Запрещенный показ

Приказано - забыть о фантазиях

Фильм, посвященный депортации чеченцев, не получил прокатного удостоверения

Министерство культуры России отказало в выдаче прокатного удостоверения фильму «Приказано забыть», посвященному депортации чеченцев в 1944 году. Чиновники возмутились центральным эпизодом фильма, где представляется как достоверный факт сожжение жителей аула Хайбах. Никаких доказательств якобы состоявшейся 70 лет назад трагедии ни у авторов фильма, ни у ученых нет. Подавляющее большинство историков считает жуткий рассказ про Хайбах выдумкой, которая вылезла на свет в период перестройки.

История, леденящая кровь
Название высокогорного аула Хайбах прогремело в 1990 году. До этого в давно нежилом районе велись археологические раскопки, проводились искусствоведческие исследования, доказавшие уникальную ценность памятников древнего зодчества в этих местах. Тем не менее резонансными сообщения ученых не стали.
А вот когда в журнале «Огонек» опубликовали письмо некоего Саид-Эмина Бицоева, Хайбах стал символом геноцида чеченского народа. Автор письма сообщал, что при депортации жителей этого селения в феврале 1944 года войска НКВД заживо сожгли в сельской конюшне 705 человек. Причиной зверской расправы стало то, что людей оказалось неудобно вывозить по узкой заснеженной дороге.
Восполнить недостаток фактов и доказательств, приведенных в письме, взялся сослуживец Бицоева, военный в отставке, не имеющий ни исторической, ни криминалистической подготовки. Он взобрался на снежные вершины и буквально через несколько дней поведал миру, как сорок шесть лет спустя после описываемых событий ходил по слою пепла, в котором утопали его ноги. Более того, неожиданно из-за скалы появился седовласый абориген, который, трясясь в рыданиях, узнал свою дотла сожженную супругу по ее сохранившимся… косам!
Все это, безусловно, трогательно. Но не подтверждено ничем, кроме воображения автора…

Про кикимору болотную
Напомним, что в девяностые СМИ о чем только не сообщали, лишь бы опорочить проклятую советскую власть: и о том, что Ленин - гриб, и о том, что Павлик Морозов - слепоглухонемой олигофрен, и о том, что у Берии дома был крематорий, где он сжигал девушку-другую каждодневно.
Сегодня почти все из этой шелухи попало, как и положено, в мусорную корзину. Однако миф о Хайбахе противоестественным образом сохранился. В основном, конечно, благодаря усилиям коллеги Бицоева, который неутомимо, на протяжении двадцати лет, зарабатывал гонорары в десятках СМИ на этой «жареной» истории.
Именно на эти публикации и ссылается режиссер фильма «Приказано забыть», считая их достаточным документальным доказательством. Это похоже на то, как если бы любой другой фантазер настаивал на реально существующей кикиморе болотной, поскольку тиражи о ее похождениях превышают миллионы экземпляров!

Одобрили же, ну…
Режиссер фильма сильно обижен на Министерство культуры России, которое изначально одобрило заявку на фильм, а потом его запретило. Он хотел попасть на кинофестиваль в Канны, а тут - такой облом! Почему чиновники сперва пошли навстречу фильму - понятно. Вероятно, ожидали, что создатели картины затеют серьезный разговор о депортации чечено-ингушского народа. Например, расскажут, сколько было уклонистов и дезертиров из Красной армии, сколько бандитов и диверсантов, а также о том, сколько дивизий пошло служить на стороне врага. Может быть, в картине нашлось бы место размышлениям о том, что в условиях войны за все вышеперечисленные преступления полагалось только одно наказание - высшая мера. Однако руководство СССР ограничилось депортацией - мягкой, согласимся, мерой по тем суровым временам. Но об этом в фильме - ни словечка. Эмоционально, с надрывом, явлена лишь одна картина: злодеи НКВД ни с того ни с сего поджигают конюшню с загнанными туда мирными жителями…

Хорошо, но мало!
Не стоит ломать себе голову над тем, как два батальона загнали в деревянное строение. Не более достойно анализа и то обстоятельство, что, если войска НКВД взобрались по узкой дороге к горным вершинам, им после этого куда проще было бы спуститься вниз, конвоируя выселяемых. Эти доводы - для нормальных, не зацикленных на кровавых злодеяниях советской власти людей, привыкших зарабатывать себе на жизнь честным трудом, а не идеологически ангажированными фантазиями.
Хорошо, что Министерство культуры России начало «фильтровать базар» и отказывать тем, кто спекулирует на «открытиях» девяностых годов, не подтвержденных ни единым документом. Хорошо, но этого мало... Не стоит ли обратить внимание, например, на нобелевского лауреата, произведения которого входят в школьную программу? Он ведь утверждает, что во время репрессий было уничтожено более 30 миллионов граждан нашей страны, а бараки в ГУЛАГе строили из замороженных трупов зэков. Кстати, у того же автора тоже упоминается сожжение на кострах заключенных Соловецкого монастыря. Что же, снимем об этом картину и пошлем в Канны? Или зададимся вопросом: каким образом можно загнать в огонь сотни людей? Разве не бросятся они на мучителей, пусть и до зубов вооруженных?!
Руслан Коконаев, режиссер фильма, запрещенного к показу в России по причине возможного разжигания национальной розни, подобных вопросов себе не задает. Он хотел стать героем Чечни, без всяких доказательств показав Россию зверем. Он мечтал стать лауреатом Каннского фестиваля. Не получилось. Наверное, для достижения цели сегодня обмазать ворота дегтем уже недостаточно. Министерство культуры, слава богу, начало настаивать на предъявлении справочки, что позоримая женщина - недевственна. Нет справочки - иди, зубами деготь соскребай. Разве не справедливо?

Виктор ИВАНЦОВ

12.10.2015