Задержать фрицев любой ценой!

В боях на подступах к Ленинграду впервые в истории мировой авиации был выполнен двойной таран


Уже не осталось в живых ветеранов, участвовавших в той воздушной битве. И потому эту историю нам рассказал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Василий Минаков, который очень давно собирает материалы об участии в военных действиях морских летчиков. 30 июня 1941 года многие его друзья по летному училищу отправились на сложнейшее задание - уничтожить переправу на Западной Двине и задержать быстро наступавшие немецкие вой­ска. Ленинграду нужно было время, чтобы подготовиться к обороне. И летчики пошли на верную смерть, чтобы это время для города выиграть.

Вопреки всему

Сам Василий Иванович тогда служил на Дальнем Востоке и стал активно участвовать в военных действиях чуть позже. А вот его друзья, которые по распределению попали на Балтийский флот, сражались с первых дней войны. Многие тогда же и погибли.

- Обстановка была критической, немцы рвались к Ленинграду и за 5 дней проскочили 300 километров! До города им осталось 500, - рассказывает Минаков. - И тогда морским бомбардировщикам дали приказ - уничтожить мост в районе латвийского города Двинска и максимально проредить ряды противника, у которого было много танков, артиллерии и мотопехоты. На таком большом расстоянии от аэродромов не могла действовать фронтовая авиация, потому что ее рабочий радиус был 100 - 250 километров. А тут 500! Поэтому на задание отправили морскую авиацию, причем только бомбардировщиков и торпедоносцев, поскольку истребители не могли лететь так далеко…

Летчики знали, что это задание - верная гибель! Их отправляли бомбить наземные цели, хорошо защищенные вражеской артиллерией и авиацией. И они летели туда без прикрытия истребителей, в плохую погоду, понимая, что над целями придется проходить очень низко и немцам проще будет их подбить… Однако командиры сказали, что решается судьба Ленинграда. А значит, лететь надо! И 30 июня 112 самолетов отправились на опасное задание. Около половины из них не вернулись.

Иду на таран!

- Их встретили мощным артиллерийским огнем, а потом еще и фашистские «мессер­шмиты» налетели! - продолжает свой рассказ Василий Минаков. - Но наши летчики очень здорово потрепали противника. Надо сказать, в Великой Отечественной вой­не это был первый значительный удар, который смогла нанести наша авиация по захватчикам. При этом сражение было крайне ожесточенным. Например, мой друг и сокурсник Петр Игашов совершил тогда так называемый двойной таран. Он первым в мире это сделал! На их группу напали три истребителя. Петя расстрелял один «мессер», но и сам был подбит другим истребителем. Однако самолет Игашова все еще был управляемым, и Петя смог протаранить врага в воздухе, а потом перевел горящую машину в отвесное пикирование и направил ее на колонну с пехотой и танками, которая пыталась форсировать Западную Двину!

За тот подвиг лейтенанту Петру Степановичу Игашову посмертно присвоили звание Героя.

Впрочем, как мы помним, немцы все равно продолжили наступление. И 8 сентября, после захвата крепости Шлиссельбург, началась блокада Ленинграда.

Однако отчаянные усилия наших солдат, пытавшихся задержать фашистов, не были напрасными. Все это время ленинградцы строили вокруг города оборонительные сооружения. Несколько сотен тысяч жителей каждый день выходили на эти тяжелейшие работы, в итоге к сентябрю было построено и вырыто около 90 километ­ров хорошо укрепленных рубежей!
Ленинград встретил приближающихся врагов во всеоружии.

Юлия ЛИ

12.10.2015