От первого лица

Анатолий Бышовец: «Пришлось побыть и Аристотелем»

Экс-наставник «Зенита» считает, что при нем Петербург объединился вокруг команды 

Из середняка в одного из лидеров российского футбола превратился в конце девяностых «Зенит» при Анатолии Бышовце. В 1998-м команда даже шла на первом месте, претендовала на чемпионство, однако приглашение Бышовца в сборную России в итоге оставило ее вообще без медалей.

Правильная атмосфера
- Анатолий Федорович, вы приняли питерскую команду в непростой период, когда после ухода Павла Садырина ее покинули многие лидеры. Насколько сложно было сформировать новый коллектив?
- Изначально я ориентировался на игроков, которые играли в «Зените» в 1996 году, - команда была неплохо укомплектована. Но в межсезонье ее покинули пять-шесть ведущих игроков. Требовалось в кратчайшие сроки найти возможности для усиления. Нам это удалось. В частности, использовали внутренние резервы. Просто счастье иметь в распоряжении такого прекрасного как по игровым, так и по человеческим качествам футболиста, как Алексей Игонин. Появился в составе и Саша Панов, которому при подписании контракта я сразу поставил задачу стать нападающим национальной сборной. Помогли нам и ребята из ближнего зарубежья. Хотя те же Геннадий Попович и Роман Максимюк стоили столько, что при нынешней конъюнктуре трансферного рынка их цену, образно говоря, было бы не увидеть даже под микроскопом. К примеру, Романа «Зенит» приобрел тысяч за 5 - 7 долларов, а впоследствии продал чуть ли не за миллион в киевское «Динамо». Среди приглашенных был и Василий Кульков, который на тот момент практически завершил карьеру. Но, учитывая наши с ним добрые отношения, вновь начал играть, сбросив буквально за один сбор десять лишних килограммов.
- За счет чего буквально за один сезон вам удалось создать коллектив, который в 1998-м сражался за титул?
- Прежде всего удалось создать правильную, рабочую атмосферу. О том периоде по-разному сейчас вспоминают отдельные игроки, которые не отвечали требованиям и не проходили в состав, дают мне нелестные оценки. Да, штрафы за нецензурщину, за нарушения - все это было. Но главное достоинство того коллектива как раз и заключалось в конкуренции между игроками, во взаимной требовательности. За эти два года нам удалось полностью раскрыть все лучшие качества футболистов, повысить их уровень профессионализма, отношения к делу. И еще один важнейший момент. Однажды, когда мы с «Зенитом» делали зарядку в Петровском парке, ко мне подошли пожилые болельщики и сказали: «Анатолий Федорович, спасибо!» И на мой вопрос: «За что?» - ответили: «Вы нас объединили!» Действительно, город тогда объединился вокруг команды, а «Зенит» стал играть за город. Не только перестал бороться за выживание, но и начал претендовать на первое место.

Прямо как «Барселона»
- Признайте, стиль «Зенита» под вашим руководством был достаточно неброским, порой вы вообще играли без ярко выраженных нападающих…
- Да, но мне кажется, что тренер порой поставлен в такие условия, когда следует находить единственно верное решение. У нас были проблемы с центральными нападающими, и я ввел систему с «фальшивым» центрфорвардом, как сейчас порой играет «Барселона». У нас таким центрфорвардом был Александр Куртиян. Отходя, он освобождал пространство для игравших на краях Сергея Герасимца и Максимюка, смещавшихся в свободные зоны. Так мы запутывали соперников и обыгрывали «Спартак», ЦСКА…
- Общеизвестно, что вы еще занимались в «Зените» и культурным просвещением футболистов. Помогало ли это команде на футбольном поле?
- Задача тренера - раскрыть личность игрока. А без общей культуры, обогащения внутреннего мира трудно рассчитывать, что игрок сумеет раскрыть весь свой личностный потенциал. Не случайно у Александра Македонского воспитателем был Аристотель. В частнос­ти, я на свои средства купил на базу библиотеку для игроков, по моему примеру ребята собирали деньги на добрые дела - в частности, для помощи детям из малообеспеченных семей. Мне кажется, что приобщение игроков к театру, религии, благотворительности и на футболе сказывалось положительно. Многие зенитовцы стали совсем по-другому относиться к искусству. Что уж говорить, даже корейцев, когда я их тренировал, удавалось водить по музеям. А в таком городе, как Петербург, без соприкосновения с культурой просто невозможно жить. Для меня это было очень большой разрядкой, позволяло переключаться, заряжаться красотой памятников, картин… Конечно же, регулярно с женой посещали и Мариинку - для нас это было естественной потребностью.

