В обход закона
Реклама совсем низко пала
По чьей вине городские тротуары превратились
в доску объявлений и почему с этим никто не борется
На Петербург обрушилась новая напасть: все дороги и тротуары в наиболее оживленных местах исписаны разноцветными объявлениями о товарах и услугах. Особенно это заметно у станций метро: куда ни глянь - везде следы несмываемой даже самым сильным ливнем краски. Скрыть этот позор сможет лишь толстый слой снега, но зима еще не наступила. Неизвестные «художники» продолжают заколачивать немалые барыши, уродуя городские тротуары, а питерские чиновники только руками разводят: призвать рекламистов к ответу они якобы не могут. Хотя, как выяснила «Смена», захотели бы - смогли.
Дешево и сердито?
У станции метро «Горьковская» пестрыми трафаретными объявлениями испещрен почти весь асфальт. Здесь и приглашение в школу ди-джеев, и реклама ювелирной мастерской, и призыв не выкидывать, а продавать неисправные бытовые приборы - список можно продолжать и дальше.
У станции метро «Проспект Большевиков» - еще более возмутительная картина: путь к фирме, устанавливающей новые окна, начертан прямо на асфальте - в виде нескольких десятков намалеванных белой краской указателей.
Но и это еще цветочки. Ягодки - это то, что рекламные надписи стали появляться даже на тротуарах Невского проспекта! На углу Невского и улицы Марата, у выхода со станции метро «Маяковская», мы насчитали 28 объявлений на асфальте! А что творится у Гостиного Двора! Рекламисты-нелегалы, зарабатывающие на размещении таких объявлений, ведут довольно агрессивную кампанию по привлечению новых клиентов. Они делают акцент на достоинствах нового вида рекламы: в первую очередь - на ее дешевизне. Например, рисунок на асфальте размером метр на метр стоит в среднем 2500 рублей. В то время как громоздкие рекламные конструкции - десятки тысяч.
«Рисуем на асфальте только ночью!»
Во что при этом рискуют превратиться в скором времени питерские тротуары, рекламистов, понятное дело, интересует мало. Мораль и этика, а также элементарное уважение к родному городу отходят на второй план, когда речь идет о заработке. В Интернете легко обнаружить сайт конторы, через которую принимаются подобные заказы (чтобы не создавать ей лишнюю рекламу, мы решили не указывать ее название). Возглавляет контору некий Сергей Кириллов, 1986 года рождения. Данные указаны на сайте - уверенный в собственной безнаказанности, Кириллов не особо скрывается и не шифруется.
Корреспондент «Смены» под видом потенциального клиента, желающего разместить рекламу на тротуаре Невского проспекта, позвонила «черному» рекламисту, чтобы выяснить технологию его работы. Оказалось, что расписать можно любое место в городе, и главный проспект - не исключение. Правда, от степени риска зависят тарифы - Невский, например, продается по тройной цене.
- Никаких ограничений на размещение такой рекламы нет, - начал мне втолковывать Кириллов. - Это не разрешено, но и не запрещено. Соответствующей статьи в законе нет. Вопрос лишь в том, насколько ваш заказ сложен в техническом исполнении. На Невском нам бы хотелось делать все быстро, то есть без нанесения нескольких слоев краски. Лучше, если это будет одноцветное изображение…
- А вы по ночам работаете?
- Конечно! Попробуйте что-то на Невском днем покрасить!
- А как называется ваша фирма - зарегистрирована ли она как юридическое лицо?
- Если вам необходима оплата по безналу, у нас есть юридическое лицо, но, разумеется, оно не имеет никакого отношения к рекламе на асфальте.
- Ну а договор мы какой-то с вами все же заключим?
- Э-э-э… В принципе, можем, конечно, и заключить. Но писать мы там будем полную ересь. За рекламу на асфальте официально мы денег брать не хотим. Если вы переживаете, не обманем ли мы вас, можете оплачивать работу по факту без предоплаты. Здесь все зависит от серьезности заказа. Сами понимаете, бесплатно весь город мы разрисовывать не будем…
- А офис у вас есть? Куда к вам можно подъехать?
- Давайте лучше я сам к вам приеду. А вообще я предпочитаю встречаться на месте будущего нанесения рекламы, чтобы потом не было вопросов…
Собственно, вот он, нелегальный бизнес во всей красе - ни офиса, ни юридического лица, ни регистрации, ни официальных договоров, ни уплаты налогов. Расследованием этой деятельности впору заняться Управлению по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Ну а теперь перейдем непосредственно к «художествам».
Бездействию нашли оправдание
Почему же рекламисты продолжают разрисовывать город, ничего не боясь? Виноваты в этом питерские чиновники, которые в упор не хотят замечать данную проблему, ссылаясь на отсутствие упоминания об асфальте в Законе «О рекламе».
Как известно, надзор за соблюдением законности в рекламной сфере осуществляет Управление федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (УФАС), работу которого «Смена» критикует довольно часто. И неспроста. В Петербурге до сих пор повсеместно стоят брендмобили, хотя в законе отдельно оговорено, что они запрещены. Но и с ними никто не борется! Сотрудники отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе УФАС своему бездействию нашли оправдание: розыск владельцев машин, превращенных в рекламоносители, не входит в их функции. Да и вообще, как утверждают антимонопольщики, силами работающих в отделе четырех человек с брендмобилями не справиться. Какая уж тут реклама на асфальте!
- Размещение рекламы на асфальте законом не регламентируется, - сообщили «Смене» в пресс-службе УФАС по Санкт-Петербургу. - Поэтому у нас нет оснований привлекать за это к ответственности. Чтобы ситуация изменилась, необходимы поправки в Федеральный закон «О рекламе».
Сама Федеральная антимонопольная служба может внести на рассмотрение депутатов Госдумы такие поправки, но почему-то не вносит. Видимо, ждет, когда улицы российских мегаполисов будут повсеместно испоганены людьми, подобными Сергею Кириллову.
Тем временем несколько депутатов Думы все-таки обратили внимание на «асфальтовое безобразие». Сейчас на рассмотрении в российском парламенте находится законопроект, предусматривающий запрет этого вида рекламы, а также введение административной ответственности за данное правонарушение. В то же время, как считают юристы, бороться с рисунками на тротуарах можно и в рамках действующего законодательства.
- Любой тротуар и асфальтовая дорога находятся на балансе какой-либо организации - например, Комитета по благоустройству, местных ТСЖ, метрополитена (если речь идет о территории, прилегающей к станциям метро), - объясняет известный петербургский юрист Родион Юрьев. - И они как собственники имущества вправе потребовать возмещения причиненного имущественного вреда. Кроме того, нарушителей можно привлечь к ответственности по статье 7.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества. Правда, штраф в данном случае невелик - от 300 до 500 рублей.
Кстати, петербургские парламентарии также при желании могли бы внести свою лепту в защиту городских улиц от засилья уродливой рекламы. Для этого достаточно на местном уровне принять соответствующие поправки в Закон «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге». Кстати, именно по этому пути пошли власти во многих российских регионах - например, в Калининграде и Воронеже. Почему же в культурной столице России рекламный вандализм до сих пор не возведен в ранг преступного деяния, а к рекламе на асфальте чиновники относятся как к детской шалости?
Светлана Новикова