когда питерские футбольные болельщики узнали, что в «Зенит» возвращается Павел Садырин, то буквально воспряли духом. Еще бы, раз Павел Федорович согласился возглавить команду, значит, светлое будущее - не за горами. Так в итоге и вышло - уже в первый сезон при опытнейшем тренере «Зенит» вернулся в высшую лигу, где сразу же превратился в крепкого середняка. О том периоде «Смена» попросила вспомнить Дмитрия Хомуху - одного из ключевых игроков команды Садырина в сезонах 1995 и 1996 годов.

Мы многого добились
- Так вышло, что вы пришли в «Зенит» сразу же вслед за новым наставником. Были знакомы с Садыриным ранее?
- Нет, просто совпало. Грозненский «Эрзу», за который я выступал в первой лиге, был расформирован из-за начала войны в Чечне. Поэтому в декабре 1994-го в поисках нового клуба решил отправиться на просмотр в Петербург. Постепенно начал понимать, что Павел Федорович мне доверяет, - все чаще и чаще попадал в состав, начал в основе и чемпионат страны. В общем, удалось закрепиться в команде.
- А сразу же вам стало ясно, что «Зенит» в первой лиге не задержится?
- По крайней мере задача руководством была обозначена четко - выход в класс сильнейших. Хотя, конечно, начали мы сезон не слишком уверенно. Что, в принципе, неудивительно - команда серьезно обновилась, требовалось время сыграться. Так что сезон получился сложным. Нет-нет, уверенность в достижении амбициозной цели нас никогда не покидала, но хотелось обойтись без нервотрепки и обеспечить более значительный отрыв в очках от конкурентов.
- Расскажите о бытовых условиях. Клуб снимал вам квартиру?
- Да, но это сейчас футболисты живут в непосредственной близости от базы, а меня, как и других приезжих игроков, поселили достаточно далеко. На общественном транспорте добираться на тренировки было довольно долго, но на машине - приемлемо. Правда, автотранспорт зенитовцам тогда, естественно, никто не предоставлял - каждый выкручивался как мог. Меня на тренировки на своей машине обычно подвозил защитник Андрей Брюханов, квартировавший неподалеку. Тогда в «Зенит», как я уже упоминал, пришло много иногородних футболистов - мы сдружились, много времени проводили вместе. Хотя и со старожилами общались вполне нормально. Вообще от двух лет в Петербурге у меня остались только хорошие воспоминания. Я приобрел здесь друзей, не связанных с футболом, с которыми общаюсь до сих пор - вот уже почти два десятилетия. Да и с игровой точки зрения мы многого добились - команда неуклонно прогрессировала.
Финансовые аутсайдеры
- Садырин потом говорил, что зарплата игроков в команде составляла 600 - 800 долларов в месяц. Цифры верны?
- Да, абсолютно. По меркам первой лиги бюджет нашего клуба и такие зарплаты в те времена считались вполне нормальными. Но в высшей лиге многие футболисты даже тогда получали значительно больше. Нам же условия после выхода в элиту улучшили символически. Поэтому по финансовым возможностям «Зенит» в 1996-м совершенно точно располагался ближе к концу турнирной таблицы, в первую десятку не входил.
- Однако тот сезон вы завершили на десятом месте. Получается, даже прыгнули выше головы?
- Скорее, исходя из состава, выступили примерно в свою силу. Подняться повыше было сложно именно из-за недостаточного финансирования. Играли без особых провалов, но и без ярких всплесков. Разве что одолели на выезде будущих чемпионов из московского «Спартака».
- Зато болельщиков у «Зенита» по сравнению с сезоном-1995 точно прибавилось…
- Мы играли на «Петровском». И если в первой лиге он не заполнялся и наполовину, то на матчах с лидерами в высшей лиге были почти аншлаги. Ощущали интерес со стороны зенитовских поклонников. С фанатами не встречались, но автографов раздали немало.