Заложник ситуации
- Не жалеете, что в 1998?м возглавили сборную России?
- Сами посудите, как можно отказываться, когда зовут в национальную сборную?! Да еще и влачащую на тот момент жалкое существование? Получается, я просто стал заложником ситуации. Да, хотел совмещать посты и в сборной, и в «Зените», но руководители клуба и РФС приняли решение сделать меня освобожденным тренером.
- Боролись за то, чтобы остаться в питерской команде?
- Нет, я не стал этого делать. Хотя до конца сезона оставался при команде, уже не будучи ее главным тренером. В этой ситуации самым важным для меня было избежать конфликтных ситуаций, не втянуть в них игроков. Хотя вполне мог бы заручиться поддержкой футболис­тов, но посчитал - интересы команды превыше всего. Считаю, что это было совершенно правильно - при мне в «Зените» был выбран верный курс на развитие. Дальнейшие успехи клуба - тому подтверждение.

Сергей ПОДУШКИН

Цифры

«Зенит» при Бышовце

 
* За победу начислялось три очка.
** Завершала сезон-1998 и взяла Кубок команда уже под руководством
Анатолия Давыдова.

Визитная карточка

Анатолий Бышовец
Родился 23 апреля 1946 года. Играл за «Динамо» (Киев) и сборную СССР. Четырехкратный чемпион и обладатель Кубка СССР. В качестве главного тренера привел олимпийскую сборную СССР к победе на Играх-1988 в Сеуле, возглавлял также юношескую сборную СССР, сборные СНГ, России и Южной Кореи, «Динамо» (Москва), АЭЛ (Кипр), «Зенит», «Шахтер» (Донецк), «Маритиму» (Португалия), «Томь» (Томск), «Локомотив» (Москва).

Герои своего времени

А кто-то ведь играет до сих пор!

Роман Березовский
(1974 г. р.)
Голкипер родился и начал играть в футбол в Армении, но расцвет его карьеры пришелся именно на годы в «Зените». Появился в питерской команде еще в 1994-м, а спустя пару лет, при Павле Садырине, завоевал место в основе. При Бышовце был фактически безальтернативным вратарем № 1, но и при Анатолии Давыдове продолжал выходить в стартовом составе. В 1999-м не только стал обладателем Кубка страны, но и попал в список 33 лучших футболистов чемпионата России. Правда, уже по окончании следующего года покинул «Зенит» и перебрался в Москву. Дальше в его карьере были «Торпедо», «Динамо», «Химки», а с 2012-го по сей день вновь «Динамо». Причем Роман, которому в августе стукнет сорок, не сидит в глубоком запасе, а порой играет в Премьер-лиге. В сборной Армении, за которую Березовский выступает уже почти два десятка лет, он и вовсе является лидером и капитаном. Фишка Романа - отражение пенальти. По этому показателю он рекордсмен в СССР и России.

Сергей Герасимец
(1965 г. р.)
Воспитанник киевского «Динамо» пришел в «Зенит» уже в возрасте за тридцать, летом 1997-го, но успел принести команде немало пользы. Атакующий крайний полузащитник не без успеха играл еще в чемпионате СССР за донецкий «Шахтер» и минское «Динамо». А после распада Советского Союза провел почти три десятка матчей за сборную, забивал красивые мячи, в том числе и в ворота сборной Голландии. Впрочем, в «Зените» его мощные дальние удары также достигали цели. После ухода Бышовца остался в команде, но ненадолго, пусть и успел стать обладателем Кубка России. Уже в 1999-м перебрался в вильнюсский «Жальгирис», а через пару лет завершил игровую карьеру. В качестве тренера возглавлял череповецкую «Северсталь» и казахский «Окжетпес», ассистировал Анатолию Бышовцу в мос­ковском «Локомотиве», помогал Эдуарду Малофееву в питерском «Динамо». Нынешней весной был назначен руководителем детско-юношеских команд ФК «Тосно».

