Кузница Победы
Оружие, с которым защищали Ленинград, ковалось женскими и детскими руками
Рабочие, стоявшие у ленинградских станков, проявляли стойкость и самопожертвование не меньшие, чем бойцы на полях сражений. И даже в самые тяжелые блокадные месяцы жители блокадного города ставили трудовые рекорды.
Вместо колготок - снаряды
Что может сделать город на осадном положении? Отрезанный от основных источников энергии, с умирающими от холода и голода жителями, без регулярных поставок стратегического сырья, под бомбами, которые вражеская авиация в первую очередь обрушивала на военные заводы? Однако ленинградцы оказались способны на чудо.
Ленинградское чудо можно измерить цифрами: во втором полугодии 1941 года горожане произвели 10 процентов от всех артиллерийских орудий, изготовленных за это время в стране, 23,5 процента минометов и почти 15 процентов танков. А ведь в начале войны больше половины военных производств были эвакуированы из города. Оборудование, ценные сырьевые ресурсы, квалифицированные кадры переехали в Поволжье, на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Всего к началу блокады было вывезено 92 предприятия.
Однако на помощь оставшимся в осажденном городе военным заводам пришли мирные производства. Степень кооперации предприятий была просто поразительной - даже маленькие мастерские вносили свою лепту. Например, в ателье делали запалы для гранат, в мастерской по ремонту примусов - запалы для мин, даже в кондитерской готовили ингредиенты для взрывной части снарядов. Что уж говорить о наших больших заводах! Так, на трикотажно-чулочной фабрике «Красное знамя» работницы стали изготавливать корпуса для 76-миллиметровых снарядов, завод резиновой обуви «Красный треугольник» переключился на изготовление аэростатов заграждения и заготовок для мин. Завод им. Второй пятилетки, который раньше производил машины для бумажной промышленности, буквально в первые дни войны стал поставлять боеприпасы и узлы для танков КВ. Мебельные фабрики занимались изготовлением футляров для противопехотных и противотанковых мин. Обувная фабрика «Скороход» стала выпускать снаряды, а потом - пулеметные ленты.
Всем миром против фашистов
Помимо боеприпасов - а именно в них Ленинградский фронт нуждался особенно остро - в городе производились грозные «катюши», тяжелые танки КВ, которые хорошо себя показали в начале войны, пистолеты-пулеметы Судаева, первые тяжелые фугасные ракеты вращательного типа конструкции Алешина - да всего и не перечислить. На фронт ленинградцы поставляли около 4 тысяч различных видов военной техники, оружия и боеприпасов. Причем на тяжелых производствах работали, как правило, женщины и подростки.
- А сколько воспоминаний о таких вот хрупких, но очень сильных женщинах! - говорят сотрудники Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. - Какие теплые слова произносили танкисты о женской бригаде Ирины Булыгиной с Кировского завода, которая ремонтировала танки. Понимаете, в цехе холодно, к танку прикоснешься - примерзнуть можно, а девушки ворочают тяжелыми инструментами и очень быстро исправляют повреждения. И сама Ирина Булыгина - просто Дюймовочка! Вот как она могла справиться с такой тяжелой работой? Или вспоминают о 14-летней девочке, совсем еще ребенке. Она приходила на работу с куклой, оставляла ее под станком в колясочке, но при этом, как взрослые, выполняла свою производственную норму. А в каких условиях люди работали! Например, специалисты Сестрорецкого завода им. Воскова, который изготовлял пистолеты-пулеметы Судаева, каждый день ходили на работу от места, где сейчас станция метро «Черная речка» (там жили их семьи в здании Военно-морской академии), до Смольного. И при этом какие-то детали для обработки они возили на другие заводы. Сил не было их нести, так они их на санках волокли...
Помимо женщин и детей во время войны на производства стали приходить пенсионеры. Ивану Бобину было уже 75 лет, когда он пришел помочь своему родному Кировскому заводу. Не смог остаться в стороне, когда страна и город попали в беду. «Сейчас, когда вся страна поднимается на защиту Родины… и старый, и молодой - все сейчас должны быть на боевых постах!» - обращался он в открытом письме к другим пенсионерам.
На помощь пришла наука
В условиях нехватки ресурсов и оборудования огромный шаг вперед сделала ленинградская наука. Была даже создана специальная комиссия по реализации оборонных изобретений. Наши ученые в своих мемуарах вспоминают, что так вдохновенно, как тогда, «перед лицом смерти», они, наверное, никогда не работали. Ведь хорошее изобретение в прямом смысле спасало жизни. Так, именно во время блокады впервые применили эхолокацию, чтобы заранее узнать о приближающихся самолетах противника. Это изобретение позволило избежать многих жертв. Применение мха сфагнума вместо бинтов и дезинфицирующих средств, которых не хватало в военных госпиталях, - это тоже придумка наших ученых. К слову, с июля по декабрь 1941 года штаб фронта принял к реализации 422 изобретения и рационализаторских предложения от ленинградских специалистов. 95 из них относились к бронетанковой и автомобильной технике, 84 - к средствам связи, 78 - к артиллерии.
Заводы не могли развернуться во всю мощь - не хватало сырья. Тогда ученые нашли замену огнеупорным, гидроизоляционным материалам и даже привычному тротилу - он, к сожалению, быстро закончился в осажденном городе. Для производства взрывчатых веществ стали применять сплав «П» - смесь селитры с кремнеалюминиевым компонентом. Он стал основой наших снарядов, ручных гранат и мин.
Однако ничто не проходит бесследно. После прорыва и снятия блокады нашей промышленности пришлось еще долго восстанавливаться - оборудование было изношено, в техническом плане Ленинград отстал от тыловых производств, а уж сколько квалифицированных кадров было потеряно… Но ленинградцам удалось сохранить самое главное - удивительную силу духа.
Юлия ЛИ