От первого лица

Валентин Балахничев: «Уйду в отставку, когда решу все проблемы»

Президент Всероссийской федерации легкой атлетики ни от кого прятаться не собирается

Российскую легкую атлетику, увы, нынче сотрясают скандалы. В конце прошлого года огромный резонанс во всем мире произвел документальный цикл немецкого канала ARD, обвиняющий наших атлетов в нечестной игре. А в начале года нынешнего стало известно о массовой дисквалификации ведущих российских мастеров спортивной ходьбы, бегуньи Юлии Зариповой и семиборки Татьяны Черновой. Где горькая правда, а где ложь и клевета? Кто виноват? И что, собственно, теперь делать? Об этом корреспондент «Смены» спросил у президента Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентина Балахничева.

Мутко обещает помочь
- Валентин Васильевич, всем понятно, что ситуация неприятная и непростая. Как долго накапливались допинговые проблемы и как теперь их расхлебывать?
- В России вообще все проблемы, кроме наводнений и пожаров, не появляются неожиданно. Они, как вы правильно выразились, накапливаются. И случай с аномальными показателями биологических паспортов не стал исключением. В какой-то период многие не понимали, что такое биологический паспорт. А мы, в свою очередь, не провели своевременную разъяснительную работу среди спортсменов и тренеров. И сейчас на выходе получили массовую дисквалификацию. Однако надеюсь, в ближайшее время лимит такого рода резонансных случаев будет исчерпан. И в будущем удастся избежать их повторения. Признаю, предпосылки допинговых скандалов действительно были. До 2008-го у нас в России вообще не было своего антидопингового агентства. Эти функции формально выполняли Министерство спорта и национальные федерации, а Олимпийский комитет России подключался только в период проведения Игр. Не могу не коснуться и позиции субъектов федераций, которые до сих пор не выполняют в полной мере свои обязанности в сфере борьбы с запрещенными препаратами. Ведь есть примеры применения допинга даже в некоторых детско-юношеских школах. И в дальнейшем эти ребята становятся для сборной России бесполезными, поскольку не могут обходиться без запрещенных препаратов. Так что, хотя вины и не снимаю, далеко не все аспекты проблем с допингом связаны с деятельностью федерации и лично меня как ее президента. И решать эту проблему надо всем вместе. В частности, буквально на днях министр спорта Виталий Мутко в разговоре со мной сам затронул вопрос усиления борьбы с допингом в детско-юношеском спорте, пообещал помощь.

Нам мешают мифы
- То есть, получается, еще пару-тройку лет назад война с допингом была обречена на поражение?
- Не обречена, а отягощена наличием застарелых проблем. Отмечу, что отсутствие независимого антидопингового агентства в стране приводило к волюнтаристским решениям и расхлябанности. Отсутствие российского закона о допинге - к возможности оспорить наказания. А отсутствие должного контакта со Всемирным антидопинговым агентством (WADA) - к политике WADA, не учитывающей наши интересы. Я постоянно убеждал Международную ассоциацию легкоатлетических федераций (IAAF), что баланс проверок не соблюдается. В тестовых пулах атлетов, которых можно проверять каждый день, на 100 российских спортсменов приходилось менее десяти представителей Германии, Великобритании, Франции… Такой дисбаланс ненормален, но в какой-то степени мы сами дали повод для таких перекосов. Знаю, многие предъявляют нам претензии по поводу количества пойманных на допинге. Но не забывайте: в последнее время РУСАДА ежегодно брало рекордное количество проб среди наших легкоатлетов: по три-четыре тысячи. Так что процент нечистоплотных спортсменов не так и велик.
- Правда ли, что расследование по ходокам велось два с лишним года?
- Да, оно началось еще в 2012-м. То замирало, то опять разгоралось. Естественно, мы хотели найти выход из положения. И не могли никого обвинять, пока сами не были уверены. Сыграло свою роль и то, что в последние десятилетия пресса буквально подталкивала на путь защиты интересов спортсменов вне зависимости ни от чего. В российском спорте, к сожалению, существует несколько мифов. Первый - государство обязано защищать атлетов от того, чтобы их поймали на допинге. Второй - во всем мире используют допинг. И миф третий, вытекающий из двух первых, - принимают запрещенные препараты все, а ловят наших… Полный бред, но такая психология и сыграла сейчас злую шутку.

