Плоды модернизации

Новые квитанции: разберись, если сможешь!

Коммунальные платежки станут более информативными, но менее понятными простому потребителю

Министерство регионального развития утвердило новый примерный образец квитанции по оплате коммунальных услуг. Примерный, потому что во внешний вид бланка управляющие компании смогут вносить свои изменения, однако при этом они должны указывать в платежке всю обязательную информацию. А ее стало существенно больше по сравнению с нынешними квитанциями!

Первое и, пожалуй, самое важное изменение в том, что, выставляя счет за тепло, электроэнергию, горячую и холодную воду, коммунальщики обязаны прописывать, сколько  гражданин платит за индивидуальное потреб­ление, а сколько - за общедомовые нужды. Сейчас в квитанции мы видим только итоговую сумму и не можем сравнить эти цифры. В новой платежке все должно встать на свои места - горожанин будет знать, что в этом месяце по счетчику ему накрутили 700 рублей за тепло и еще 400 рублей он должен отдать за общедомовое потребление. В частности, за обогрев подъезда. Возможно, когда расходы на «общие нужды» станут более понятными и наглядными, жильцы будут внимательнее относиться к тому, что происходит в доме. Например, выйдя покурить на лестничную клетку, не забудут после этого закрыть форточку, чтобы не выстудить весь подъезд.
Второе существенное дополнение - в квитанции будут указаны действующие тарифы и нормативы по всем видам коммунальных услуг. Надо сказать, что и сейчас некоторые управляющие компании размещают на платежках такую справочную информацию. Однако  остальные не торопятся вводить в курс дела жильцов, руководствуясь правилом, что чем меньше потребитель знает, тем крепче спит. А главное, не задает лишних вопросов.
В-третьих, управляющая компания ежемесячно должна публиковать показания общедомовых приборов учета. Конечно, далеко не всем потребителям важно знать, сколько, к примеру, горячей воды потребляет весь дом. Но открытость этих данных все же делает работу управляющей компании более прозрачной.
Наконец, если управляющая компания захочет провести перерасчет за какую-либо предоставленную услугу, в платежке обязательно должна быть указана причина перерасчета, чтобы потребитель не гадал, с какой стати за тепло в этом месяце он должен платить чуть ли не в два раза больше!
Минус в новой квитанции, по сути, один - в ней трудно ориентироваться, а информации представлено столько, что образец, рекомендованный Минрегионразвития, с трудом вмещается на лист формата А4!
- В целом, конечно, эти уточнения будут полезны для потребителя, - считает Марина Акимова, председатель правления Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга. - Мы со своей стороны довольны, что теперь есть стандартизированная форма квитанции, в которой учтены появившиеся в последнее время требования различных ведомств. Вот, например, Комитет по тарифам настаивал, чтобы в квитанциях были прописаны тарифы за коммунальные услуги. И штрафовал те организации, у которых этого не было. А когда есть единая утвержденная форма бланка, к ней не сможет придраться ни один комитет! Другое дело - внешний вид новой квитанции. Разобраться простому потребителю будет тяжело.
В почтовых ящиках петербуржцев платежки нового образца должны появиться уже к середине следующего года. Вот тогда и посмотрим, почем водичка в батарее!

Юлия ЛИ

12.10.2015