Юрий Вернидуб
(1966 г. р.)
Опытнейший украинский защитник, по сути, является единственным футболистом первого набора Анатолия Бышовца, кто закрепился в команде. До приезда в Петербург успел поиграть в нескольких клубах на родине, а один сезон - в Германии. Но именно в нашем городе провел, пожалуй, лучшие футбольные годы. Мало того, уроженец Житомира стал сначала вице-капитаном, а затем и капитаном «Зенита». Вернидуб действовал неброско, но надежно - провел в общей сложности за питерский клуб более восьмидесяти матчей и отметился двумя забитыми мячами, а также стал обладателем Кубка страны. После завершения карьеры в 2000-м вернулся на Украину и стал тренером. Сначала в запорожском «Металлурге», а затем и в луганской «Заре», где работает главным тренером с мая 2012-го по настоящее время. «Заря» звезд с неба не хватает, но является довольно крепким коллективом.

Сергей ЛИНЕШИРОВ

Байки эпохи

Пиво поменяли на газ
В самом начале девяностых титульного спонсора у «Зенита» не было вообще, но после вылета в первую лигу еще при Вячеславе Мельникове на футболках команды появилась реклама строительной компании «XX трест». Позднее, с приходом в 1995-м Садырина, на зенитовской форме появились логотипы пивоваренной компании «Балтика». Однако в 1997-м, после достаточно скандального расставания с Павлом Федоровичем, пивных спонсоров питерского футбольного клуба сменили газовые. Сначала на футболках «Зенита» красовалась надпись «Газпром-Лентрансгаз», затем, с 1998-го, - «Газпром-Газэнергофинанс». Более лаконичная и при этом более внушительная надпись «Газпром» появилась с 2000-го. И остается до сих пор.

Давыдов борозды не испортил
Вообще-то накануне сезона-1997 Анатолий Давыдов возвращался в «Зенит» не играть в футбол, а тренировать - на должность помощника Бышовца. Но поскольку на заключительном предсезонном сборе сразу несколько защитников команды получили травмы, в оборонительной линии «Зенита» образовалась внушительная дыра. В роли палочки-выручалочки Анатолий Федорович и попросил выступить Давыдова, который в предыдущем сезоне играл в чемпионате Китая и навыки растерять не успел. Давыдов оперативно переквалифицировался в футболиста, провел за питерскую команду полтора десятка матчей, часто выходя на поле вместе со своим сыном Дмитрием. Свою заключительную встречу перед окончательным переходом на тренерскую работу Анатолий сыграл в возрасте 43 лет и 295 дней, что до сих пор остается рекордом чемпионатов России. И неизвестно, будет ли достижение побито когда-нибудь. При этом Давыдов-старший на поле борозды не портил.

Игра до «непобедного» конца

Хотя в сезоне-1998 «Зенит» с первых туров заявил о себе как о серьезном претенденте на чемпионство, судьи его особо не жаловали. Самым скандальным считается матч 22 июня на «Петровском» против калининградской «Балтики». Тогда подопечные Бышовца после первого тайма вели в счете 2:0, но во второй половине встречи гости сократили разницу до минимума. Зенитовцы не стали играть на удержание счета, действовали активно, и Сергей Герасимец даже забил гол, который, впрочем, арбитр Сергей Хусаинов после отмашки бокового судьи отменил. Хотя многие посчитали, что положение «вне игры» в том эпизоде было зафиксировано ошибочно. Но еще больше поклонников «Зенита» возмутил тот факт, что «Балтика» сравняла счет на восьмой добавленной минуте. А затем сразу же прозвучал финальный свисток! Неудивительно, что после встречи болельщики забросали судейскую бригаду бутылками и проклятиями.

Сергей ЛИНЕШИРОВ
Рисунок Игоря КИЙКО



12.10.2015