Дмитриев вел за собой
- Уровень футбола в высшей и первой лигах наверняка разнился достаточно сильно. Быстро адаптировались?
- Лично для меня это не составило никакого труда. Все-таки за плечами имел опыт игры еще в чемпионате СССР. А российский чемпионат, поверьте, тогда был значительно слабее советского. Тем не менее я не расслаблялся, а на каждой тренировке старался доказать, подтвердить, что достоин места в основе.
- В «Зените» того периода был яркий лидер?
- Да, Сергей Дмитриев. Он на правах ветерана команды, становившегося в ее составе еще чемпионом Советского Союза, обеспечивал, можно сказать, преемственность поколений. Вел команду за собой, создавал нужный микроклимат в коллективе, атмосферу, необходимую для успешной игры. Можно сказать, Сергей выступал связующим звеном между игроками и тренерами.
- А чем вам запомнился Садырин?
- В первую очередь - своими человеческими качествами. Павел Федорович нико­гда не юлил, всегда говорил правду в глаза. Это редкое и очень ценное качество. Причем он умел найти правильный подход - кому-то что-то высказать при всех, кому-то - в беседе один на один. С психологической точки зрения справлялся с коллективом превосходно. Садырин чувствовал футболистов.
- Еще до окончания сезона-1996 стало ясно, что из-за конфликта с руководством клуба Павел Федорович покинет «Зенит». Это смазало концовку чемпионата?
- Пожалуй. Мы становились все сильнее и сплоченнее, играли все увереннее, а тут пришли такие негативные новости… Конечно, это сказалось - могли добиться большего.
- После ухода Садырина в ЦСКА вы сразу решили последовать за ним? Или подумывали остаться в Петербурге?
- Дело в том, что и думать-то особо было не о чем. У меня как раз закончился двухлетний контракт, а новое соглашение в «Зените» предлагать не спешили. А Павел Федорович позвал меня в Москву.

Сергей ПОДУШКИН

Визитная карточка

Павел Садырин
Родился 18 сентября 1942 года. Умер 1 декабря 2001-го.
Играл за «Звезду», «Зенит» (Ленинград). Тренировал сборную России, «Зенит», «Крис­талл», ЦСКА, «Рубин». Под его руководством «Зенит» выиграл чемпионат СССР-1984, а ЦСКА в 1991-м - чемпионат и Кубок СССР, со сборной России вышел в финальную часть чемпионата мира-1994.

Цифры

«Зенит» при Садырине*


* В чемпионате и Кубке России.
** За победу начислялось три очка.
*** До этой стадии команда дошла уже после отставки Садырина.


Герои своего времени

Тренируют все!

Денис Зубко
(1974 г. р.)
В «Зенит» этот высокорослый (192 см) форвард пришел в двадцать лет, но уже имел к тому моменту за плечами немалый опыт игры в первой лиге за другую питерскую команду - «Смена-Сатурн», а также в чемпионате Швейцарии за «Баден». Но именно под руководством Садырина Денис расцвел. Может, забивал и не много, но действовал на поле очень полезно. Неудивительно, что после успешного сезона-1996 Зубко пошел на повышение, подписав контракт с одним из лидеров российского футбола того периода «Ротором» из Волгограда. В его составе Денис провел восемь сезонов - стал серебряным призером чемпионата России, играл в еврокубках и даже провел четыре матча за национальную сборную. Затем поколесил по России, отметившись удачной игрой в «Урале», «Тереке» и в «Кубани». Карьеру в качестве играющего тренера Зубко продолжал и в нынешнем сезоне, а чуть больше месяца назад был утвержден главным тренером «Энергии» из Волжского, выступающей во втором дивизионе.

Максим Боков
(1973 г. р.)
По амплуа правый защитник, дебютировал в «Зените» в 16 лет и быстро, еще будучи тинейджером, превратился в одного из ключевых футболистов. За семь сезонов провел за родной клуб почти две сотни матчей, причем именно он стал в новейшей зенитовской истории первым игроком, включенным в список 33 лучших футболистов страны, - в 1996-м Максим стал вторым на своей позиции после спартаковца Рамиза Мамедова. Позднее, после ухода вместе с Хомухой и Владимиром Куликом в ЦСКА, еще дважды попадал в список 33, трижды сыграл за сборную. Является двукратным призером чемпионатов страны с ЦСКА и обладателем Кубка России с «Тереком». Как тренер поработал в нескольких клубах низших дивизионов, в том числе главным в «Дмитрове» и тверской «Волге». Сейчас трудится в ДЮСШ ЦСКА.

