Реформа
ТО уже совсем не то!
Приехать на техосмотр новоявленные автомобилисты могут только на эвакуаторе
Как уже сообщала «Смена», 1 января 2012 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому отныне функции техосмотра (ТО) перешли от МВД к коммерческим техническим центрам, а заключение договора ОСАГО стало возможным только при условии наличия талона техосмотра. Российский союз автостраховщиков (РСА), ставший основным центром, отвечающим за процедуру техосмотра, все-таки сумел не допустить хаоса на станциях ТО.
Очередей удалось избежать. Пока?
Многие эксперты предрекали ажиотаж и гигантские очереди на станциях ТО уже в январе. Однако коллапса не случилось: почти все пункты находятся на тех же местах и работают в том же режиме, что и в прошлом году. В ближайшее время, по мере того как РСА будет регистрировать новых операторов, их количество начнет возрастать. Напомним, что в 2011 году в связи с введением моратория на техосмотр оно, наоборот, уменьшалось.
Несмотря на то что талоны техосмотра нового образца так и не поступили к операторам (Гознак напечатал их в недостаточном количестве), больших проблем из-за этого также не возникло: автомобилистам выдают талоны старого образца. Последние будут действительны до 1 апреля. Впрочем, январь на станциях ТО всегда был достаточно спокойным месяцем. Кроме того, большинство автомобилистов, видя, в какой спешке готовилась реформа техосмотра в России, и предчувствуя будущую неразбериху, предпочли загодя, еще в декабре, сделать себе полис ОСАГО.
- Теперь эти люди могут ездить без талона ТО до тех пор, пока у них не закончится страховой полис, - говорит Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». - Поэтому то, что на станциях ТО нет очередей, во многом заслуга нашего умного и сообразительного народа.
Не исключено, что уже весной на станциях начнется нездоровый ажиотаж. Процесс аккредитации операторов ТО и поступления новых бланков может затянуться - на всех желающих их, скорее всего, просто не хватит.
На станцию ТО - на эвакуаторе?
Те, кто в тонкости реформы техосмотра вникнуть еще не успел, уже сейчас сталкиваются с рядом неприятных сюрпризов. Например, с таким: вы идете делать полис ОСАГО, обращаетесь в страховую компанию и… получаете отказ. А все потому, что срок действия талона ТО заканчивается у вас, к примеру, весной 2012 года. По новым правилам в оформлении полиса ОСАГО вам должны отказать, если талон ТО заканчивается в ближайшие полгода.
И тогда вы вынуждены отправиться на станцию техосмотра. Только вот передвигаться без полиса ОСАГО нельзя - такой вот казус. Получается, ехать можете только на эвакуаторе…
В столь же абсурдную ситуацию попали многие из тех, кто приобрел в январе подержанные автомобили. Получается, что после заключения договора купли-продажи машины новый владелец не может никуда ехать на своем транспортном средстве. Ведь полис ОСАГО без талона ТО не дадут! А как ехать на станцию техосмотра - опять же на эвакуаторе? То есть вместо упрощения процедуры автомобилисты получили лишнюю головную боль.
Хотели как лучше…
Наконец, анонсируемая цель реформы - улучшение состояния автотранспорта, а также уменьшение на дорогах числа «ржавых корыт на колесах» - вряд ли будет в ближайшее время достигнута. Скорее наоборот.
- В сфере техосмотра в Петербурге в последние годы был наведен порядок - машины проходили фотографирование на станциях, поэтому число купленных талонов было невелико, - говорит Денис Шубин, президент автоклуба А-24. - А сейчас пошел обратный процесс: автомобилисты покупают талоны техосмотра, выписанные в других регионах, - по сути, левые бланки. Петербург опустился до уровня тех субъектов Федерации, где никакого фотографирования не было и в помине. «Убитых» машин на дорогах уже стало больше.
Впрочем, в будущее эксперты все же смотрят с оптимизмом. Дай бог, в ближайшие полгода РСА все-таки наведет порядок во вверенной сфере…
Ольга РЯБИНИНА
Фото Кирилла КУДРЯВЦЕВА
Сравните сами
Петербург - третий по дороговизне
Операторы техосмотра отныне работают по фиксированным ценам. Тариф на ТО установили местные власти. Петербург вошел в тройку самых дорогих регионов России, обогнав даже Москву.
Самый дорогой техосмотр
Московская область -1040 рублей
Приморский край - 996 рублей 82 копейки
Петербург - 881 рубль
Москва - 690 рублей
Магаданская область - 669 рублей
Самый дешевый техосмотр
Тамбовская область - 300 рублей
Республика Адыгея - 295 рублей
Тюменская область - 293 рубля
Астраханская область - 265 рублей
Нижегородская область - 253 рубля
Кстати
Страховщики получат доступ к базам МВД
На минувшей неделе Владимир Путин посетил один из пунктов технического обслуживания, предварительно проведя встречу с представителями общественных организаций автомобилистов. Премьер лично убедился в том, что процесс прохождения ТО пока далек от идеала. Заглядывая же в будущее, Путин поднял важную проблему:
- Хотел бы обратить внимание на возможность монополизации рынка, чего допустить нельзя, так же как нельзя занижать рентабельность предприятий, занимающихся этим видом деятельности.
Также премьер пообещал предоставить страховым компаниям и операторам станций техосмотра частичный доступ к профильным базам данных МВД.