Свет в конце дамбы
Владимир Путин выполнил свои обещания - Комплекс защитных сооружений Петербурга наконец-то сдан!
Этого события наш город ждал больше тридцати лет. Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений, в просторечии называемый дамбой, начали строить еще при советской власти - в 1979 году. А смогли достроить лишь сейчас - в 2011-м. Рекордный долгострой удалось завершить благодаря усилиям премьер-министра Владимира Путина - именно по его указанию стройка была разморожена и все-таки доведена до логического конца.
«Это - историческое событие»
Естественно, национальный лидер России не мог пропустить столь важное для Петербурга событие и прибыл в родной город, чтобы собственноручно перерезать красную ленточку в подводном тоннеле от Кронштадта до Ломоносова.
- Хорошо помню, когда в 2005 году я сюда приехал, посмотрел и у меня возникло чувство, что восстановить это просто невозможно: здесь была огромная свалка железобетона и железного лома, - признался премьер на торжественной церемонии открытия. - И все-таки решение было принято, и уже с 2006-го стройка возобновилась.
Владимир Путин назвал открытие дамбы историческим событием - и это вряд ли преувеличение. Сколько политических баталий, споров и научных дискуссий было вокруг этого сооружения во времена перестройки! Предлагалось построенный участок снести, а строителей - привлечь к уголовной ответственности. Горлопаны ушли в политическое небытие, а дамба - вот она!
Бюджет стройки даже по нынешним временам можно считать фантастическим - 109 миллиардов рублей. Впрочем, эта цифра несопоставима с возможным ущербом от разрушительных наводнений, которые угрожали Петербургу на протяжении всей его истории. Теперь эта угроза в прошлом: дамба способна защитить город от повышения уровня воды до пяти метров.
Из Кронштадта в Ломоносов - с ветерком
Сдача в эксплуатацию Комплекса защитных сооружений ознаменовала собой завершение еще одного питерского долгостроя - Кольцевой автодороги. Ее начали строить 13 лет назад. Однако кольцо не замыкалось, пока не был готов подводный тоннель для автомобилей, располагающийся под судопропускными сооружениями дамбы. Его предстояло соорудить на глубине 25 метров - ничего подобного в России еще не было. Пожалуй, это был самый сложный и дорогостоящий этап возведения как дамбы, так и КАД. Но вот - свершилось: тоннель от Кронштадта до Ломоносова заработал…
Хотя, надо признать, ездить по нему можно было еще год назад. Правда, спецпропуска выдавали лишь милицейским и пожарным машинам, а также строительной технике. Сразу открывать оживленное автомобильное движение было нельзя - для начала следовало смонтировать все системы безопасности.
- На них мы потратили около восьми миллиардов рублей, - рассказал заместитель генерального директора КЗС Олег Панчук. - Зато теперь тоннель защищен от пожаров, в нем есть необходимая гидроизоляция, вентиляция, повсюду видеокамеры. Также действует специальная система освещения, которая имитирует естественный свет.
Проехаться с ветерком по подводному тоннелю автомобилисты смогли уже в минувшую пятницу - вскоре после завершения официальной церемонии открытия, когда разъехались высокие гости. Ощущение невероятное - «нырять» в тоннель на большой скорости и уже через несколько минут снова «выныривать» на свет божий… Только был в Кронштадте - а уже в Ломоносове!
Новая дорога должна выполнить еще одну важную задачу - принять на себя часть транзитного транспорта и улучшить экологическую ситуацию в Петербурге. Обидно только, что проблему пробок завершенная КАД уже вряд ли решит, - машин у горожан все больше и больше. Именно поэтому в нынешнем году в Смольном заговорили о начале проектирования КАД?2. Хочется надеяться, что ее возведение, в отличие от КЗС и КАД-1, не затянется на долгие десятилетия… Но это уже будет зависеть от новых городских властей.
Ольга Рябинина