Бразильский дневник

«Твой дядя часто бывал на «Маракане»!»

Футболиста нельзя считать профессионалом, если он не играл на великом стадионе в Рио?

Мое знакомство с «Мараканой» состоялось задолго до того, как я начал всерьез увлекаться футболом. Дядя по линии отца - Сергей Муратов - был известным футбольным тренером, возглавлял иркутскую «Звезду», «Читу»… Я его практически не помню, но, когда был совсем маленьким, папа любил показывать мне фотографию дяди Сережи на «Маракане»…

 

Достойный гимна
«Твой дядя часто бывал в Рио-де-Жанейро, - приговаривал отец. - И когда он туда приезжал, встречался с самим Зико!»
Конечно, я тогда и понятия не имел, чем так хорош этот стадион и уж тем более кто такой Зико. И вот спустя двадцать с лишним лет я стою у той самой «Мараканы», что раньше видел только на фотографии, а рядом - памятник Зико, легенде «Фламенго» и одному из величайших полузащитников в истории футбола.
Первая мысль - какая же она, «Маракана», огромная! Наверное, по размерам ее можно сравнить с нашими «Лужниками». Хотя, если учесть, что изначально стадион вмещал до 200 тысяч человек, пусть и стоящих, а размер чаши оставался прежним после всех трех реконструкций, стадион в Рио-де-Жанейро должен быть как минимум наполовину больше московского…
Прямо к арене подведена одноименная стация метро, что делает «Маракану» доступной для болельщиков из любой точки города. С пляжа Копакабана до стадиона можно добраться и на автобусе, но подземка везет без пробок. Кариоки настолько любят свой храм футбола, что даже поют про него песни. И впервые я их услышал как раз в метро, когда ехал вместе с болельщиками на матч Бельгия - Россия. У многих футбольных клубов есть свой гимн. Но чтобы у стадиона…
Недавно видел интервью игрока сборной Бразилии 80-х годов местному телеканалу, где он на полном серьезе заявляет, что футболист, за свою карьеру не сыгравший на «Маракане» или анг­лийском «Уэмбли», не может называть себя профессионалом. Да, такое мес­то достойно гимна!

Уши закладывало
Уже на подходе к своему сектору начинаешь ощущать дыхание стадиона. Акустика здесь настолько мощная, что от восторженного или разочарованного взрыва трибун может заложить уши. Правда, кариоки из числа моих знакомых утверждают, что раньше атмосфера на «Маракане» была совершенно иной. Возможно, оттого, что стадион более чем вдвое потерял во вместимости. Теперь он максимально комфортный и соответствует всем стандартам ФИФА. Но народным он больше никогда не будет.
Главной особенностью старой «Мараканы» был жерал, так называемая буферная зона между полем и трибунами, где во время матчей собирались самые сумасшедшие болельщики. Билет туда стоил символический один доллар, что делало «Маракану» доступной для любого желающего. Смотреть игру с жерала было практически невозможно, зато люди могли выплеснуть наружу все свои эмоции и зарядить энергией футболистов любимой команды.

Тоска по Колизею
Но на упразднении дикого жерала все не закончилось.
- Бразильцы всегда любили смотреть футбол стоя, - говорит мой приятель, болельщик «Ботафого». - Раньше болельщики приходили на «Маракану» и размещались где хотели. Нумерации сидений не было. Можно было сесть на сиденье, а можно было смотреть стоя. Сейчас, если тебя захлестнули эмоции и ты вскочил со своего кресла, к тебе сразу подходит стюард и просит сесть на место.
Несмотря на то что «Маракана» по-прежнему является домом для всех четырех главных клубов Рио - «Фламенго», «Флуминенсе», «Васко да Гама» и «Ботафого», - арена все больше становится похожа на театр для людей с достатком. Местные же еще помнят времена Колизея и уже начинают по ним тосковать…

Владислав КУЗОВЛЕВ,
Рио-де-Жанейро
Фото автора

12.10.2015