Дмитрий Хомуха
(1969 г. р.)
После распада СССР уроженец Ашхабада провел даже пару матчей за сборную Туркмении, но продолжил играть за харьковский «Металлист». В «Зенит» полузащитник, правда, перешел накануне сезона-1995 уже из грозненского «Эрзу». На протяжении всего садыринского периода играл в команде одну из ключевых ролей, а после ухода Павла Федоровича отправился за ним в ЦСКА, где, как и Боков, дважды становился призером чемпионатов России. Также в карьере Хомухи есть победа в Кубке страны-2003/04 в составе «Терека». Визитная карточка Дмитрия-футболиста - мастерское исполнение штрафных ударов. В качестве тренера в конце прошлого десятилетия не без успехов работал в армейской ДЮСШ, после чего возглавил юношескую сборную России, которую в прошлом году привел к победе на первенстве Европы.

Сергей ПОДУШКИН


Байки эпохи

Предшественник Тимощука
После выхода в высшую лигу «Зенит» укрепился не слишком значительно. Можно сказать, питерский клуб приобрел только одного футболиста высокого класса - украинца Сергея Попова из донецкого «Шахтера». На тот момент «Шахтер» не обладал нынешними финансовыми возможностями, но при этом с Поповым в составе выигрывал Кубок Украины и становился серебряным призером чемпионата страны. Однако к концу 1995-го 24-летний полузащитник только-только восстановился после травмы, и руководство «Шахтера» не стало его удерживать. Сложно сказать, как бы сложилась карьера Попова, но тут как раз подоспело предложение от Садырина. Причем сумма трансфера составила менее 100 тысяч долларов. При Павле Федоровиче Попов стал твердым игроком основы «Зенита», выполняя функции так называемого «волнореза», привлекался и в сборную Украины. Правда, провел он в Петербурге только около полутора лет, а затем надолго вернулся обратно в «Шахтер». Примечательно, что на посту капитана команды Сергея в свое время сменил не кто иной, как еще один будущий зенитовец - Анатолий Тимощук.

Назад в будущее
При Павле Садырине в команду вернулось сразу несколько футболистов, блиставших в чемпионатах СССР. Прежде всего речь о форварде Сергее Дмитриеве: чемпион СССР в составе ЦСКА и «Зенита» после выступлений в чемпионатах Швейцарии, Израиля и Германии решил вновь поиграть на родине. И доказал, что и в возрасте чуть за тридцать не потерял былые навыки, - наколотил за два неполных сезона полтора десятка голов. Зато у его партнера по «Зениту» и ЦСКА Валерия Брошина войти в ту же реку не получилось - он сыграл лишь десяток матчей в сезоне-1995. Кроме того, в 1996-м за «Зенит» выступали и атакующие полузащитники Игорь Данилов и Борис Матвеев, игравшие в ленинградской команде не последние роли в конце восьмидесятых.

Самый скандальный матч


Заключительный матч российского периода Садырина в «Зените» одновременно стал и самым скандальным. В последнем туре чемпионата страны-1996 в гости к зенитовцам пожаловал московский «Спартак». Причем только победа на «Петровском» позволяла красно-белым догнать владикавказскую «Аланию» в гонке за чемпионством и получить право на золотой матч. Зенитовцы открыли счет, однако затем Андрей Тихонов и Егор Титов обеспечили «Спартаку» необходимый результат. Причем голкипер «Зенита» Роман Березовский в эпизодах с пропущенными мячами действовал, мягко говоря, не лучшим образом. Дав повод для пересудов о сдаче голкипером матча. Однако никаких доказательств в итоге предъявлено не было. Кстати, «Спартак» золотой матч у «Алании» выиграл, причем эта игра проходила опять-таки на «Петровском».

Сергей ЛИНЕШИРОВ
Рисунок Игоря КИЙКО


12.10.2015