Постараемся отстоять Лашманову
- Что теперь будет с тренером ходоков Виктором Чегиным? И придется ли его дисквалифицированным подопечным сдавать олимпийские медали?
- Я с уважением отношусь к Виктору Михайловичу и его достижениям, но… В любом случае не хотел бы комментировать его будущее, поскольку данный вопрос решаем не мы, а РУСАДА, которое ведет расследование деятельности центра Чегина. Что же касается олимпийских наград, то РУСАДА в своем вердикте основывалось на действующем кодексе WADA. И раз медалей Олимпиад ходоки не лишены, юридически это сделать нельзя. В случае если это произойдет, спортсмены могут обратиться в Спортивный арбитражный суд. Мы, в свою очередь, готовы отстаивать их  права в случае ущемления. Но поддерживать финансово, оказывать помощь, включать в состав дисквалифицированных атлетов мы не имеем права.
- А как объясните участие ранее дисквалифицированной олимпийской чемпионки по спортивной ходьбе Елены Лашмановой в чемпионате Мордовии в конце декабря? Теперь ведь ей могут продлить дисквалификацию, что приведет к пропуску Игр-2016 в Рио. Не так ли?
- Мне до сих пор неясно, как такое могло случиться. Ведь все понимали, что участие в соревнованиях дисквалифицированных спортсменов запрещено правилами. Можно ли отстоять Лашманову? Юридически вижу выход из этой ситуации, ведем переписку с IAAF. Но что там решат, пока неизвестно.
- Главный тренер сборной России Валентин Маслаков, при котором команда выиграла домашний чемпионат мира, после дисквалификации ходоков подал в отставку. Как оцениваете его поступок?
- Напомню, что при нем сборная очень успешно выступала и на Олимпийских играх. Но отставка логична - как главный тренер Маслаков в первую очередь несет ответственность за происходящее в легкой атлетике. Как, впрочем, и я. Так что отставки не закончились…
- Правильно ли я понимаю, что вы собираетесь покинуть президентский пост? В последнее время по этому поводу разгорелась дискуссия…
- Я не прошу никого высказываться в мою поддержку, хотя и благодарен этим людям. Но не собираюсь уклоняться от столь серьезного вопроса, прятаться за какими-то процедурными моментами. Считаю, польза от моей отставки будет, если вместе со мной уйдут и все проблемы российской легкой атлетики. Но для этого необходимо еще кое-что сделать на этом посту (по сведениям «Смены», 17 февраля на президиуме ВФЛА Балахничев поставит вопрос о своей отставке, но может и сохранить свой пост - Прим. С. П.).

С провокациями надо бороться
- Вышедшие недавно на немецком телеканале ARD фильмы про ужасы в российской легкой атлетике нанесли серьезный имиджевый удар. Собираетесь подавать в суд?
- В выдаче исходных материалов нам в ARD отказали. Порекомендовали обратиться в WADA, которое создало комиссию по этому поводу. Теперь мы запросили исходники уже у WADA. После их получения и изучения собираемся подавать в суд. И требовать не публичных извинений, а уголовного преследования. Мы уже провели слушания, опросив упоминавшихся в фильме спортсменов. И все сказали, что закадровый текст их словам не соответствует. Удивляет вера мирового спортивного сообщества, моих друзей, даже в нашей стране, что фильм правдив. Но это не так. Люди несут чушь, не основываясь на фактах, все снимается скрытыми камерами, задаются наводящие вопросы, делаются компиляции… Надо понимать: если бы россияне приехали в Германию, задавали бы подобные вопросы местным спортсменам, провоцировали олимпийских чемпионов, а потом показали бы такой фильм, то его немецкая общественность мгновенно назвала бы провокацией. А россияне начинают сомневаться. Поэтому нам надо обязательно доказать, что эти фильмы - провокация!
- В связи с последними событиями каковы ваши ожидания от предстоящего в августе чемпионата мира в Пекине?
- В первую очередь хочется, чтобы наша команда вообще приняла в нем участие без всяких санкций и ограничений, в том числе и в спортивной ходьбе.
- Неужели такие санкции возможны?
- В этом мире возможно все, правила позволяют. Особенно в случае выхода еще пары-тройки провокационных фильмов без должной защиты с нашей стороны. Но все же надеюсь, что нам удастся отстоять честь российской легкой атлетики, исправить свои ошибки и удачно выступить на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро.

Сергей ПОДУШКИН

 

Смена власти

Бубка станет президентом?

В недавнем прошлом знаменитый прыгун с шестом, многократный рекордсмен мира и олимпийский чемпион Сергей Бубка объявил о намерении стать президентом Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Президент Олимпийского комитета Украины Бубка выставит свою кандидатуру на выборах, которые пройдут в августе. Ранее о своем намерении баллотироваться на пост № 1 в мировой легкой атлетике заявил двукратный олимпийский чемпион в беге на 1500 м британец Себастьян Коэ. Действующий президент IAAF сенегалец Ламин Диак уже дал понять, что не будет участвовать в новых выборах.

12.10.2015